Вырубить, посадить, ухаживать и защищать: как в Коми заботятся о сохранности лесов
Для чего оставляют стены деревьев при сплошной рубке, как ветер помогает восстанавливать леса, почему заготавливать древесины надо еще больше и как растут сосны Гайзера — в репортаже БНК.
Видео Виктора Бобыря
Недалеко от села Пажга в Сыктывдинском районе одна из компаний получила лесной участок для разработки месторождения песка. Чтобы добраться до земли и начать разработку карьера, сначала предстояло полностью очистить территорию от растительности — и столетних сосен с елями, и от молодых берез с осинами.
Выделенный под вырубку участок находится в трех километрах от дороги «Вятка», попасть на место не так просто — надо проехать по превратившейся в грязь земле через поля и лесочки, в любой момент рискуя увязнуть в заполненной коричневой водой колее. Иногда на пути встречались участки с выложенными поперек деревцами — тогда дрифт в жиже сменяется тряской. В будущем эту дорогу выложат бетонными плитами, чтобы лесовозы смогли вывезти накопившуюся древесину.
Площадь вырубаемого участка — 22 гектара. Спилить все деревья надо до 5 ноября этого года — такое условие прописано в договоре аренды. Работают две машины: харвестер спиливает деревьям, обрубает сучья и раскряжевывает на сортименты. Форвардер вывозит их на погрузочную площадку, потом эту древесину погрузят на лесовозы: часть попадет на «Монди СЛПК», где из нее сварят целлюлозу, часть — на деревообрабатывающий завод, где она превратиться в пиломатериалы. Всего на этом участке будет заготовлено 4,44 тыс. кубометров.
После рубки остается молодой лес — подрост и порубочные остатки. По словам главного лесничего Сыктывдинского лесничества Андрея Кема, остатки никакого время будущим лесным насаждениям и природе не наносят — через два-три года они полностью сгнивают и улучшают плодородие почвы.
Лес в этом районе смешанный и представлен основными характерными для республики породами — елью, сосной, березой и осиной. Их возраст примерно 140 лет.
Как только территория будет очищена, начнется разработка карьера — появится котлован. Как долго компания будет изымать песок, предсказать невозможно — все зависит от интенсивности освоения месторождения. Потом края карьера будут сглажены, чтобы не началась эрозия, будет завезена плодородная почва и будут посажены деревья.
— В дальнейшем тут тоже будет расти лес. Если придем сюда через 60-80 лет, увидим, что растет лес. И никакого ущерба природе не нанесено, — сказал Андрей Кем.
На обратном пути лесничий рассказывает, что расчетная лесосека в республике составляет 33 млн кубометров в год — то есть столько можно заготавливать без ущерба природе. Но объемы заготовки в регионе составляют меньше трети от расчетной величины. В итоге лес в республике перезрелый, и такого — более 70%.
Вырубка леса — это первоначальная стадия. Только после этого начинается ведение лесного хозяйства, объяснил начальник управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Николай Зыков. После выработки месторождения наступит следующая — рекультивация, которая делится на техническую и биологическую. Первая подразумевает сглаживание склонов и завоз грунта, вторая — высадку деревьев, которые будут расти примерно сто лет.
По его словам, лесовосстановление проводится на всех площадях, которые выходят из-под рубки. У арендатора и лесничества есть два года на то, чтобы определиться, каким способом нужно будет восстановить лес. Вариантов несколько — искусственное, естественное или комбинированное. Чтобы понять, какой способ использовать, надо посчитать оставшийся подрост. Если его достаточно, то оставляют все как есть — лес восстановится сам по себе.
Если подроста недостаточно, то деревья высаживают специально на всей территории целиком (искусственное лесовосстановление) либо подсаживают в некоторых местах (комбинированное лесовосстановление).
В Коми распространено естественное лесовосстановление, искусственное применяется только на 6% вырубок. Существует еще компенсационное лесовосстановление — это когда разработчики карьеров и строители линейных объектов (дорог, трубопроводов) высаживают лес в других местах на той же площади. В данном случае арендатору придется где-то посадить 22 гектара леса. Всего в этом году будет восстановлено 54 тыс. гектаров леса. Как признался Николай Зыков, практически все лесопользователи в Коми добросовестные и не уклоняются от лесовосстановления, иначе рискуют потерять возможность в будущем заготавливать древесину.
— Лесовосстановление начинается уже в процессе рубки — подрост оставляют специально. Через 7-9 лет сотрудники лесничества проверяют, сомкнулся ли подрост. Как только сомкнулся своими кронами, происходит следующее мероприятие мы переводим участок из состояния вырубки в лесные насаждения. Можно считать, что лес возобновился. Через 10-15 лет, может, и раньше, начнут расти грибы и ягоды, — рассказал он.
Когда лес растет, проводятся рубки ухода — таким образом регулируется состав, чтобы вырастить экономически ценную древесину (хвойных пород).
Недалеко от места, где расчищается территория под карьер, расположен участок, где растет молодой лес. Его посадили в 2014 году, и в этом действе участвовали глава Коми Вячеслав Гайзер и тогдашний министр природных ресурсов России Сергей Донской.
— Они сажали, насколько помню, второй и третий ряды, — говорит участковый лесничий Пажгинского участкового лесничества Иван Дымов, показывая на сосенки, некоторые из которых уже вытянулись на два метра.
Вырубили лес здесь в 2013 году. Подсчет подроста показал, что его недостаточно для естественного восстановления — всего 500 штук на гектаре. Для успешного надо 1,5 тыс. Поэтому осенью 2013 года по этой территории проехал трактор с плугом, оставив отвалы. Посадка была в мае 2014 года. Тогда были высажены однолетние сеянцы сосны, выращенные в питомнике «Монди СЛПК» в Визинге.
— Сеянцы были очень красивые. Приживаемость в первый год была 91 процент. На второй год — 89, на пятый год — 87 процентов. Этого остаточно для дальнейшего лесовосстановления. Сейчас им шесть лет. Рубок ухода не было, но в этом году был первый лесоводственный уход по удалению нежелательной лиственной поросли — березы, осины, ивы древовидной. Как видите, уход произведен очень хорошо, ряды культур хорошо видны, прирост у них хороший. Я надеюсь, что на этой площади будет хороший лес, — рассказал он.
Участок с молодыми соснами обрамляет старый лес. Этот древостой называют материнским насаждением. Эту стену леса оставили специально, потому что за ней расположен еще один участок — где лес восстанавливается самостоятельно.
— Эта полоса является дополнительным осеменителем. У нас в основном дуют южные, юго-западные ветра, а полоса идет с востока на запад, и осеменяет ту сторону, — рассказал Иван Дымов.
Вырубка здесь была в 2015 году. Через два года подсчитали подрост, оказалось — 2 тыс. на гектар. Поэтому решили просто посодействовать естественному восстановлению. За четыре года проросло множество елей и сосен. Лесовосстановление считается успешным.
Сохранением лесов в республике занимается и Коми лесопожарный центр. Как рассказал директор Александр Емельяненко, раньше силы организации были значительно больше: на дежурстве находилось до 400 сотрудников (в этом году — 44 парашютиста и 28 десантников), в их доставке задействовали местный авиапарк (сейчас самолеты приходится фрахтовать в других регионах). Но в течение последних двух лет удалось улучшить материально-техническую базу, закупив пожарные автомобили, вездеходы различный классов и автомобили.
Горимость лесов в этом году была низкой, но прогнозируется, что в ближайшие несколько лет случится новый пик, и придется к тушению привлекать значительные силы, возможно, даже из соседних регионов.
Комментарии (7)