Подрядчики объяснили, почему не успевают строить и ремонтировать объекты в Коми
В республике насчитывается 471 недостроенный объект. Проблемы со сроками возникают не только при строительстве с нуля, но и во время ремонта в муниципальных учреждениях. Подрядчики и представители районных властей рассказали, в чем, по их мнению, дело.
Поводом для обсуждения проблемы во время круглого стола в региональном отделении Общероссийского народного фронта 24 ноября послужил недоделанный ремонт кровли в школе №1 Ухты. Работы там начались еще летом, но до финала дело пока не дошло.
Представитель подрядной организации ООО «Госзаказ», которая выполняет ремонт крыши в ухтинской школе, объяснил, что муниципальные госзаказчики выкладывают подряды в рамках аукционов без разрешительной и проектной документации. Основной является сметная документация. Из-за того, что подрядная организация не обладает всеми необходимыми сведениями, у компаний возникают вопросы. Так, внезапно «всплывают» дополнительные работы, которые сметой не предусмотрены — что и произошло и с учебным учреждением в Ухте. Подрядная организация обратилась к заказчику, но ответа не получила, и работа встала.
Похожая ситуация случилась в республиканском агропромышленном техникуме. Исходные данные те же — ремонт кровли, осложнения со строительной документацией, неучтенные в смете работы. Директор техникума Светлана Савинова рассказала, что пришлось проводить экспертизы и менять документацию. В итоге кровля была отремонтирована вовремя, но это стоило дополнительных денег и усилий.
Судебный эксперт Анатолий Чеботарев отметил, что сложностей с ремонтом и строительством можно избежать еще на начальном этапе. Во-первых, трудности возникают из-за того, что все документы, касающиеся строительства и ремонта, часто подписывают люди, которые не имеют профильного образования и соответствующих знаний: директора школ, главврачи больниц, руководители клубов.
Во-вторых, составлением сметы занимается подрядчик, которого привлекают со стороны и который часто не понимает сути. Эксперт уверен, что работать над заданием и готовить документацию должны профессионалы, а не «все понемножку». Тогда ответственность не будет распыляться, а все будут заниматься своим делом.
— Никто не проверяет качество проектно-сметной документации. Все недоделки ложатся на подрядчика. Я ни разу не слышал о наказании проектировщиков за неправильно составленную документацию. Проблема в том, что за работы в итоге отвечает только подрядная организация, контроля нет, — сказал Анатолий Чеботарев.
Светлана Савинова обозначила еще одну загвоздку:
— Сегодня вся проблема в нашем законе 44-ФЗ. Он очень жестко регулирует коммерческие предложения: заключать договоры нужно с компанией, предложившей наименьшую цену. В адрес техникума поступило пять предложений о разработке документации. Три из них были из Коми: все они стоили больше 250 тысяч рублей. Татарстан выставил 170 тысяч, а Киров — 120 тысяч. С кем директор должен был заключить договор, если закон нарушать нельзя?
Сейчас в федеральном законе прописаны только два обязательных требования к подрядчику: наименьшая стоимость и наличие лицензии. Это сковывает учреждения и муниципалитеты: подряды выигрывают компании, предложившие наименьшую цену. И не всегда победители аукционов впоследствии укладываются в стоимость и делают все качественно. Из-за денежных рамок подрядные организации могут уходить «в минус», начать экономить на рабочих или материалах.
— К сожалению, сейчас мы с этим ничего сделать не можем. Мы не раз пытались выйти на федералов по поводу 44-ФЗ. Но в Москве отвечают: «все регионы в России должны иметь равные условия, а вы предлагаете неравные». Поэтому пробить стену пока невозможно, ― отметил председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета Коми Степан Чураков.
Закон также мешает тому, чтобы в Коми строили и ремонтировали компании из республики. Они должны платить рабочим с учетом северных надбавок, что автоматически повышает общую стоимость.
— Зачастую бывает так, что компании из нашего региона, которые имеют хорошие объекты, штат профессионалов, налоговые отчисления в наш бюджет, опыт и знание территории, не выигрывают аукционы. Наша основная задача — дать равные возможности не только тем, кто приходи из других регионов по 44-ФЗ и отторговывает контракты, но и для наших предпринимателей. Необходимо посмотреть, как можно компенсировать «северные», как можно на законодательном уровне повлиять на процесс отбора подрядчика. Учитывая то, что с такой проблемой сталкиваются и в других регионах, необходимо выйти с инициативой к Совету Федерации для выравнивания ситуации, — заявила сенатор от Коми и сопредседатель регионального штаба ОНФ Елена Шумилова.
По итогам обсуждения были составлены несколько предложений. Представители подрядных организаций порекомендовали министерству строительства и ЖКХ обязать заказчиков отдавать разработку технического задания в проектные организации и запретить выходить на аукционы без утвержденной разрешительной и проектной документации.
Правительство Коми попросили назначить ответственными представителями заказчиков управления капитального строительства в муниципалитетах. По задумке, специалисты управлений будут сопровождать и контролировать работы, а также подписывать все документы и нести персональную ответственность.
Министерство строительство и ЖКХ также просят разработать унифицированную аукционную документацию, договор для проведения строительных и ремонтных работ и варианты проектных решений. Все предложения и замечания направят в правительство и профильное ведомство.
Евгения Гранина
Комментарии (22)
А есть федеральные деньги и законы.
Вот и думайте как за СВОИ деньги и по СВОИМ законам развивать республику.
СРО на проектирование есть у проектной организации, соответственно она несет ответственность и все недочеты исправляет
"Во-вторых, составлением сметы занимается подрядчик, которого привлекают со стороны и который часто не понимает сути"
это как так??? есть техзадание..
может проблема в отсутствии первичных документов на объект
и достаточных средств???