Без конкуренции и по максимальной цене: как в Сыктывкаре разыгрывают аукционы на ремонт дорог и дворов
В столице Коми ремонтом улиц и дворов занимаются три крупные компании. Фактически они делят между собой весь объем работ, почти никогда не вступая друг с другом в соперничество за контракты. Из-за этого с ними заключаются договоры по максимальной стоимости, а городским и республиканским властям редко когда удается сэкономить бюджетные деньги. Как проходят аукционы и кто в них побеждает — в обзоре БНК.
Усинский эксперимент
В октябре 2020 года в Сыктывкаре состоялась сессия по рассмотрению региональных проектов для участия в национальном форуме «Сильные идеи для нового времени». На ней депутат Государственного совета Коми Евгени Бейков рассказал, как в Усинске изменили подходы к проведению аукционов на ремонт дорог и к чему это привело. В должности руководителя управления ЖКХ администрации Усинска он решил проверить, можно ли экономнее использовать бюджетные деньги и при этом выполнять больший объем работ.
По его словам, в 2018 году в Усинске было заключено всего два контракта на 6,8 млн рублей. Экономия на торгах была нулевая. Но уже на следующий год в распоряжении муниципалитета оказалось примерно 100 млн рублей, однако экономия на аукционах оказалось небольшой — всего 10,5 тыс. рублей.
— Как правило, во всех муниципалитетах дороги разыгрываются контрактами по улицам. Ремонтируем улицу Молодежную — отдельный контракт, улицу Строителей — отдельный контракт. В Усинске всего две организации, которые имеют асфальтобетонный завод. То есть между собой они договариваются условно. И нет никакой экономии. В 2020 году мы все деньги, которые нам выделили (это первоначально было 53 миллиона рублей), объединили в один единый лот и попробовали разыграть. Мне было страшно, было боязно, так как можно было провалить закупку. Я заложил объем работ на 5 миллионов больше, чем у меня было средств. В итоге мы разыграли 58 миллионов за 53, то есть уже с заложенной экономией. Все сработало, — рассказал он.
Потом Усинск получил дополнительные средства на ремонт дорог.
— И я, уже попробовав, поймав аппетит во время еды, вместо 95 имеющихся миллионов заложил объем работ на 115. Самое интересно, что произошло: если на первом аукционе один из подрядчиков рассчитывал, что он уступит второму, а другой лот заберет себе, то на втором лоте уже была реальная война. И с 95 миллионов они на 83 уторговались. В итоге получилось, что мы сделали объем, который стоит 115 миллионов, за 83 миллиона. Заложенная экономия выходит 15 процентов до начала торгов. В процессе торгов еще 7-8 процентов экономии, суммарно у нас на 148 миллионов мы получили экономию в 37 миллионов, — объяснил Евгени Бейков.
По его словам, у такой схемы есть риски: необходимо как можно раньше проводить аукционы, чтобы было время объявить повторные торги, если первые не состоятся. Еще один риск — низкое качество выполненной работы из-за большого снижения стоимости контракта по сравнению с первоначальной ценой.
Депутат добавил, что так можно действовать только в тех муниципалитетах, где работает несколько подрядчиков. Например, в Печоре, где всего одна компания, применить такой подход не получится.
Сыктывкарские реалии
С 2019 года, когда Сыктывкар попал в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», расходы бюджета многократно возросли — появились аукционы с начальной ценой более чем в 100 млн рублей.
В столице Коми в конкурсах на ремонт и содержание дорог, ремонт тротуаров и благоустройство дворов участвует несколько крупных компаний. Фактически между ними и происходит распределение годового объема работ. Однако за контракты они не соревнуются — на торги, как правило, выходит одна компания, которая предлагает цену, аналогичную той, которую установил заказчик. В итоге с ней и заключается контракт без какой-либо экономии для бюджета.
В 2019 году, когда торги уже были завершены, во время брифинга корреспондент БНК поинтересовался у мэра Сыктывкара Валерия Козлова, почему, на его взгляд, нет никакой конкуренции на аукционах. Он ответил, что ничего подозрительного в этом нет, а если бы и было, то этим бы заинтересовалось управление федеральной антимонопольной службы по Коми.
Редакция БНК изучала 61 контракт на ремонт и содержание дорог, строительство проездов и улиц, благоустройство дворов и пешеходных зон в 2019-2021 годы. Из них только в семи случаях на торги заявлялись два участника. Что касается исключительно ремонта и содержания дорог, то только по одному аукциону была конкуренция.
Согласно данным с сайта госзакупок, ежегодно объем работ по ремонту дорог распределяется между ООО «ДорИнвест», ООО «СПК «Темп-Дорстрой» и АО «Коми дорожная компания». А аукционы на ремонт тротуаров и дворов часто единолично выигрывает ООО «Стройкомплект».
По итогам 61 аукциона экономия бюджетных средств составила около 16 млн рублей, а за счет переплаты (иногда стоимость заключенного контракта превышает изначально заявленную цену) — всего 12,4 млн рублей.
В этом файле собрана информация о всех аукционах, которые изучила редакция БНК: какова была начальная цена, кто был участником торгов и кто оказался победителем, какова оказалась итоговая цена контракта, указана ссылка на аукцион на сайте госзакупок.
Комментарии (79)
Я ездил по безлимитному (и бесплатному) автобану А8 от Мюнхена до Штутгарта.
Мега-трасса деда, М11 Россия, построенная за невероятные бабки, хуже во всём
Почему не пишите, что разыгранные аукционы на 2021 год в ценах июля 2020 года? Аукционы 2019 года в ценах июля 2018 года? Почему не пишите, что в Вологде те же виды работ за 1 квадратный метр стоили 3800 рублей, а в Сыктывкаре 1700? Так каждый может зайти в ЕИС и глянуть кто что выиграл. Умники. Бортовые камни в сметах по ценам 2018 года. Идите выиграйте и попробуйте сделать качество, соответствующее требования действующих нормативных документов и требованиям технического и строительного надзора.
Просто в теме.
Только вот я ремонтируя машину после очередной ямы на свежесделанной дороге вас матом обкладываю. Только вам пох вы не слышите. в ресторане музыка громкая.
Хотите конкуренции? Может кировчан позвать или ХМАО как на Нарьян-Мар? Чтоб налоги все уходили мимо Коми и работали приезжие.
В каментах забеспокоились бенефициары мутных схем и их сподвижники.
Да пусть хоть с Хохляндии приезжают - если умеют работать и дороги после них через полгода весной не смывает.
А то они наши непотопляемые дорожники создают миф о своей незаменимости и несменяемости.
А это не так. Они (руководство дорожников) уже давно обнаглели и зажрались. Поинтересуйтесь их доходами.
Этот Бейков в ценообразовании спец ? Понабрали болтунов в депутаты.
Выиграла 1 фирма а остальные технику куда денут и людей? Что техника простаивать будет? Может что вернее всего и техника и люди и завод это одно и тоже а фирмы разные. Что, сами себя обманываем?