Красная дорожка к Кандинскому: на выставке в Коми исследовали связи художника с зырянами
В Национальной галерее республики открылась выставка «Василий Кандинский и Россия» из собрания Государственного Русского музея. Работы знаменитого художника в Коми экспонируются впервые, хотя его творчество и культура региона неотрывно связаны. Считается, что именно поездка к зырянам в 1889 году повлияла на его решение отказаться от карьеры юриста и связать свою жизнь с искусством. Что представляет из себя выставка и какой эффект от нее ждут в Коми – в материале БНК.
Первую в Коми выставку Василия Кандинского открывали с размахом. Лестницу и коридоры галереи застелили красной ковровой дорожкой, установили на входе изломленные «ворота», снаружи и внутри были живые «скульптуры», организована специальная фотозона и даже установлены экраны для трансляций изображений картин художника. Встречал гостей небольшой оркестр и сотрудники, которые измеряли температуру и выдавали маски – таковы требования «постоковидной» культурной жизни. Но даже они не стали поводом отменять небольшой фуршет с напитками и закусками.
Все эти атрибуты открытия, тем не менее, не отвлекали от главного – содержания экспозиции. Предваряли вход в залы плакаты с выписками из путевого дневника Кандинского, например, с описанием внутреннего убранства зырянской избы: «Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы – все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами». Сделано это было неслучайно, ведь одна из целей выставки – отследить влияние культуры этого народа на творчество художника.
Василий Кандинский в 1889 году с этнографической экспедицией посетил Вологодскую губернию. Его интересовали не только примеры обычного права местного населения, но и раннеязыческие, шаманские обряды и верования коми-зырян. Считается, что эта поездка стала одним из факторов, повлиявших на его решение стать художником. Как отметил на пресс-конференции перед открытием выставки коллекционер и будущий президент Национальной галереи Коми Пьер Броше, знакомство с культурой зырян стало «эмоциональным ударом» для Василия Кандинского.
Тем не менее выставка более комплексная, чем сосредоточенная на связи с зырянами. Ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов рассказал, что на экспозиции представлены 15 работ разных периодов творчества Василия Кандинского. Самые ранние произведения на выставке – это пейзажи 1901 года. Когда они были представлены впервые, академические мастера посчитали, что они слишком яркие. Следом идут работы периода Мурнау – это город под Мюнхеном, где жил художник. Здесь, по словам Владимира Круглова, уже теряется предметность, а на первый план выходит цветосочетание. В следующем блоке выставки уже представлены три группы беспредметных произведений – «Импровизации», «Композиции» и «Импрессии». Важное место занимает картина с любимым образом художника «Святой Георгий» – ей противопоставлена икона с тем же сюжетом.
– Все работы рассчитаны на вдумчивое постижение и внимательное рассматривание деталью за деталью, - подчеркивает Владимир Круглов. Комментируя БНК связь произведений Владимира Кандинского с зырянами, специалист отметил, что прямых соединительных нитей нет, поскольку «все искусство очень сложно, тем более искусство символизма и абстрактное искусство строятся на аналогиях, тонких метафорах и иносказаниях». Тем не менее солярные знаки и «завитки», которые были на прялках, имели отражение в его произведениях. А подчеркивала неравнодушие художника выписка из дневника «Я положительно влюблен в зырян».
Как раз произведения народного искусства - прялки, игрушки, образцы поясов, которые произвели на Кандинского большое впечатление, были обрамлением выставки. Внимательному посетителю они дают возможность искать и выстраивать связи между творчеством художника и зырянской культурой. Также в качестве дополнительных материалов на экспозиции были портреты Василия Кандинского и фотографии крестьян из Архангельска и Усть-Цильмы в народных костюмах.
Открытие выставки Василия Кандинского – не просто презентация жителям Сыктывкара творчества знаменитого художника. Учитывая его связь с республикой, выставка может стать первым шагом к развитию культурных маршрутов по его следам. Министр культуры, туризма и архивного дела региона Сергей Емельянов ранее заявил, что имя художника может стать арт-брендом Коми. Также предложено создать в республике турмашрут по путешествию Василия Кандинского к зырянам.
Выставка «Василий Кандинский и Россия» в Национальной галерее Коми будет открыта до 11 октября.
БНК
Комментарии (20)
Уральские Князья кандинские считали изнанными за камень (ИЗ , УРАЛ) насильственной христинизацией.
А фамилия происходит от двух древнеугорских корней.
КАН- ХАН, КАН_ЙОЗ, КнЪзь.
ДИН-ДiН- село, селение.
Кандин- княжеское село.
Откуда бежали Кандинские и почему ЧУД привлекает Кандинского?)))
Раньше она называлась КУАНДА.
И кстати берет с вой исток их местности ЛЮЛЯМ_ВОР по коми люлям ЛЕС.)))
Кандинский в Усть-куломском направлении ездил ЧУД искать.)))
Останавливался на 3-х станциях. Ездил в Богородск верхом, в Шой-яг на лодке, в Подъельск маленький на двухколесной таратайке, причем зыр[янин] сидел верхом и ни за что не хотел склониться на мою просьбу сесть со мной. – В Шой-яге совершенные дикари. Нигде ничего нового. На меня смотрели как на нечто чудесное и никогда невиданное. Посмелее трогали очки, а робкие чудаки тыкали пальцами и быстро тараторили, обращаясь ко мне. Самовар просил знаками, иные не понимали. Не оказалось
Люди образованные понимают, что такой брак не есть хорошо. Но скорее всего это был фиктивный брак. Кандинского интересовали только мужчины. Был у него один друг, которому он писал чувственные и нежные письма. Поэтому ни от первой, ни от второй жены у него не было детей.
А женат трижды и без детей многое проясняет.