Труднодоступным селам в Коми предложили безопасно превращать отходы в золу
В труднодоступных населенных пунктах республики предложили разместить четыре установки термодеструкции для решения проблемы с отходами. Сейчас в сети активно обсуждают, насколько технология безопасна для окружающей среды и экономически выгодна бюджету республики.
Заместитель председателя правительства Коми Ирина Бахтина, открывая круглый стол в Общественной палате 25 ноября, объяснила, почему республика уже должна решать проблему с неперерабатываемыми отходами. По ее словам, вопрос в данном случае один: нужно ли в регионе утраивать количество полигонов или лучше использовать новые технологии?
— К 2035 году странам Евросюза будет разрешено захоранивать не более десяти процентов коммунальных отходов. Остальное придется перерабатывать. Возможности вторичной переработки не безграничны. Европа движется к ограничению или запрету производства и выпуска на рынок тех или иных видов полимерной упаковки. Сейчас экологический вред, по сути, уже накоплен на полигонах, ― привела пример зампредседателя правительства региона.
Директор ООО «Региональный оператор Севера» Дмитрий Поповцев рассказал, что решение проблемы с отходами искали, исходя из трех критериев. В списке были следующие требования: необходимо в будущем сократить количество ТКО, отправляемого на полигоны; тариф на вывоз ТКО при этом не должен будет обгонять инфляцию; обезвреживание отходов должно происходить на месте.
Критериям отвечали три способа: низкотемпературный пиролиз, деструкция, инсинерация. Предварительно была выбрана термодеструкция.
Процесс термодеструкции делится на несколько этапов. ТКО поступает в реактор через шлюз загрузки, который вместе с вытяжной системой позволяет исключить утечку газов из рабочей зоны во время загрузки. Реактор «разогревается» на дровах и угле, затем обеспечивает энергией себя сам.
В реакторе сырье проходит через зоны выпаривания (100-150℃), пиролиза (400-550℃), газификации (700-900℃) с последующей термической конверсией генерируемых газов. Образовавшиеся газы (СО, Н2, СН4, СО2) в верхней части реактора попадают в отводящие коллекторы и выходят в тело фильтрационного слоя. Процесс деструкции завершается в вихревой камере дожига.
Во время деструкции температура поднимается до отметки более 2000℃. Выделяется много тепловой энергии. Из-за этого в реакционной зоне «грязный» газ не образуется, а превращаются в золу. Зольному остатку присвоен четвертый класс опасности, все подтверждено протоколами испытаний.
У депутата Госсовета Коми Олега Михайлова появились вопросы к термодеструкции. В частности, его интересовало: может ли «состав» мусора повлиять на степень опасности зольных остатков. По его словам, перед отправкой мусора в термодеструктор из мусора нужно изымать, например, неперарабатываемый пластик. Также интерес народного избранника вызвал вопрос безвредности получаемого газов: он посчитал, что температура не позволит добиться полной деструкции и произойдет выделение ядовитых газообразных выбросов.
Главный конструктор орловского завода, который производит предлагаемые республике установки, Илья Смирнов ответил, что температура в них повышается по мере дальнейшего «погружения» мусора. Температура в нижней части установки достигает 1300℃.
Что касается газов, то они после системы рециркуляции попадают обратно в зону реакции. Все что выпаривается из отходов, участвует в самосожжении. Кроме того, в установке предусмотрена камера, где идет дожигание газа. Там температура достигает отметки в 800 ℃.
Исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Полшведкин поинтересовался протяженностью санитарной зоны. По словам Ильи Смирнова, в среднем она достигает 500 метров вокруг установки. Правда, четких нормативов в данном случае нет.
Собравшихся волновал и вопрос рентабельности установок. Одна установка перерабатывает около десяти тонн мусора в сутки. В труднодоступных местах она становится самоокупаемой через 5-10 лет. При этом «срок годности» в данном случае достигает десяти лет.
— Срок достижения рентабельности зависит от месторасположения. Нужно понимать, что мы не можем транспортировать мусор на такие расстояния: далеко и нет сообщения. Я хотел бы обратить внимание, что сейчас идет речь об обсуждении технологии, а не ее фактическом использовании. Мы готовы экспериментировать, — сказал учредитель «Регионального оператора Севера» Евгений Лядов.
Регоператор по обращению с отходами продолжит проверять технологию. Сейчас идут переговоры, касающиеся дополнительных работ по сертификации установки. За это готов взяться Инжиниринговый центр по ТКО МФТИ из Москвы.
— Мы однозначно хотим совместно еще исследовать технологию, проработать, получить заключение. Если нужно — доработать и в дальнейшем ее уже рекомендовать. При этом речи об отказе от других разработок не идет, — сообщил эксперт центра Андрей Пименов.
Представитель организации, занимающейся обслуживанием полигона в Усинске, Александр Медведев выслушал ответы на вопросы и предложил «разбросать» по республике больше четырех установок. Он считает, что так будет выгоднее.
― У нас 70-80 процентов тарифа — это перевозки. Если установок будет больше четырех, то сможем исключить из перевозок где-то 80-100 населенных пунктов, до которых тяжело добираться. Правда, что будет с тарифом за вывоз ТКО, сказать сложно.
По мнению Александра Медведева, установками должен заниматься не регоператор. Лучше поручить это предпринимателям.
— Посмотрим, что у нас вообще собирается на селе? Там же только упаковка! Там можно ставить установки и с пиролизом высокой температуры, и низкой, и можно получать другие фракции. К каждой точке нужен индивидуальный подход. Я сторонник установок, которые рассчитаны на 3500 жителей. Нужно много мобильных установок. Временных расшатываний при этом не должно быть. Я предлагаю массово закупить установки, тем самым снизив их себестоимость на 30-40 процентов. Для закупки стоит выработать проект по линии концессии. Суммы небольшие — до 600-700 млн рублей. И тогда будет экономический эффект.
Все озвученные предложения и замечания зампредседателя республиканского правительства у себя зафиксировала. Напомним, что сейчас в Коми идет обсуждение территориальной схемы обращения с отходами. Предлагаемая схема предполагает строительство двух мусоросортировочных комплексов в Сыктывкаре и Ухте. Кроме того, на левом берегу Печоры, в воркутинском поселке Сивомаскинский и Елецкий и в селе Усть-Цильма хотят создать установки термодеструкционного обезвреживания. Их стоимость варьируется от 13,05 до 27,85 млн рублей. Работы планируется провести в 2021-2022 годах. Если установки себя хорошо зарекомендуют, мобильная установка может появиться на левом берегу Печоры в Кожве.
Евгения Гранина
Комментарии (20)
....сжигание мусора безопасно для окружающей среды и экономически выгодно бюджету республики.
Вот про экономическую выгоду бюджету - это правда
чего зря энергию переводить
Стыдно и Больно
Завтра утилизация московских вторичных ресурсов