Руслан Семенюк: «Главная задача – развивать Коми»
Среди лесопромышленных предприятий Коми компания «Лузалес» с каждым годом все более на слуху. На ее счету крупные инвестиционные проекты, причем успешно реализованные без заимствований со стороны.
Территория деятельности предприятия постоянно расширяется, начав работу на юге республики – в Прилузском районе, «Лузалес» теперь осваивает труднодоступную Удору. А в планах еще освоение Корткеросского, Койгородского и Княжпогостского районов, и даже проект, касающийся центральной России. За 22 года компания, начинавшая как небольшой лесозаготовительный бизнес, не только многократно нарастила заготовку древесины, но и наладила ее глубокую переработку, которую сейчас активно развивает. О планах предприятия «Республике» рассказал председатель совета директоров ООО «Лузалес» Руслан Семенюк.
- Прошедший год для экономики России оказался непростым, многие предприятия потеряли в доходах, «заморозили» новые проекты. Каким 2020-й стал для компании «Лузалес»?
- Вопреки всему – достаточно удачным. В 2020 году мы выполнили все плановые показатели, которые перед собой ставили. Пиломатериалов выпустили почти на 17 процентов больше, чем в 2019 году, пеллет – на 28 процентов, объемы лесозаготовки возросли на 10 процентов. Сотрудников стало больше почти на 15 процентов, сейчас у нас работают без малого две тысячи человек, а в скором времени, с запуском новых проектов планируем довести эту цифру до двух с половиной тысяч. С доходами тоже все сложилось неплохо, есть возможность инвестировать в развитие, платить достойную зарплату сотрудникам. Кстати, на днях принято решение индексировать зарплаты в этом году на 7 процентов. Новоселье отпраздновали – достроили офисное здание, переехали в него 4 января, а 13 января уже отметили в нем день рождения компании, «Лузалесу» исполнилось 22 года.
- Насколько исполнению планов прошлого года помешала пандемия коронавируса? Ведь один из главных покупателей вашей продукции – Китай, где в первую очередь начались карантинные мероприятия.
- На самом деле, коронавирус не столько помешал, сколько заставил задуматься, переосмыслить многое в нашей работе. Некоторые сложности с поставкой продукции за границу возникали, но все вопросы оперативно решались. Главная проблема была здесь, заключалась она в том, что сотрудники болели и из-за этого некоторые участки простаивали. Не вышел человек на работу, и его сменщик тоже заболел, соответственно работа стоит, объемы производства снижаются. Но у нас еще в начале года был очень хороший задел, потенциал роста, поэтому все показатели мы даже перевыполнили. Но если бы не ковид – перевыполнили бы их еще больше. К сожалению, из-за пандемии пришлось перенести на этот год открытие пеллетного завода на нашем участке в Човью, из-за карантинных мероприятий не могли приехать шеф-наладчики.
- Удалось ли избежать массовой заболеваемости в вахтовых поселках? Все-таки люди в них живут достаточно скученно, постоянно общаются между собой, ходят в одну столовую.
- Вспышек заболевания, к счастью, удалось избежать. Были случаи, когда человек приезжал на участок уже больной, с температурой. Тут же отправляли его или в больницу, или обратно домой. В связи с тем, что большинство наших вахтовиков работают в лесу, каждый сидит в кабине своего лесовоза, харвестера и так далее, контактов между ними мало. А в самом вахтовом поселке контакты между людьми постарались минимизировать, насколько это было возможно. Конечно, везде стоят дезинфицирующие средства, маски раздаем, помещения постоянно обрабатываем. Некоторые сотрудники уже прививки сделали.
- Чему «Лузалес» уделил максимум внимания в прошедшем году?
- В 2020 году мы сконцентрировали все свои силы на участке в Човью. В первую очередь увеличили нашу железнодорожную сетку, и теперь мы каждый день можем принимать и отправлять от четырех до шести составов. Сейчас мы отправляем прямые поезда от Човью до Шанхая по 62 контейнера. Это очень удобно и выгодно. Большинство российских лесопромышленных компаний для этих целей использует морской фрахт, привозит продукцию в Китай, а там ее уже раскидывает партиями по 4-5 контейнеров по разным покупателям другими видами транспорта. У нас ситуация иная, поскольку наши партнеры в Китай – крупные, серьезные компании, то наши пиломатериалы поездом доставляются непосредственно на завод. У нас это получилось, поскольку у нас есть очень хорошие, серьезные партнеры в Китае. И нашу продукцию поездами мы поставляем непосредственно на заводы.
Кроме того, в прошлом году перед нами стояла задача запустить здесь же в Човью сушильный комплекс с туннельными камерами. Я уже говорил, что с монтажом оборудования из-за карантина в прошлом году были сложности, многие предприятия отложили из-за этого запуск нового оборудования. И с сушильными камерами была подобная ситуация, но мы смогли договориться, что специалисты из шведской фирмы Valutec будут с нами работать на удаленном доступе. Все удалось, камеры работают, и это позволило нам увеличить производство пиломатериалов, минимизировать трудозатраты. Кстати, таких сушильных камер в России сейчас всего три и все на нашем предприятии. Одна на участке в Кыддзявидзе, две в Човью.
- Когда все-таки планируете запустить пеллетный завод в Човью? И куда намереваетесь реализовывать его продукцию?
- К монтажу пеллетного оборудования мы смогли приступить только в январе, завод планируем запустить через два-три месяца. Уже установлено основание для прессов и сами прессы – их пять, транспортер подачи готовых пеллет в охладитель.
Сейчас у нас пеллеты покупает в основном Великобритания, но с запуском нового завода появится еще один зарубежный клиент – Дания.
- Пеллеты покупают европейцы, пиломатериалы в основном китайцы. А как же российский рынок?
- На внутренний рынок продукция тоже идет. Те же погонажные изделия, оцилиндрованное бревно и готовые срубы из него, клееный брус. Но не в таких объемах. Тут вопрос в покупательской способности, спросе. Мы можем и домостроительные комплекты производить, и конструкции для школ и садиков, ФАПов, но заказов-то нет.
Есть еще одна проблема с выходом на российский рынок – логистического характера. Коми фактически находится в тупиковой зоне, отправлять в разные регионы России продукцию, особенно, если это некрупные партии, сложно и невыгодно. Поэтому мы хотим создать базу компании «Лузалес» во Владимирской области, как раз из расчета на отечественного клиента. Владимирская область в этом плане очень удобна – выход на Москву, Казань, за Урал, другие регионы центральной России. Пока мы ведем переговоры с руководством области, разрабатываем дорожную карту. Планируем создать логистический центр, куда будет доставляться продукция из Коми для дальнейшей отправки в другие регионы. А кроме того – построить завод по производству плит МДФ из местного сырья.
- А строить там завод – это экономически целесообразно? Ведь во Владимирской области древесина дороже, чем в Коми, да и местных переработчиков там, вероятно хватает.
- Дело в том, что в этом регионе сейчас не ценится низкосортная, балансовая древесина, которая пойдет на плиты, ею практически никто не занимается. В то же время на этой территории востребована МДФ.
- В Коми у вас тоже грандиозные планы по переработке низкосортицы в фанеру. В прошлом году вы заявили о создании производства шпона на вашей базе в Сыктывдинском районе и строительстве фанерного завода в Човью. Как обстоят дела с этими проектами?
- Производство шпона мы планируем запустить до конца этого года. Первые пять контейнеров с лущильным оборудованием уже пришли, теперь его нужно монтировать. На этом участке будет лущильная линия для производства рубашечного шпона, две линии по производству шпона для внутренних слоев фанеры, линия сушки шпона на газу. Будет создана вся необходимая инфраструктура для обеспечения производственного процесса – 10 бассейнов гидротермической обработки древесины и станция обратного водоснабжения, будет установлен козловой кран, появится система подачи и раскряжевки круглого леса на сортамент, площадки складирования. Кроме того, реконструируем водопроводные, электрические и тепловые сети, обустроим дорогу и стоянку. Работы предстоит очень много. Что касается самого фанерного завода, то уже строим административно бытовой-комплекс, а производственные помещения пока в стадии доработки проектов. К их строительству рассчитываем приступить в июне. Запуск планируем на конец 2022 года. До того, как начнем выпускать фанеру, шпон будем продавать. Предварительные договоренности есть с Китаем, но не исключаю, что шпоном заинтересуются и местные производители фанеры.
- Фанерное производство направлено в первую очередь на переработку березовых «балансов». Сырье для пеллетного производства – щепа и опилки. А как намереваетесь утилизировать самые невостребованные отходы производства – кородревесные?
- На сегодняшний день мы находимся в пусконаладке ТЭЦ на 14 мегаватт в Човью, которая потребляет исключительно кору. В ближайшее время мы, я надеюсь, получим все документы и выведем ее в полностью рабочий режим. После этого мы планируем приступить к работе по второй очереди ТЭЦ. Таким образом 80 процентов энергии для собственных нужд мы будем производить сами, остальное закупать И уже сейчас мы видим, что кородревесных отходов, которые у нас остаются, для работы ТЭЦ не хватит. Конечно, можно использовать как топливо опилки и щепу, но это же расточительно – их можно пустить на пеллеты. Так что будем забирать на утилизацию кородревесные отходы у других предприятий.
Кстати, с переработкой низкосортной, балансовой древесины, отходов лесопильного, фанерного производства связан наш новый инвестиционный проект, который мы готовим совместно с правительством Республики Коми. Предполагаемый объем финансирования - от 30 до 40 миллиардов рублей. В ближайшее время будет готова концепция этого проекта, надеюсь, к концу года увидим проектное решение. Это будет очень интересный комплексный проект, который должен стать драйвером развития лесной отрасли не только Республики Коми, но и всего Северо-Запада России.
- Полагаю, и на ближайшее время есть планы? Какие задачи ставите перед собой на этот год, кроме запуска пеллетного и шпонового производства?
- Собираемся начать строительство второй линии сортировки сухих пиломатериалов и пакетирования здесь же, в Човью. Начали обновление техники. Уже получили пять новых самосвалов «Вольво» и один ричстакер для погрузочных работ на железной дороге. Заключили договор на 18 комплексов «лесных комбайнов» - харвестеров и форвардеров «Джон дир», 6 из них приходят уже в ноябре. Кроме того, заключен договор на поставку 45 лесовозов Вольво, 15 из которых прибудут в октябре. Совсем недавно приобрели пять МАЗов для Удорского участка, а также два вилочных погрузчика. Всё это делается ради обновления нашего парка, где будут созданы высококомфортные рабочие места для наших сотрудников.
В феврале стартовала реконструкция лесопильного завода на нашем участке в Прилузском районе, в Кыддзявидзе. Поменяем там оборудование, старому уже лет 20, в частности, модернизируем лесопильную линию EWD. Результатом станет увеличение качественных и объемных показателей. На этом участке мы перерабатываем сырье, которое поступает с наших южных делянок, но мощности завода таковы, что для полной загрузки завозим еще древесину из Архангельской области, закупаем ее у «Илима» и «Монди СЛПК».
- «Лузалесу» не хватает леса? Нужно наращивать заготовку?
- Ситуация такая: не хватает нам его только на юге, там заготовка идет на сто процентов. А на севере, на Удоре, могли бы заготавливать и больше, но пока это не целесообразно. Мы идем step by step, увеличиваем лесозаготовку в соответствии ростом переработки, транспортировки. Рубить ради того, чтобы рубить мы не будем, кругляк мы не продаем. Лесозаготовку мы наращиваем постепенно, в нынешнем году хотим еще увеличить. И главная цель нашего предприятия на сегодня – вывести на стопроцентную мощность завод в Човью. Это достаточно тяжело в том плане, что этот завод инновационный, высокотехнологичный, очень «умный». Нужно время, чтобы люди получили необходимые знания, опыт для работы на этом заводе. Потому что количество персонала на нем минимальное, а объемы производства большие.
- Кстати об Удорском проекте. Не жалеете, что вошли в этот район? Ситуация с дорогами там сложная, лес, по мнению многих, после болгарских сплошных рубок уже не такой богатый.
- Нет. Если бы в этот район не пошли мы с нашими мощностями, возможностями развития, то туда бы никто не пошел. А для района это очень важно – создание новых рабочих мест, развитие экономики. Но я не скрываю, что нормальной отдачи от этого проекта придется ждать еще очень долго, лет 10-15. Удора для нас новая, интересная точка. Но при этом и самая экономически затратная. Самые большие инвестиции за последние годы мы сделали именно в Удорский участок. Например, были закуплены лесовозные вагоны, а они очень дорогие. А по-другому продукцию из района фактически никак и не вывезти. Построили железнодорожный тупик на станции Кослан, протяженностью более километра, это тоже было очень затратно. Что касается лесозаготовок и лесоперевозок – то они у нас на этой территории сейчас в два раза выше, чем на юге Коми. Это связано с породным составом леса на Удоре, он вроде бы хороший, но в основном это древесина небольшого диаметра.
Присутствие в Удорском районе мы будем развивать, соединять его с Княжпогостским районом, в который намерены прийти в 2023 году. Будем строить собственные лесовозные дороги от Удорского до Княжпогостского района. Скорее всего это будут грунтовки, зимники, но очень бы хотелось сделать щебеночные круглогодичного действия. А это удастся, если повезет и найдем, где можно в этом районе добывать щебень.
Также в ближайшее время хотим заняться Койгородским и Корткеросским районами. Тут все зависит от запуска наших мощностей, как только запустим производство шпона сразу зайдем в Корткеросский, там березы много. В Койгородский планируем, предварительно, в 2022 году.
- Когда реализуется ваша идея по строительству лесопитомника?
- Очень скоро. В декабре оформили все документы на землю, питомник будет рядом с нашей базой в Занулье Прилузского района. Уже закуплено все необходимое оборудование для выращивания сеянцев, конструкции для теплиц. Не думал, что это будет стоить так дорого – 300 миллионов уже вложили, но обещали сделать – значит сделаем. В апреле начнем строительство, в июле, надеюсь, увидим первые саженцы. Питомник будет состоять из четырех теплиц по 2500 квадратных метров каждая, каждая теплица может выдавать по миллиону сеянцев в одну ротацию, а работать они будут в две. Посадочный материал будем использовать для собственных нужд и продавать. Семена на первое время закупим в Архангельской области, дальше планируем организовать прием шишек у населения, в селах это будет неплохой подработкой для местных жителей.
- В прошлом году вы посодействовали строительству дороги общего пользования на поселок Кыддзявидзь, в частности, помогли с оплатой проектной документации, техникой. Еще подобные проекты социальной направленности будут?
- И будут, и есть. Например, есть желание поучаствовать в реконструкции дороги на Лойму в Прилузском районе, и в Удорском районе есть планы по участию в ремонте дорог Буткан – Усогорск и Разгорт – Усогорск. Уже вложили средства в ремонт дороги от станции Усогорск до Кослана. Кроме того, в рамках социального партнерства с правительством республики займемся очень интересным, новым для нас проектом – строительством фельдшерско-акушерского пункта в селе Занулье. ФАП в Занулье не вошел в республиканскую программу модернизации, хотя населенный пункт в этом нуждается, поэтому было принято такое решение. Сейчас решаем вопросы с документацией.
Кстати, мы участвуем в социальных проектах не только в тех районах, в которых работаем. В Усть-Цилемском районе, например, помогли с берегоукрепительными работами для села Среднее Бугаево после паводка. В Ижемском районе с нашей помощью отремонтирован детский сад в Бакуре, в ухтинском Шудаяге проведен ремонт крыши пищеблока в санаторной школе. Через наш благотворительный фонд помогли решить жилищные проблемы ветерану, многодетной матери, также через фонд оказываем поддержку в восстановлении разрушенных православных святынь, культурно-исторических и христианских центров Коми, оказываем помощь в книгоиздании региональных авторов.
- Кроме того «Лузалес» поддерживает ряд спортивных проектов, в частности под его опекой баскетбольный клуб «Ника». А зачем лесопромышленной компании такие подопечные, исключительно из любви к спорту?
- Не только. Еще из любви к Сыктывкару и республике. Цель, чтобы наш город стал узнаваемым во всей России, Европе, чтобы все знали, что у нас есть сильный баскетбольный клуб. Чтобы родители талантливых детей не увозили их из республики, потому что и у нас есть возможность развивать спортивные таланты. Баскетбол – это наша долгосрочная задача, такой проект не может существовать менее десятилетия, потому что само развитие требует систематических вложений. Конечно, и поддержку лыжного спорта мы не прекратим, в том числе на селе. Недавно провели соревнования в Прилузском районе, в Удорском поддержали фестиваль зимних видов спорта. Нами также поддерживаются мероприятия, проводимые Лыжным клубом «Рочевых».
- Как развивается «Лузалес» можно судить, даже не посещая ваши производственные площадки. Достаточно проехать по Човью – чуть ли не каждая вторая машина с символикой предприятия, впору уже указатель «поселок Лузалес» ставить.
- Да, в Човью мы уже хорошо заметны. У нас здесь несколько участков, которые образуют три больших площадки. Та, на которой будет фанерный завод, вторая - ремонтно-механические мастерские и гараж, и третья, на которой лесопильный завод и офисное здание. Все вместе 142 га. Плюс своя железнодорожная станция с веткой в 3,5 километра. И, надеюсь, что это далеко не предел, планов по расширению производства, развитию предприятия у нас еще много.
- А каковы ваши личные планы? Нередко руководители крупных предприятий стремятся в политику. А после того, как пиар-директор «Лузалеса» Елена Шумилова была избрана депутатом Госсовета, а потом стала сенатором, пошли слухи, что вы метите в Госдуму.
- Нет, в Госдуму я не рвусь, я считаю, что хозяйственным людям вообще не до политики. Тем более, что на сегодняшний день объем работы такой большой, столько новых проектов, что у меня и на семью времени почти не остается. Сразу опровергну и слухи о грядущем вхождении в капитал нашей компании иных участников. «Лузалес» создавался не для того, чтобы его потом выгодно продать. Наша задача – работать на нашей земле, развивать экономику Коми, делать жизнь в республике лучше. Так что я остаюсь с «Лузалесом», и мои личные планы связаны только с ним.
Комментарии (39)
Отсюда и численность сокращается.
Скоро последнее допилят.
а этому пареньку пожелаем отцовскую тему не про с рать... по возрасту голова должна давно у него уже включиться