Поддержка Воркуты и Инты, железные дороги и природный туризм: как Коми будет участвовать в развитии Арктики
Президент России Владимир Путин подписал указ о стратегии развития Арктической зоны. В документе нашли отражение проекты, затрагивающие территорию Коми. Напомнил, глава Коми Владимир Уйба выступал за то, чтобы республика стала пилотным регионом по подготовке предложений в обеспечении объемов обратной загрузки Северного морского пути. По его словам, реализация этого проекта будет способствовать комплексному развитию республики, а также других регионов страны, ранее не имевших выхода к морю. В интервью БНК Владимир Уйба заявлял, что главный драйвер развития для Инты и Воркуты – Северный морской широтный путь.
Как следует из указа, стратегия - документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации основ государственной политики страны в Арктике на период до 2035 года. Он определяет меры, направленные на выполнение основных задач развития этой зоны и обеспечения национальной безопасности.
В документе прописаны направления для каждого арктического региона, в том числе для Коми.
Это:
а) диверсификация экономики и комплексное социально- экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований - городских округов Воркута и Инта;
6) развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии;
в) формирование и развитие нефтегазовых минерально- сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа;
г) геологическое изучение отдельных территорий и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
д) создание и развитие вертикально интегрированного горно- металлургического комплекса, предназначенного для переработки титановых руд и кварцевых (стекольных) песков Пижемского месторождения;
е) формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра;
ж) развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения связи со строящимися и планируемыми к строительству железнодорожными магистралями, включая строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, реконструкцию участка Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги, обоснование целесообразности реконструкции участка Микунь - Вендинга и строительства участка Вендинга - Карпогоры;
з) развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар, а также проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, обеспечивающей на безальтернативной основе транспортную доступность отдельных территорий;
и) реконструкция и модернизация аэропортовой сети, включая аэропорт совместного базирования г. Воркуты;
к) развитие культурно-этнографического и культурно- исторического туристического кластера, а также формирование кластера активного природного туризма.
Проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) был инициирован в Госкорпорации «Росатом» в 2019 году и предполагает создание комплексной транспортно-логистической системы для осуществления международных транзитных морских грузоперевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП), а также строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов. Республика Коми готова выступить партнёром проекта СМТК и уже готовит предложения по обеспечению объёмов обратной грузовой базы (в восточном направлении), дефицит которой сегодня является определяющей в вопросе развития морских арктических перевозок на маршруте Камчатка – Северо-Запад.
Обеспечить «обратную загрузку» возможно за счёт объёмов экспортной продукции лесопромышленного, нефтегазового, горнодобывающего комплексов, пищевой и лёгкой промышленностей Коми. Обеспечить «обратную загрузку» СМТК возможно также грузами из других субъектов Российской Федерации, не имеющих выходы к морю. Эти грузы можно доставить к арктическим портам по дорогам и рекам Республики Коми. Для этого необходимо обеспечить прямой доступ к морскому порту г. Усть-Кара, находящемуся в 160 км от г. Воркуты, а также провести расчистку русел рек и дноуглубительные работы по основным потенциальным речным транспортным артериям Республики Коми – рекам Вычегда и Печора.
Устье р. Печоры расположено между строящимся морским портом Индига (планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2025 год) и
действующим морским отгрузочным терминалом в п. Варандей. Кроме того, через Республику Коми проходит железнодорожная магистраль и
автомобильная дорога «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар», в связи с чем существует возможность доставки грузов до
г. Печоры наземным транспортом, откуда возможно осуществление поставки грузов до портов Индига и Варандей с использованием судов класса
«река-море».
Для сбора грузовой базы необходимо будет строить речной флот, которым можно загрузить как верфи СЗФО, Дальнего Востока, так и небольшие судоремонтные заводы – например, в Печоре.
БНК
Комментарии (29)
1. Борьба за минеральные ресурсы Арктики, в первую очередь - за углеводороды,
2. Сокращение пути товаров из Китая в Европу.
-У НАС НЕТ ВРЕМЕНИ НА РАСКАЧКУ! )))
Более того, для развития СМТК современному Китаю совершенно не нужна застрявшая в прошлом веке Россия...