Сыктывкарские ученые напомнили об актуальности идей Сорокина в связи с протестами на Болотной
В центре «Наследие» имени Питирима Сорокина прошел «круглый стол» на тему «Питирим Сорокин: история и современность». Сыктывкарские историки, культурологи и этнографы обсудили личность и наследие «гиганта политического будущего, которое является нашим настоящим».
Фото Николая Антоновского
Открывая научное собрание, директор Центра Элеонора Савельева процитировала слова профессора университета Северной Каролины Гарольда Брауна о Сорокине: «Стоя на плечах такого гиганта, мы можем смело смотреть вперед».
Объясняя повышенное внимание к личности всемирно известного социолога, родившегося в Коми, доктор исторических наук отметила, что вопросы, который поднимал Сорокин в своих работах, - власти, политики, революции и ее разрушительных последствиях для общества - крайне актуальны для сегодняшней России.
Альтернативой революционному переустройству, напомнила Савельева, великий социолог видел путь реформ, которым должны предшествовать глубокие исследования. Особое внимание, по ее словам, заслуживает его теория созидательного альтруизма как противоположность воспитанию человека-потребителя.
Демократия, по Сорокину, может быть так же агрессивна, как и автократия. Только альтруизм и бескорыстная созидательная любовь могут поправить положение. Гуманистический пафос встрече был также задан директором центра, напомнившей о трех основных тезисах ученого: жизнь, даже самая тяжелая, есть самое прекрасное на свете. Ей равно и исполнение долга. Жестокость, ненависть и несправедливость никогда не смогут создать ничего достойного ни в материальном, ни в нравственном отношении.
На встрече прозвучало несколько научных сообщений. Как выяснилось, никто из ученых не придерживался заявленных ранее тем докладов. Каждый говорил от себя, тем самым проиллюстрировав прозвучавшее позже из уст академика Михаила Рощевского пожелание «пропустить Сорокина сквозь душу с точки зрения своих научных интересов».
Доктор культурологи Владимир Сулимов поднял проблему утраты духовности и непригодности в современном обществе прагматических моделей:
- Если за культурой не стоит фантазия, культура превращается в свалку. Следуя мысли ученого, который подчеркнул, что попытки «упростить» учение Сорокина терпят неудачу, а вузовские курсы по нему с каждым годом становятся интереснее, современные политики должны быть знакомы с его наследием, ибо в основе его – нравственность.
Заместитель директора центра, социолог Алексей Конюхов в своем выступлении обратился к событиям, которые происходят сейчас в России, в частности, по изменению информационного пространства.
- То, что читать Сорокина надо, козе понятно, но при этом его надо осмысливать и осовременивать.
На его взгляд, современная социология стала затухать в том смысле, что стала теоретизироваться, тогда как это больше прикладная наука.
- Не только простые граждане, но и облеченные властью, не понимают, что такое гражданское общество, что такое средний класс, кто сегодня выходит на площади, в том числе на Болотную, - констатировал он.
Заявление Конюхова вызвало небольшую дискуссию среди ученых по поводу критериев принадлежности к среднему классу работников бюджетной сферы и уровня заработной платы учителей и научных работников. Во время дискуссии несколько раз прозвучала фамилия Прохорова.
- Он из протеста возглавил средний класс, - пошутил этнограф Виктор Семенов.
- Любой учитель назовет себя средним классом, но при этом не сможет купить хорошую обувь своему ребенку, - прозвучало за столом.
Алексей Конюхов предположил, что, возможно, «мы снова подбираемся к революции, которой мы с вами не хотим», и призвал коллег двигаться в направлении эмпирики.
Доктор философских наук Игорь Гончаров вспомнил о профессиональной изоляции, в которой оказался Питирим Сорокин в результате своих
взглядов, когда писал о новом типе человека, который ориентируется не на ценности потребления, а на нравственные ценности, что сближало его с религиозными мыслителями.
- Трагедия Сорокина в том, что он оказался за пределами социологического цеха – один и в преподавательской, и в профессорской сфере:
- Опыт Сорокина нельзя подтвердить экспериментом, - говорил ученый. Нельзя повторить опыт революции, голода, войны и геноцида. Кризисную ситуацию, в которой Сорокин исследует человека, нельзя сделать экспериментальной. Вместе с тем сам Сорокин все это пережил.
Доктор исторических наук Игорь Жеребцов напомнил, что в Сорокине долгое время боролись политик и ученый. Социология – то, что примирило его с обеими сторонами его натуры.
Виктор Семенов вспомнил, что за 35 лет его занятий этнографией нигде, кроме монографии Элеоноры Савельевой, не было упоминания трудов Сорокина, который начинал свой путь в науке как этнограф. Он вспомнил, как еще в советское время Савельева устроила «сорокинский четверг», посвященный 100-летию ученого и выпустила сборник материалов, чему пытался воспрепятствовать обком КПСС. В итоге имя Сорокина упоминать разрешили, при этом запретив печатать его фотографию.
Ученые заговорили о необходимости провести этнографический мониторинг, дабы «не изобретать велосипед».
- Я несколько лет подряд подаю эту идею в Министерство культуры республики, однако ответа нет, - заметил культуролог Сулимов. – Культурно-этническая ситуация у нас уникальна, учитывая переход студентов из деревни в город.
Завершил ученое собрание куратор центра имени Питирима Сорокина, первый вице-спикер Госсовета Коми Валерий Марков, который предложил сделать серию «круглых столов» в неформальной обстановке по наследию социолога.
- Мы в начале диалога. Еще не было оживленной дискуссии, никто друг друга не цеплял, в полемику не вступал. Все впереди, - заключил он.
Комментарии (36)
кстати, да, если вы привыкли судить о людях по внешности, вы убоги, яркий образчик человека-потребителя
Выводы какие?
Программа "от слов к делу" где?
А “БЛА-БЛА-БЛА” каждый может за кухонным столом.
Во-вторых, конечно с "учОными" типа конюхова и савельевой ничего качественного с переосмыслением Сорокина вряд ли что удастся сделать. Вряд ли Сорокина бы обрадовало, что его творчество изучает подобные ЖиВ (которые есть и в науке).
Итог пока печальный.
Ну, в ваших-то заслугах не сомневаюсь. Ваши труды о Сорокине, вероятно, опубликованы за рубежом? Интересно, за каким?