Меньше процента: в Сыктывкаре можно увидеть редкие произведения абстрактного искусства
В Национальной галерее Коми с 18 февраля начала работу выставка абстрактного искусства. Произведений подобного рода в фондах учреждения – меньше одного процента, поэтому у посетителей есть редкая возможность увидеть эти ценные и захватывающие картины и скульптуры. Почему организаторы хотели полностью отказаться от этикетажа, как некоторые работы создавались за пять минут – в материале БНК.
В фондах Национальной галереи Коми в настоящее время около 10 тыс. произведений. Абстрактного искусства в них меньше одного процента. В том числе поэтому ранее выставок конкретно абстракции от нескольких авторов в галерее не устраивали. Организовать ее сейчас – идея научного сотрудника Ильи Бастрова.
- Я давно уже хотел организовать эту выставку. Запланировал в 2019 году, она должна была состояться в 2020 году, но тогда вообще ничего не было. Я считаю, что абстрактное искусство очень красиво, - рассказал БНК Илья Бастров.
Хоть абстракции немного в галерее, она охватывает широкий период времени – от авангарда начала 20 века до созданных в 2019 году работ. Последние – это две картины голландского художника Ричарда Янсена. Создавались они в Сыктывкаре для собственной выставки абстракциониста. Ричард Янсен специально приехал в республику за пару недель до открытия вернисажа, чтобы творить прямо на месте.
- Задача – запечатлеть эмоцию, поэтому работы создаются очень быстро. У «Медового букета» [одна из картин Ричарда Янсена – прим. БНК] время создания пять минут, - отметил Илья Бастров.
Помимо экспрессивных, на выставке можно увидеть геометрические абстракции и даже работы, «которые выдают за абстракции», отметил куратор экспозиции. Например, серия художника из Коми Вениамина Смирнова «Тундровые озера». Это декоративные работы, созданные из металла, стекла и глазури. Они на самом деле изображают озера заполярья, но если не смотреть на этикетаж, не знать названия, можно подумать, что это абстрактный эксперимент.
По словам Ильи Бастрова, хоть этикетаж есть на выставке, он бы хотел полностью убрать любой текст с экспозиции:
- Чтобы человек не отвлекался на какие-то ассоциации, он должен просто прийти в зал. Ему должно нравиться или не нравиться, искусство должно вызывать у него какие-то эмоции. Главное, чтобы не было никакой связи с реальностью. Этикетаж – это связь с реальностью, она наталкивает на ассоциации. Вы прочитали про «Озера», и все – думаете, что это озера. А без – думали бы, что это интересные формы.
Произведения, между которыми разница более 110 лет, представляют все возможные форматы – графика, живопись, декоративно-прикладное творчество и даже скульптура. Последние – единичные случаи и зачастую используют необычные материалы. Так мастера Сергей Хахонин и Любовь Хохонина создали скульптуру «Солнечная колесница» из шамота, соли и окислы.
Художников из Коми на выставке много. Помимо Вениамина Смирнова, можно встретить работы Максима Умпелева, Юрия Размыслова и Виктор Залитко. Картина последнего «Предчувствие» тоже не абстракция, но ее было решено включить в экспозицию, так как определенных образов в ней нет, несмотря на изображение конкретного вида города. Даже название не дает зрителю зацепиться за что-то существенное, кроме предчувствия какого-то изменения.
Абстрактные работы попадают в Нацгалерею разными путями. Отдельные, как у Ричарда Янсена, создаются специально для Коми. Часть закупается или передается из других галереи музеев или от коллекционеров. Будут ли показывать абстракцию в залах Нацгалереи чаще – вопрос открытый, все зависит от интереса со стороны посетителей.
Выставка абстрактного искусства открыта в залах Нацгалерее до 18 марта.
0+
БНК
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
В Коми премии в области культуры и искусства предлагают увеличить в шесть раз
«Таланты 21 века» в Коми покорили зрителей виртуозным исполнением музыки и авторскими сочинениями
Комментарии (3)