content/news/images/117026/BOB_5776-kopiya_mainPhoto.jpg
10:50, 01.09.2020 / ОБЩЕСТВО

Школа как дом радости: эксперты «Родины» искали ответ, как сделать образование в Коми качественнее и доступнее

При содействии регионального отделения партии «Родина» в Сыктывкаре состоялся круглый стол, посвященный развитию системы образования в республике. Местные эксперты предложили несколько инициатив, которые отчасти помогут улучшить ситуацию. Подробнее об этом — в обзоре БНК.

Школа как дом радости: эксперты «Родины» искали ответ, как сделать образование в Коми качественнее и доступнее
Фото Виктора Бобыря

Дискуссию на круглом столе, который состоялся 20 августа, начал предприниматель, учредитель КРО «Братья Басковы» Константин Басков. Он напомнил, что в 2019 году на сферу образования были направлены 29 млрд рублей, что составило 30,5% всех расходов республиканского бюджета. По его словам, в современных условиях развитие системы образования является критически важной задачей, так как от этого зависит экономическое развитии региона и состояние социальной сферы.

BOB_5805-kopiya.jpg

Про преемственность

Профессор кафедры государственного и муниципального управления института высшего образования Академии госслужбы Коми Анна Гагиева напомнила, что в федеральном и региональном законодательстве говорится, что образование должно быть доступным и качественным и должно соответствовать требованиям времени. По ее словам, нужно на законодательном уровне выровнять систему подготовки, связав дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее и дополнительное образование. Она считает, что необходимо возродить профильные классы и открывать профильные школы.

— Врач лечит не всех, а учитель учит всех. Следовательно, ответственность на учителе огромная. Учителей мы должны поставить на первое место и создать ему все условия.

Ее поддержала доцент этой же кафедры Анна Чарина. Она рассказала, что услышала от одного выпускника мысль, что учитель — самая главная профессия, потому учитель учит всех, даже космонавтов.

BOB_5796-kopiya.jpg

— Даже депутатов и президентов, — добавил исполнительный директор радиостанции «Европа плюс Коми» Андрей Юркин.

Анна Гагиева акцентировала внимание, что должно быть и взаимодействие образования и науки.

— Наука и вузовское образование не могут идти отдельно. Учебные заведения заключают договоры с Коми научным центром, но надо быть ближе, работать еще теснее. Сотрудничество — этого мало, надо создавать научные группы, в которые бы входили студенты, преподаватели, работники академических учреждений, надо пропагандировать опыт их успешного взаимодействия. И не только в плане точных наук, не надо забывать и о гуманитарном образовании, — сказала она.

Про изменившийся мир

Члены экспертного клуба вспомнили и про дистанционное образование, на которые перешли школы и вузы весной из-за распространения коронавируса. Но не все образовательные организации были готовы к этому. Большие трудности испытали сельские школы в отдаленных деревнях и поселениях, где нет было интернета.

BOB_5856-kopiya.jpg

По словам доцента кафедры государственного и муниципального управления Академии госслужбы Коми Алексея Облизова, нацпроект «Образование» подразумевает в том числе создание инфраструктуры, которая призвана обеспечить конкурентное доступное образование на всей территории страны и по всем уровням. Весной эта задача вышла на первый план. Дело в том, что уже много лет говорят о цифровой экономике и цифровизации большинства процессов, но как только учебные заведения перешли на дистанционное обучение, оказалось, что в России нет отечественного программного обеспечения, которое помогло бы учителям, детям и родителям справиться с возникшими сложностями.

— Школы работали через Zoom, возникали всевозможные курьезы, не всегда адекватные. Преподаватели и учителя были вынуждены вести образование через мессенджеры, это как минимум противоречат задачам нацпроекта, — сказал он.

Андрей Юркин добавил, что в преддверии нового учебного многие вопросы остались нерешенными.

— Все происходит в новой реальности. Много вопросов не оформлены на законодательном уровне — как будет происходить процесс обучения в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, — заметил он.

Про компетенции

Анна Гагиева сказала, что необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку. По ее мнению, пока не будет внятного и четкого представления, какие специалисты нужны будут в будущем и какого профиля, высшая школа будет существовать отдельно, а жизнь — отдельно.

— Объем информации большой, студент учит, учит, учит, а приходит на практику — мало что может. Нам, например, трудно найти хорошего психолога. Нужно давать больше практических знаний, — заявил директор сыктывкарской школы-интерната №3 Виталий Орловский.

BOB_5790-kopiya.jpg

Старший преподаватель кафедры конституционного права и муниципального права Академии госслужбы Коми Зинаида Коновалова вспомнила и про проблему нехватки предметников в сельских школах.

— Приезжают, смотрят, что благоустроенного жилья нет — разворачиваются и уезжают. Бывает, что учитель иностранного языка ведет математику. И у ребят-выпускников там немного другой уровень образования. Отсюда — разные социальные лифты для их развития.

Алексей Облизов добавил, что одна из задач образования — формирование социальной личности, ответственного гражданина. Это не только вопрос знаний и умений, но и компетенций.

— Надо задавать вопросы: «А чувствует ли он себя гражданином?» Определенные ростки есть: патриотическая работа [идет] хорошо, добровольчество — не плохо, но остальные блоки зависают. Должна быть выстроена цельная региональная политика в этом направлении, — сказал он.

Про профориентацию

Профориентационная работа в республике ведется, но ее надо усилить, пришли к выводу участники экспертного клуба. Анна Гагиева считает, что этим надо заниматься уже с пятого класса.

— Надо начинать со школы, на уровне игры, знакомства со специальностями — начиная от сварщика и сантехника и потом дальше. В этом году получилась интересная вещь: у нас в педколлежди и в среднее образование пошли ребята, у которых средний балл 4,5-4,7. Причем туда были конкурсы. Общество поворачивается к рабочим профессиям. В результате в вузах бюджетные места оказались не заполнены. Это мир меняется, мы должны меняться вместе с ним.

BOB_5870-kopiya.jpg

Алексей Облизов объяснил, что если профориентацию отдавать образовательным организациям среднего и высшего звена, то они будут преследовать свои цели.

— У каждого все равно будет своя коммерциализация: я буду показывать, что есть у меня и ничего иное. Получается, ребенка зацепила картинка. Если говорить о региональном уровне, то должна быть выстроена система профессиональной ориентации, когда у него будет более осознанны выбор, — рассказал он, вспомнив про массовые тестирования и выявление предпочтений.

Про продленку

Директор ООО «СеверСпецСтрой» Татьяна Гимадеева подняла тему внеурочной деятельности. По ее мнению, родители рады будут, если дети будут оставаться в школах до пяти-шести вечера.

Про методику

Заведующая детским садом «Дюймовочка» из Вуктыла Виктория Моренченко заметила, что проблем с кадрами в дошкольном учреждении нет, но стоит вопрос методического сопровождения. Особенно остро этот вопрос, по словам Зинаиды Коноваловой, стоит в сельских школах.

Алексей Облизов добавил, что нужно создавать полноценную систему поддержки преподавателей, готовых внедрять новые практики.

— Надо создать условия самореализации учителя, его школы. Очень много зависит от той системе, которая создается в регионе по поддержке и развитию, по продвижению самой школы и их инициатив. Надо развивать методическое сопровождение, — сказал он.

BOB_5851-kopiya.jpg

Эту же тему поднял и Виталий Орловский, который рассказал про работу с детьми с умственной отсталостью.

— Актуальность проблемы образования таких детей обусловлена тем, что у нас еще нет достаточно научно-методического обеспечения. Нет массовых школ, которые могли бы реализовать в полном объемы образовательные стандарты. Надо поставить вопрос о строительстве коррекционных школ, потому что сейчас у нас мест мало, — предложил он.

Про безопасность

Глава регионального исполкома ОНФ в Коми Елена Иванова рассказала, что уже не первый год реализуется проект «Дорога в школу», направленный на то, чтобы сделать безопасными школьные маршруты. Активисты исследуют территорию возле учебных заведений и вместе с ГИБДД делают переходы более безопасными. Так, в Сыктывкаре была изменена система работы светофора возле физико-математического лицея в Сыктывкаре. А в этом году возникла другая проблема — возле столичной школы №21 не успели к 1 сентября завершить ремонт дороги. ОНФ направил письма в администрацию города, чтобы чиновники учитывали это при планировании ремонтных работ.

BOB_5839-kopiya.jpg

Про питание

ОНФ снова собирается провести опрос среди родителей о качестве школьного питания. Предыдущий опрос показал, что некоторые дети не едят школьную еду, потому что она либо дорогая, либо не походит им, либо некачественная.

— Этому вопросу стоит уделять пристальное внимание, в том числе со стороны родительского сообщества. В городе система относительно организована, чего не скажешь про сельскую местность. Хорошее питание — это здоровье наших детей, — заявила Елена Иванова.

По словам Алексея Облизова, в Сыктывкаре в школах организацией питания преимущественно занимаются сторонние организации, и на это администрация школы не всегда может повлиять.

BOB_5809-kopiya.jpg

Про учителей

Участники экспертного клуба напомнили, что учителя завалены отчетностью.

— Провести мероприятие — надо согласие родителей. Ребенок приходит со школы с пачкой документов на подпись: согласия на обработку персональных данных, согласие на прививки... Чуть что — ответственность на учителе. По человечески становится их жалко. Воспитатели и учителя теряют свою непосредственную функцию — воспитывать и учить, — заметила Елена Иванова.

Про школу

Анна Чарина повторила тезис прошлых встреч, когда говорилось, что образование играет важную роль в том, чтобы молодежь оставалась в регионе.

— Все начинается с образования. Когда есть детский сад, школа рядом с ним, тога люди чувствуют и поддержку, и опору, и стабильность. Когда нет этого — ощущают зыбкость почвы под ногами, — сказала она.

Анна Гагиева заключила, что «школа должна стать вторым домом, где хотелось бы работать, куда хотелось бы идти».

— Школа — это дом радости, надо, чтобы все там были счастливы, — резюмировала она.

1082

Комментарии (45)

Добавить комментарий
  • Эээх
    01 сент. 2020 г., 10:59:07
    Ответить
    эксперты
    очередная клоунада. Грусть
    12
    • пшна
      01 сент. 2020 г., 11:25:29
      Ответить
      Если б ЕР хотя бы 1/10 из того ,что было сказано Родиной позаимствовало, то может и ЕГЭ бы отменили, и в целом пересмотрели свое отношение к образованию.
      8
      • leika
        01 сент. 2020 г., 11:38:27
        Ответить
        В том и суть. Здравые инициативы не должны застаиваться, им надо давать ход.
        5
      • Пшену
        01 сент. 2020 г., 20:38:26
        Ответить
        Вы особо не прельщайтесь
        В самом деле, только сказано. Пробьются во власть, так не будет сделано
        2
  • эко
    01 сент. 2020 г., 11:05:46
    Ответить
    Клоны ЕР вышли на сцену...
    13
    • вжух
      01 сент. 2020 г., 12:03:38
      Ответить
      Да какие клоны? Альтернатива.
      Всяко не банные мальчики Жириновского и не опопсевшие комуняки, на которых клеймо ставить некуда.
      8
      • Ну да
        01 сент. 2020 г., 15:24:21
        Ответить
        Басков - эксперт в образовании. Где тут клоуны? Все серьезно.
        3
    • Lida
      02 сент. 2020 г., 10:14:13
      Ответить
      Стали бы они тогда против повышения пенс. возраста голосовать? Сомнительно. Это вам не коммунисты и ЛДПР, которые на словах "мы против!" а на деле все равно все "за" проголосовали.
  • Кто
    01 сент. 2020 г., 11:17:18
    Ответить
    Это с тату ?
    2
    • я знаю кто
      01 сент. 2020 г., 11:46:49
      Ответить
      это симпатичная барышня и я влюблен
      5
      • и я
        01 сент. 2020 г., 12:54:32
        Ответить
        я тоже
        влюбился)
        3
  • Мими
    01 сент. 2020 г., 11:18:43
    Ответить
    Грамотно, по делу, если удастся реализовать все намеченное, то в образовании удастся закрыть многие "пробелы".
    7
  • аншлюс
    01 сент. 2020 г., 11:20:42
    Ответить
    Костя, мальчик, зачем ты полез в политику? Там таких, как ты, бестолковых говорунов предостаточно. Занимайся своим делом - веди корпораттивы и свадьбы
    13
    • Роберт
      03 сент. 2020 г., 10:17:00
      Ответить
      По-вашему, человек не может в политику одновременно с корпоративами? Ну хз, Константин как минимум своими руками что-то делать старается, заборы красил, детскую площадку нам ремонтировал тоже сам. К бюрократии прибегает только тогда, когда проект реально масштабный и нужно финансирование, вроде скейт-роллер-парка, что будут строить в Эжвинском районе. Сейчас как раз таки голосование проходит, где этот проект участвует.
  • экперт
    01 сент. 2020 г., 11:26:14
    Ответить
    Поболтали и разошлись. Напоминает комсомольскую планерку.
    12
    • не эксперт, но
      01 сент. 2020 г., 12:20:14
      Ответить
      А мне напоминает заседание, на котором хоть кому-то есть дело до того, что происходит в образовательной сфере
      10
      • я
        01 сент. 2020 г., 12:29:27
        Ответить
        И что изменилось от этих говорунов? Сто раз говорено, но...воз и ныне там.
        11
      • Е
        01 сент. 2020 г., 12:50:54
        Ответить
        Отремонтируйте Пушкинскую гимназию и для какого-то количества людей образование станет доступнее.
  • Тим
    01 сент. 2020 г., 11:32:54
    Ответить
    Зачем этот клоун с маской на морде?
    10
  • Родина в опасности
    01 сент. 2020 г., 11:37:16
    Ответить
    Кто может сказать, для чего в феодальном обществе образование? =)))) Только чтоб выехать на ПМЖ в другие страны? =)))))
    8
    • бинго
      01 сент. 2020 г., 12:31:12
      Ответить
      Как-то гнильенько рассуждать в ключе: пусть моя страна меня выучит, а уеду я работать в другую.
      5
  • Девушка с тату
    01 сент. 2020 г., 11:43:27
    Ответить
    Гораздо модельней, чем лыжница-модель
    1
  • Задумчивый
    01 сент. 2020 г., 12:28:55
    Ответить
    Очередной междусобочик: шоумены названы экспертами, перековавшаяся ЕР и профессиональные спойлеры - все мысли ни о чем, повторение цитат из законов и официальных документов, сплошная болтовня, нет ни какого движения мысли. Цель поболтать и создать видимость действия.
    8
    • ***
      01 сент. 2020 г., 12:30:47
      Ответить
      100500. Согласна
      6
    • так задумайтесь тогда
      01 сент. 2020 г., 12:53:49
      Ответить
      А кто, если не доценты и преподаватели , могут быть экспертами в области образования? Как раз собрались те, мнение которых основано на личном опыте, а не на "подслушанном" в кулуарах.
      4
      • задумались и ясно
        01 сент. 2020 г., 20:54:37
        Ответить
        не эксперты давно нужны, а реальные учителя, воспитатели. в школах и садах, по крайней мере сыка, уже почти нет педагогов. и методисты, с переписанными ценными указаниями минобраза, не решат эту проблему.
        Еще яснее: реальная з/плата педагогов - мрот. вот и вся история
  • Алекс
    01 сент. 2020 г., 12:30:13
    Ответить
    Главный Шут не при дворе, в опале . Краснопузые пакостники сдулись.
    4
  • Дьяконов С.С.
    01 сент. 2020 г., 12:30:56
    Ответить
    "Местные эксперты предложили..."
    =================
    Простите, а эксперты это кто? Что заканчивали? Где работали? Чего добились?
    7
    • с.с.
      01 сент. 2020 г., 12:56:24
      Ответить
      а вы статью-то читали?
      2
      • Дьяконов С.С.
        01 сент. 2020 г., 13:47:15
        Ответить
        Внимательно. Экспертами можно было бы назвать директора школы, заведующую детским садом. Остальные теоретики, проводники идей вышестоящих начальников. Каких идей? Ну например: "Образование это услуга". Этот термин не из образования, а из бухгалтерии. Ежели хотите пристегнуть к образованию экономические термины, то следует читать так: "Образование это инвестиции". Вот с таким подходом к образованию можно работать. И еще, " Воспитатели и учителя теряют свою непосредственную функцию — воспитывать и учить,". Если учитель только учит, то это не учитель, а урокодатель. Учитель должен и учить и воспитывать. Да, во времена СССР в школах обходились без психологов.
        1
        • хм
          01 сент. 2020 г., 15:01:49
          Ответить
          ну вот вы пишите "Экспертами можно было бы назвать директора школы, заведующую детским садом". Заведующая детским садом Виктория Моренченко чем вас не устраивает? Она присутствует на собрании. Или Анна Гагиева, которая в образовании более 30 лет? Думаете, ей недостает опыта и понимания, что происходит в этой сфере?
          3
          • Мх
            01 сент. 2020 г., 15:46:01
            Ответить
            Если бы доставало понимания, то поняла, хотя ...это же сборище не для решения проблем образования (т.к. не о ни это решают) а только для самопиара так что да понимания ей хватает!.
            1
          • Дьяконов С.С.
            01 сент. 2020 г., 16:35:25
            Ответить
            "Профессор кафедры государственного и муниципального управления института высшего образования Академии госслужбы...". Чем выше должность, тем чаще язык на замке. Вы думаете она сможет в открытую вступить например против этого, если в правительстве примут это предложение: "Глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс предложил правительству подумать над его предложением о частичном сворачивании бесплатного школьного образования. Выступая в Екатеринбурге на конференции «Россия-2050», Чубайс отметил, что сейчас в стране молодёжь имеет слишком много «развращающих» возможностей учиться бесплатно.

            «Образование — тоже ресурс, а значит, бесплатно его быть не должно, я имею в виду профессионального или углублённого образования. Сейчас у нас оно в качестве развращающего советского пережитка осталось и это даёт определённым кругам какие-то ложные надежды, что сын тракториста или слесаря может что-то от государства бесплатно хапнуть."
          • Дьяконов С.С.
            01 сент. 2020 г., 17:25:38
            Ответить
            Прочитал еще раз. Может Виктория Моренченко и замечательный специалист. Но как эксперт?
  • ЧТО ЭТО
    01 сент. 2020 г., 12:33:00
    Ответить
    Кто только не обсуждает, то что не понимает. Крутые спецы собрались)
    5
    • Крис
      02 сент. 2020 г., 10:02:50
      Ответить
      Вы статью-то хоть читали? Там выступала профессор Академии госслужбы Коми Гагиева, Чарина - доцент и другие. Или кто, по-вашему, должен заниматься вопросами образования? "Родина" как раз и приглашает профильных специалистов, кто знает, как говорится, кухню изнутри, кто видит реальные проблемы и пути их решения.
      1
  • Конфузий
    01 сент. 2020 г., 13:52:12
    Ответить
    Страна экспертов, странная страна...
  • Гость
    01 сент. 2020 г., 14:13:37
    Ответить
    Где мэрша со штрафами за несоблюдение масочного режима?
    • ---------------------
      01 сент. 2020 г., 18:24:45
      Ответить
      -------------------------
  • Оценка
    01 сент. 2020 г., 15:06:25
    Ответить
    ДВА
    всему сборищу и персонально Гагиевой за ее нетленку - "Врач лечит не всех, а учитель учит всех. Следовательно, ответственность на учителе огромная. Учителей мы должны поставить на первое место....." действительно, иногда лучше молчать, чем говорить....
    • Точно
      01 сент. 2020 г., 15:46:56
      Ответить
      а президент "опекает" всех, поэтому...
  • Учитель
    02 сент. 2020 г., 0:21:54
    Ответить
    Басковы! Клоунада в цирке! Куда лезете?!
    • Учитель учителя
      03 сент. 2020 г., 10:17:37
      Ответить
      Что, если Басков фамилия, то менять её нужно? Иначе ничем серьезным заниматься нельзя? Эти люди разбираются в своем деле и пытаются чато-то изменить... в отличие от таких как вы.
  • Чешир
    02 сент. 2020 г., 10:08:44
    Ответить
    Да ну нафиг!? Партия, которая по собственному желанию обсуждает, как улучшить образование, вместо обдумывания хитрых кадровых рокировочек? Коми - это точно в России?) ЕдРу стоит напрячь булки)
  • Роман Терябыкин
    03 сент. 2020 г., 9:56:38
    Ответить
    Похоже, актив Родины - единственные, кто системно подходит к проблемам обучения