ТОП-5 событий в экономике Коми в 2020 году по версии БНК
Коронавирус, госдолг, авиация, титан и Арктика — редакция БНК выбрала наиболее значимые события в экономической сфере республики в прошлом году.
Экономика и болезнь
Все было относительно хорошо (не прорыв, но и не падение в бездну), пока не пришел коронавирус. Ограничения постепенно превращались в жесткие запреты: были отменены культура, спорт, туризм, развлечения, отдых и общественное питание, на какое-то время даже перестал ездить транспорт, а люди сидели, запершись дома. Нефть подешевела до минусов значений, и стало непонятно, кто сильнее пострадал — малый бизнес или крупные добывающие компании. Уровень безработицы достиг таких высот, какие были в самые неспокойные годы конца прошлого века.
Ожидается, что по итогам 2020 года валовый региональный продукт уменьшится на 6,7% по сравнению с 2019-м (хотя и тогда он уменьшился на 1,6%). Сокращение реальных объемов добавленной стоимости уже сейчас наблюдается в большинстве отраслей, причем во многих индексы физического объема ВРП сложатся довольно низкие.
Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на ВРП (59,2% объема), а с ним не все хорошо. Индекс промышленного производства за январь-ноябрь составил 93% к уровню аналогичного периода прошлого года, при этом добывающая промышленность просела на 8,7%, а обрабатывающая — на 3,6%. В правительстве прогнозируют, что индекс промпроизводства по итогам года составит 95,2%, но в реальности, скорее всего, значение будет меньше.
По оценке, количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2020 года составит около 9,2 тыс. единиц, сократившись на 7,4%, а численность занятых там работников — 50 тыс. человек, то есть на 9,4% меньше по сравнению с началом года. Оборот малого и среднего бизнеса уменьшится на 4,6% и составит 159,1 млрд рублей.
Заметно снизился внешнеторговый оборот республики, а вот объем инвестиций в основной капитал, наоборот, увеличился, но не сильно.
Государство в течение пандемии вкладывало огромные деньги не только в спасение людей, но и в спасение экономики. Малый и средний бизнес получил льготы по некоторым налогам, освобождение или отсрочку по уплате арендных платежей, различные выплаты и кредиты с пониженными ставками.
Удар по финансам
Этот год Минфин Коми начал с дефицитным бюджетом в размере 7,4 млрд рублей. Одновременно ведомство планомерно сокращало государственный долг, который в начале апреля снизился до 23,9 млрд рублей — это был самый низкий размер за последние почти шесть лет. Однако коронавирус вмешался во все финансовые планы. Пандемия вынудила потратить на борьбу с COVID-19 около 8 млрд рублей, из которых около 3 млрд — из бюджета региона. И это все — на фоне снижения доходов: например, налога на прибыль организаций собрали почти на 15 млрд рублей меньше. Исполнение бюджета с каждым месяцем увеличивало разницу между доходами и расходами, и осенью дефицит превысил 10 млрд рублей. Это вынудило Минфин вернуться на рынок коммерческих кредитов — впервые с 2017 года республика обратилась в банки за деньгами. И к концу 2020 года размер госдолга Коми вырос почти до 33 млрд рублей и оказался на 7,5 млрд больше, чем был в начале 2020-го.
Следующий год для республики будет сложным, заявляют финансисты, — бюджет-2021 сверстан с дефицитом уже в 9,6 млрд. Покрывать его будут за счет коммерческих кредитов и облигационного займа. В отдаленной перспективе госдолг может достигнуть такого размера (называется сумма в 61 млрд рублей), с которым сложно будет жить.
Спасение «Комиавиатранса»
Некогда более-менее успешная региональная авиакомпания, которая выполняла рейсы даже за границу, в 2018-2020 годы пришла в упадок. «Эмбраеры» сломались, аэропортовое хозяйство требовало все больше денег, реорганизация затягивалась, получаемых от правительства сотен миллионов рублей не хватало расплатиться по долгам.
В декабре 2019 года ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» обратилось в Арбитражный суд Коми с заявлением о признании АО «Комиавиатранс» банкротом из-за задолженности в 143,2 млн рублей. В октябре суд прекратил дело, утвердив мировое соглашение. После этого чиновники высшего ранга стали говорить, что компания встанет на крыло после погашения долгов. А долгов этих было более чем предостаточно. По данным «СПАРК-Интерфакс», «Комиавиатранс» был или является ответчиком по 157 арбитражным делам, возбужденным в 2019 году, на сумму в 1,5 млрд рублей. В этом году было рассмотрено более 100 дел на сумму в 1,8 млрд. Компания должна буквально за все — охранной организации за охрану, транспортным компания — за транспортные услуги, аэропортам — за стоянку самолетов, энергетикам — за тепло и электричество, медицинским центрам — за медицинские осмотры. «Комиавиатранс» вовремя не расплатился и за бортовое питание.
Спасение продолжается — «Комиавиатранс» безальтернативно победил в конкурсе на перелеты из Сыктывкара в северные города, приобрел два самолета Ан-24 для этих целей и один Ан-26 для санавиации. Заявляется, что в будущем парк пополнят самолеты Ил-114, возможно, что появится и гидросамолет.
Создание горно-металлургического комплекса в Коми
Пижемское месторождение титана в Коми является крупнейшим в мире и составляет 50% всех титановых запасов России. Его ресурсы — более 2,5 млрд тонн, не считая сопутствующих полезных ископаемых. Долгое время о проекте по освоению месторождения говорилось в будущем времени — что появится горнодобывающее предприятие, построят горно-обогатительный комбинат и запустят горнометаллургический комплекс. Но в этом году произошли знаковые события, которые приблизили реализацию проекта. В ноябре Роснедра утвердили протокол об открытии нового месторождения титана и попутных полезных ископаемых АО «Руститан». Было заявлено, что компания построит вертикально интегрированный горно-металлургический комплекс по переработке титановых руд и кварцевых песчаников, а совместно с правительством Коми — создаст на базе проекта национальный горнопромышленный кластер. Кроме того, этот проект вошел в стратегию развития Арктики.
Арктическая зона
О развитии российской Арктики говорят долго и упорно. Но именно 2020-й можно назвать знаковым: принята Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, начал действовать пакет законов о поддержке предпринимательской деятельности в Арктике, появились первые резиденты, рассчитывающие на преференции и налоговые льготы, объявлено о раздаче «арктических гектаров». Для Коми этот год тоже оказался важным — после нескольких лет убеждений и согласований четыре муниципалитета республики вошли в состав Арктической зоны: Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район. Региональные власти вслед за федералами приняли собственную систему льгот и преференций, и она оказалась одной из самых выгодных в стране. После этого в Коми начали формировать реестр потенциальных резидентов Артиктической зоны, на 10 декабря он насчитывал 10 инвесторов (в ноябре говорилось о 13 заявках). Но первым реальным резидентом СМИ назвали компанию «Арктика 2020». Согласно «Спарк-Интерфакс», она была зарегистрирована в октябре этого года, уставной капитал — 10 тыс. рублей. Перечень заявленных видов деятельности насчитывает 19 пунктов — от производства бетона и сбора и обработки отходов до строительства зданий и дорог и ликвидации последствий загрязнений. Владельцем и гендиректором компания является бывший первый заместитель руководителя администрации Усинска и экс-руководитель комитета ЖКХ Коми Игорь Смирнов. Он руководил компанией «Автодор-Комплект», которая из шин изготавливает пиролизное топливо и технический углерод, применяемые в строительстве дорог.
С 1 июня 2021 года начнется бесплатная раздача земли в Арктической зоне России из расчета один гектар на одного члена семьи. Жители Коми смогут получить участок в четырех северных муниципалитетах в первоочередном порядке.
Комментарии (8)
Купил бы деревеньку, да и жил бы помаленьку.