В Сыктывкаре открыли выставку, посвященную 470-летнему юбилею Усть-Цильмы (Видео)
В Выставочном зале Национального музея Коми сегодня открылась выставка «И пусть не рвется времен связующая нить...» в рамках проекта «Родовой дом» к празднованию 470-летия образования Усть-Цильмы, являющейся на протяжении столетий центром старообрядческой культуры на Севере России.
Фото Андрея Ретанова
- Мы можем учиться у устьцилемов тому, что нужно чтить память своего рода и делать все для того, чтобы наши потомки, подрастающее поколение ценили и уважали то, что создано нашими предками. Устьцилемов на Коми земле отличает своя самобытность, своя культура, сохранение старообрядческих устоев. Но самое главное то, что передается из поколения в поколение, это семейные традиции, - отметила на открытии выставки заместитель министра культуры Коми Светлана Белорусова.
Она вручила директору национального музея Ирине Котылевой «подарок из-за печки» - символичный флаг Дней муниципальных образований Республики Коми, на котором нашлось место и гербу Усть-Цилемского района. Как заверила Светлана Белорусова, реликвия войдет в фонды музея.
Заместитель министра национальной политики Коми Андрей Лазицкий поведал, что в марте этого года будет создано объединение «Русский мир».
- Туда войдут «Русь Печорская», казаки, наши землячества, «Русский собор» и «Русская гимназия». Это будет объединение организаций, который выражают, что называется, «русский дух». Сами по себе эти организации уже жемчужины, а когда их объединит история, культура – это будет очень важное событие, - пояснил замминистра.
Выступавший следом глава Усть-Цилемского района Алексей Поздеев поблагодарил земляков, за то, что они «открыли свои сундуки и тряхнули сарафанами», чтобы показать уникальные в своем роде экспонаты из частных коллекций широкой публике.
По его словам, с 2004 года в Усть-Цилемском районе воплощается уникальный проект «Родовой дом», автором которого является Татьяна Вокуева, представитель известного в Усть-Цильме рода Анхиных, ныне проживающая в Москве и возглавляющая московское представительство «Руси Печорской».
Украсил экспозицию народный фольклорно-этнографический ансамбль "Русь Печорская", в исполнении которого прозвучали несколько песен. Кроме самих артистов, слова песен были известны главе района Алексею Поздееву и председателю сыктывкарского отделения межрегионального общественного движения "Русь Печорская" Белле Забровской – они с воодушевлением подпевали. Другой устьцилем – министр сельского хозяйства и продовольствия республики Сергей Чечеткин – просто молча улыбался в усы.
В рамках выставки представлены генеалогические росписи родов, старинные предметы быта, игрушки, книги и документы, фотографии из частных коллекций, раскрывающие историко-культурные особенности крестьянских династий Усть-Цильмы.
К настоящему времени мемориальные доски установлены на семи родовых домах Анхиных, Ваниных, Сениных, Карпуниных, Никишиных, Горьких, Глухиных. Эти дома насчитывают более чем 100-летнюю историю и теперь с ней могут познакомиться посетители выставки.
Как рассказала Татьяна Вокуева, день установления мемориальной доски устьцилемами назван праздником рода, на который съезжаются его представители, возобновляется общение, устраивается застолье, во время которого вспоминают о дедах-прадедах, их славных делах, поют старинные песни.
С 2008 года в родовых домах начали создавать семейные музеи, два из них уже действуют и пользуются большой популярностью, как у местного населения, так и у приезжающих в Усть-Цильму туристов и исследователей. В реализации данного проекта устьцилемы видят еще одну форму сохранения культуры, преемственности поколений.
Выставка будет доступна в стенах Национального музея на протяжении месяца.
Комментарии (9)
родился в усть-цильме,
и безвыездно прожил там почти восемнадцать лет
но на слух слышал род глухиных, остальных не слышал, особенно анхиных.
в нижнем конце (нижнокона)воду на самовар носили из колодца саушкиных, у гаврила (напротив магазина север (?)вода в колодце похуже, а для хозяйства (корова)носили вёдрами из колодца от оли, там вообще желтоватая вода. это всё по ул. советской. а преж возили воду на самовар на санках из проруби (с фарватера реки печоры, тут же ниже по течению была прорубь для полоскания стиранного белья, одежды) по батмановскому переулку. прорубь чистил старичок с ул. набережной и он после работы за уходом за прорубью за свою работу и собирал денежки (50 коп.), ходил по домам и приговаривал (по нынешнему рекламировал) : " с********, печерска - то водицка, как молоцко".
а ещё название привнесённое кем-то и откуда-то:"древле-поморская церковь" , никогда такого словосочетания в 50,60,70-х годах в усть-цильме и небыло.это кто-то древит. забыли бат чего не бывает.
был у староверов в усть-цильме поп на общественных началах по прозвищу гена-столбик и всё.
скоро, что то ещё придумается, вот и докторская на носу для новоиспечённой москвички, да чё там докторская, - акадэмик ран.
ну, а если серьёзно, кто-то должен описать прошедшее, но беспристрастно. например, взял смоленцев л. н. и описал жизнь журавского на опытной станции, но там то же больше вопросов, но хоть кто-то прокукорекал.
ничего личного.
Каким боком там Белла Забровская оказалась в председателях, -она разве русская и родом из Усть-Цильмы? Пусть председатель был(а) бы родом из Усть-Цильмы, -это было бы верно и справедливо!
а вообще в усть-цильме чаще в ходу были прозвища.
ваня - счастье (всегда улыбался человек с большим ртом как у французского киноактёра), петя -печора (переплывал печору, а это далеко не каждый сможет), катя - прежняя, молвасевых, ваня - чипа. коля-фо, паша-жирный и т. д. и т. д.
чё-то устьцилёма не разговорчивые, люди занятые - все начальники. из нижних деревень больше министры, эксминистры.центровые-доктора наук(чупров, жигалов), дюпутаты, поэты (гимн питера - о. чупров; из коровьего ручья был вас. журавлёв)