Школа как дом радости: эксперты «Родины» искали ответ, как сделать образование в Коми качественнее и доступнее
При содействии регионального отделения партии «Родина» в Сыктывкаре состоялся круглый стол, посвященный развитию системы образования в республике. Местные эксперты предложили несколько инициатив, которые отчасти помогут улучшить ситуацию. Подробнее об этом — в обзоре БНК.
Дискуссию на круглом столе, который состоялся 20 августа, начал предприниматель, учредитель КРО «Братья Басковы» Константин Басков. Он напомнил, что в 2019 году на сферу образования были направлены 29 млрд рублей, что составило 30,5% всех расходов республиканского бюджета. По его словам, в современных условиях развитие системы образования является критически важной задачей, так как от этого зависит экономическое развитии региона и состояние социальной сферы.
Про преемственность
Профессор кафедры государственного и муниципального управления института высшего образования Академии госслужбы Коми Анна Гагиева напомнила, что в федеральном и региональном законодательстве говорится, что образование должно быть доступным и качественным и должно соответствовать требованиям времени. По ее словам, нужно на законодательном уровне выровнять систему подготовки, связав дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее и дополнительное образование. Она считает, что необходимо возродить профильные классы и открывать профильные школы.
— Врач лечит не всех, а учитель учит всех. Следовательно, ответственность на учителе огромная. Учителей мы должны поставить на первое место и создать ему все условия.
Ее поддержала доцент этой же кафедры Анна Чарина. Она рассказала, что услышала от одного выпускника мысль, что учитель — самая главная профессия, потому учитель учит всех, даже космонавтов.
— Даже депутатов и президентов, — добавил исполнительный директор радиостанции «Европа плюс Коми» Андрей Юркин.
Анна Гагиева акцентировала внимание, что должно быть и взаимодействие образования и науки.
— Наука и вузовское образование не могут идти отдельно. Учебные заведения заключают договоры с Коми научным центром, но надо быть ближе, работать еще теснее. Сотрудничество — этого мало, надо создавать научные группы, в которые бы входили студенты, преподаватели, работники академических учреждений, надо пропагандировать опыт их успешного взаимодействия. И не только в плане точных наук, не надо забывать и о гуманитарном образовании, — сказала она.
Про изменившийся мир
Члены экспертного клуба вспомнили и про дистанционное образование, на которые перешли школы и вузы весной из-за распространения коронавируса. Но не все образовательные организации были готовы к этому. Большие трудности испытали сельские школы в отдаленных деревнях и поселениях, где нет было интернета.
По словам доцента кафедры государственного и муниципального управления Академии госслужбы Коми Алексея Облизова, нацпроект «Образование» подразумевает в том числе создание инфраструктуры, которая призвана обеспечить конкурентное доступное образование на всей территории страны и по всем уровням. Весной эта задача вышла на первый план. Дело в том, что уже много лет говорят о цифровой экономике и цифровизации большинства процессов, но как только учебные заведения перешли на дистанционное обучение, оказалось, что в России нет отечественного программного обеспечения, которое помогло бы учителям, детям и родителям справиться с возникшими сложностями.
— Школы работали через Zoom, возникали всевозможные курьезы, не всегда адекватные. Преподаватели и учителя были вынуждены вести образование через мессенджеры, это как минимум противоречат задачам нацпроекта, — сказал он.
Андрей Юркин добавил, что в преддверии нового учебного многие вопросы остались нерешенными.
— Все происходит в новой реальности. Много вопросов не оформлены на законодательном уровне — как будет происходить процесс обучения в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, — заметил он.
Про компетенции
Анна Гагиева сказала, что необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку. По ее мнению, пока не будет внятного и четкого представления, какие специалисты нужны будут в будущем и какого профиля, высшая школа будет существовать отдельно, а жизнь — отдельно.
— Объем информации большой, студент учит, учит, учит, а приходит на практику — мало что может. Нам, например, трудно найти хорошего психолога. Нужно давать больше практических знаний, — заявил директор сыктывкарской школы-интерната №3 Виталий Орловский.
Старший преподаватель кафедры конституционного права и муниципального права Академии госслужбы Коми Зинаида Коновалова вспомнила и про проблему нехватки предметников в сельских школах.
— Приезжают, смотрят, что благоустроенного жилья нет — разворачиваются и уезжают. Бывает, что учитель иностранного языка ведет математику. И у ребят-выпускников там немного другой уровень образования. Отсюда — разные социальные лифты для их развития.
Алексей Облизов добавил, что одна из задач образования — формирование социальной личности, ответственного гражданина. Это не только вопрос знаний и умений, но и компетенций.
— Надо задавать вопросы: «А чувствует ли он себя гражданином?» Определенные ростки есть: патриотическая работа [идет] хорошо, добровольчество — не плохо, но остальные блоки зависают. Должна быть выстроена цельная региональная политика в этом направлении, — сказал он.
Про профориентацию
Профориентационная работа в республике ведется, но ее надо усилить, пришли к выводу участники экспертного клуба. Анна Гагиева считает, что этим надо заниматься уже с пятого класса.
— Надо начинать со школы, на уровне игры, знакомства со специальностями — начиная от сварщика и сантехника и потом дальше. В этом году получилась интересная вещь: у нас в педколлежди и в среднее образование пошли ребята, у которых средний балл 4,5-4,7. Причем туда были конкурсы. Общество поворачивается к рабочим профессиям. В результате в вузах бюджетные места оказались не заполнены. Это мир меняется, мы должны меняться вместе с ним.
Алексей Облизов объяснил, что если профориентацию отдавать образовательным организациям среднего и высшего звена, то они будут преследовать свои цели.
— У каждого все равно будет своя коммерциализация: я буду показывать, что есть у меня и ничего иное. Получается, ребенка зацепила картинка. Если говорить о региональном уровне, то должна быть выстроена система профессиональной ориентации, когда у него будет более осознанны выбор, — рассказал он, вспомнив про массовые тестирования и выявление предпочтений.
Про продленку
Директор ООО «СеверСпецСтрой» Татьяна Гимадеева подняла тему внеурочной деятельности. По ее мнению, родители рады будут, если дети будут оставаться в школах до пяти-шести вечера.
Про методику
Заведующая детским садом «Дюймовочка» из Вуктыла Виктория Моренченко заметила, что проблем с кадрами в дошкольном учреждении нет, но стоит вопрос методического сопровождения. Особенно остро этот вопрос, по словам Зинаиды Коноваловой, стоит в сельских школах.
Алексей Облизов добавил, что нужно создавать полноценную систему поддержки преподавателей, готовых внедрять новые практики.
— Надо создать условия самореализации учителя, его школы. Очень много зависит от той системе, которая создается в регионе по поддержке и развитию, по продвижению самой школы и их инициатив. Надо развивать методическое сопровождение, — сказал он.
Эту же тему поднял и Виталий Орловский, который рассказал про работу с детьми с умственной отсталостью.
— Актуальность проблемы образования таких детей обусловлена тем, что у нас еще нет достаточно научно-методического обеспечения. Нет массовых школ, которые могли бы реализовать в полном объемы образовательные стандарты. Надо поставить вопрос о строительстве коррекционных школ, потому что сейчас у нас мест мало, — предложил он.
Про безопасность
Глава регионального исполкома ОНФ в Коми Елена Иванова рассказала, что уже не первый год реализуется проект «Дорога в школу», направленный на то, чтобы сделать безопасными школьные маршруты. Активисты исследуют территорию возле учебных заведений и вместе с ГИБДД делают переходы более безопасными. Так, в Сыктывкаре была изменена система работы светофора возле физико-математического лицея в Сыктывкаре. А в этом году возникла другая проблема — возле столичной школы №21 не успели к 1 сентября завершить ремонт дороги. ОНФ направил письма в администрацию города, чтобы чиновники учитывали это при планировании ремонтных работ.
Про питание
ОНФ снова собирается провести опрос среди родителей о качестве школьного питания. Предыдущий опрос показал, что некоторые дети не едят школьную еду, потому что она либо дорогая, либо не походит им, либо некачественная.
— Этому вопросу стоит уделять пристальное внимание, в том числе со стороны родительского сообщества. В городе система относительно организована, чего не скажешь про сельскую местность. Хорошее питание — это здоровье наших детей, — заявила Елена Иванова.
По словам Алексея Облизова, в Сыктывкаре в школах организацией питания преимущественно занимаются сторонние организации, и на это администрация школы не всегда может повлиять.
Про учителей
Участники экспертного клуба напомнили, что учителя завалены отчетностью.
— Провести мероприятие — надо согласие родителей. Ребенок приходит со школы с пачкой документов на подпись: согласия на обработку персональных данных, согласие на прививки... Чуть что — ответственность на учителе. По человечески становится их жалко. Воспитатели и учителя теряют свою непосредственную функцию — воспитывать и учить, — заметила Елена Иванова.
Про школу
Анна Чарина повторила тезис прошлых встреч, когда говорилось, что образование играет важную роль в том, чтобы молодежь оставалась в регионе.
— Все начинается с образования. Когда есть детский сад, школа рядом с ним, тога люди чувствуют и поддержку, и опору, и стабильность. Когда нет этого — ощущают зыбкость почвы под ногами, — сказала она.
Анна Гагиева заключила, что «школа должна стать вторым домом, где хотелось бы работать, куда хотелось бы идти».
— Школа — это дом радости, надо, чтобы все там были счастливы, — резюмировала она.
Комментарии (45)
Всяко не банные мальчики Жириновского и не опопсевшие комуняки, на которых клеймо ставить некуда.
Еще яснее: реальная з/плата педагогов - мрот. вот и вся история
=================
Простите, а эксперты это кто? Что заканчивали? Где работали? Чего добились?
«Образование — тоже ресурс, а значит, бесплатно его быть не должно, я имею в виду профессионального или углублённого образования. Сейчас у нас оно в качестве развращающего советского пережитка осталось и это даёт определённым кругам какие-то ложные надежды, что сын тракториста или слесаря может что-то от государства бесплатно хапнуть."