Детектив в стиле Линча: Молодёжный театр Коми открыл первый творческий сезон
В минувшие выходные на сцене театра драмы им. В. Савина состоялась премьера спектакля «Игроки» по пьесе Н. Гоголя. Спектакль стал не только первой постановкой в репертуаре появившегося недавно Молодёжного театра Коми, но и первым совместным проектом в рамках партнёрства Министерства культуры, туризма и архивного дела РК и Александринского театра.
20 сентября, перед вторым показом «Игроков», министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов и заместитель художественного руководителя Александринского театра Екатерина Слепышкова официально открыли первый театральный сезон самого молодого театра в регионе.
- Очень приятно и непривычно выступать со сцены, видеть зрителей в зале - это действительно то, чего мы так долго ждали, - отметил Сергей Емельянов. - Сегодня мы открываем первый театральный сезон Молодёжного театра Республики Коми премьерным спектаклем, который был поставлен в партнерстве с Александринским театром, и, конечно, для нас и для всего региона это очень серьезное событие. И то, что «Игроки» станет первым спектаклем Молодёжного театра, придаёт ему ещё большее значение.
Екатерина Слепышкова напомнила зрителям, что Александринский театр заключил соглашение с Министерством культуры РК полгода назад, 27 марта.
- И так случилось, что это был последний день, когда мы были в нашем театре, а после этого все перешли на дистанционную работу. Это продолжалось почти полгода, и то, что вы увидите сегодня, — это первый «живой» проект, - рассказала Екатерина Слепышкова. - Надеюсь, что спектакль вам понравится. Через несколько дней Александринский театр приедет в Сыктывкар на гастроли со спектаклем «Демагог». И, возможно, у нас впереди будет ещё много совместных проектов.
Для постановки гоголевских «Игроков» в Сыктывкар был приглашен один из режиссёров Новой сцены Александринского театра Хуго Эрикссен.
— Принимая во внимание, что спектаклем откроется новый театр, мне хотелось взять каноничного автора, но при этом не цепляться за самые известные произведения. В «Игроках» Гоголь сделал прогрессивные театральные открытия с точки зрения технологии построения интриги, «упаковки» смысла в некую структуру. Часто это упускается из виду, и «Игроки» становятся материалом для антреприз. Хотя этот текст заслуживает более трепетного внимания к себе. И сейчас я хочу воспользоваться возможностью предложить свой, интересный не только молодёжи, но и потенциально любому поколению, свежий и неархаичный взгляд на этот материал, — делился своим видением пьесы Хуго Эрикссен перед началом работы над «Игроками». В нескольких интервью режиссёр отметил, что в работе над спектаклем его вдохновляла эстетика таких культовых режиссёров, как Дэвид Линч, Квентин Таррантино, Мартин МакДонах.
Сюжет о том, как искусный карточный шулер Ихарев был обманут компанией еще более хитрых мошенников, постановочная группа «Игроков» поместила в современные реалии. Действие спектакля происходит в некой гостинице, где, по всей видимости, к гостям подобного рода привыкли. Сами герои представлены довольно узнаваемыми типажами.
Ихарев в исполнении актёра Ильи Кеслера напоминает персонажей фильма «Джентльмены» Гая Ричи — интеллигентный пижон, в случае провала готовый проломить сопернику голову. Трио Утешительного (Денис Рассыхаев), Швохнева (Константин Карманов) и Кругеля (Владимир Рочев) — это бандиты конца 90-х и начала 00-х годов, рассказывающие истории успешных обманов под «Владимирский централ» в лирической аранжировке. Чиновник Замухрышкин (Николай Солдаткин) — образцовый топ-менеджер, похожий на механическую куклу в своих реакциях и интонациях.
Сцена драмтеатра для «Игроков» преобразилась до неузнаваемости. Художник Ольга Богатищева сделала так, что двухэтажная гостиница, в которой разворачивается действие, не напоминала декорации, всё в ней было по-настоящему: ресепшн с электронными часами и заспанным полупьяным портье (Владимир Калегаев), кожаная мебель, сантехника, пылесос и другие мелкие, но важные для общей картины детали и предметы.
Музыкальное оформление композитора Андрея Бесогонова стало еще одним полноправным действующим лицом «Игроков». В постановке занят небольшой оркестр — студенты колледжа искусств Коми Юрий Вакулов (фортепиано), Ярослав Щемелинин (саксофон), их педагог Надежда Михайлова (виолончель) — и певица — Светлана Малькова. Оркестр становится вторым планом спектакля, играя в стиле «нуар», певица — не только исполняет странные песни на слова группы «АукцЫон», но и проводит экскурс в историю азартных игр, цитируя словарь Брокгауза и Ефрона.
Общую сумрачную, тревожную атмосферу помогло создать световое оформление «Игроков» художника по свету Антона Поморева.
После окончания спектакля зрители получили редкую возможность обсудить увиденное с создателями спектакля: режиссёром и актёрами. Также специально на премьеру была приглашена Татьяна Джурова — театральный критик из Санкт-Петербурга, член жюри и экспертных советов театральной премии «Золотая маска», преподаватель Российского института сценического искусства, создатель портала «Летающий критик». Она стала модератором беседы и направила её в профессиональное русло, расставив важные акценты в анализе постановки.
Комментарии (5)
И где он находится! ?
АКАДЕМИЧЕСКИЙ театр Коми давно превратился в полигон "свежести". Дайте, блин "несвежую" классику. А еще лучше, чтобы вам не давали денег на ваши "свежести". Пеките свою свежатину за свой счет и тогда узнаете ее истинную цену. Достали.