Наследники Георгия Лисецкого защитили свои авторские права
Вдова и сын известного фотохудожника Георгия Лисецкого Татьяна и Тарас Лисецкие выиграли гражданское дело по защите авторских прав у республиканского финно-угорского центра. Причиной полуторагодичного разбирательства послужил выпущенный в 2006 году под патронажем Министерства культуры и национальной политики фотобуклет, в котором составитель Александр Сидоров использовал снимки покойного Лисецкого.
Елена Лисецкая и Марк Оникул подозревают Евгения Рожкина в воровстве. Фото Кирилл Затрутин
Как рассказала БНКоми Елена Лисецкая, в 2005 году ее супруг провел часть отпуска на речке Кара, где много фотографировал. По итогам поездки г-н Лисецкий в конце мая того же года сделал выставку своих работ в помещении финно-угорского центра на Советской улице. 3 июня Георгий Лисецкий скоропостижно скончался во время творческой экспедиции.
По словам Татьяны Елены Лисецкой в августе ей позвонили из финно-угорского центра и попросили забрать выставку. Прибыв в центр в указанное время, вдова узнала от сотрудницы бухгалтерии, что выставка уже демонтирована и в данный момент фотографии сканируются. Подъехавшая позже руководитель финно-угорского центра Светлана Белорусова в ответ на вопрос Елены Лисецкой по какому праву без ее ведома фотоработы покойного супруга кто-то сканирует, директор заверила в том, что ничего подобного не было.
- Уже дома я обнаружила, что некоторые фотографии кто-то доставал из рамок, - поведала БНКоми г-жа Лисецкая. – К примеру, фото «Олений глаз» было вложено в рамку в перевернутом виде.
О том, что по заказу Минкульта финно-угорским центром выпущен буклет Елена Лисецкая, по ее словам, узнала от составителя Александра Сидорова.
К тому времени Елена и Тарас Лисецкие нотариально равными долями оформили на себя авторские права фоторабот покойного супруга и отца.
- Я увидела, что там задействованы фотографии моего мужа Георгия Лисецкого, которые он еще нигде и никому не отдавал, кроме выставки, которая была в финно-угорском центре в 2005 году после его смерти, - рассказала Елена Лисецкая. - Я эти фотографии никому не давала, они были взяты с выставки без моего разрешения. Я являюсь наследницей авторского права и в этом качестве пыталась наладить контакт с финно-угорским центром, с господином Рожкиным (Евгений Рожкин тогда возглавлял департамент национальной политики Минкультнаца - БНКоми), который курировал это мероприятие от министерства культуры. Со мной не захотели разговаривать.
Елена Лисецкая говорит, что до подачи иска Александр Сидоров признался ей, что диск с фотографиями ему предоставил Евгений Рожкин, однако в ходе судебного разбирательства он изменил свое мнение и заявил о том, что кадры он получил от Георгия Лисецкого.
Александр Сидоров не понимает суть претензий
- Эти фотографии в электронном виде попали ко мне лично от Лисецкого, - в беседе с корреспондентом БНКоми заявил г-н Сидоров. - После того как он выставку открыл из фотографий, которые он сделал в тундре, я ему сказал: «Жора, извини, некогда мне, принеси мне фотографии, чтобы посмотреть, мы будем буклет издавать. Он сказал – нет проблем. Я же не мог у него спросить: «Жора, ты умрешь, я использую?».
Александр Сидоров недоумевает, из-за чего разгорелся «сыр-бор», поскольку издание буклета не преследовало коммерческих целей.
Евгений Рожкин от комментариев предпочел воздержаться, акцентировав внимание на том, что формально отношения к делу он не имеет.
Председатель регионального отделения Союза фотохудожников России (одной из задач Союза является защита авторских прав фотографов – БНКоми) Марк Оникул в беседе с корреспондентом БНКоми припомнил, что в свое время по просьбе Евгения Рожкина составлял аналогичный буклет и тогда со стороны чиновника также имели место факты нарушений авторских прав.
- Как относительно официальное лицо, председатель республиканского отделения Союза фотохудожников, я заявляю: поскольку Рожкин систематически нарушает авторские права, это уже не просто нарушение, это воровство, - уверен г-н Оникул. - Рожкин – вор авторских прав. Хочет, пусть привлечет меня к суду, где я докажу, что он вор авторских прав. Ведь такой чиновник не просто нарушитель авторский прав. По закону нет разницы – вытащить кошелек у гражданина из кармана или у автора украсть авторские права.
По словам Марка Оникула, сказать, что решением суда по иску Лисецких создан прецедент в Сыктывкаре можно, однако по Коми подобные случаи были. В качестве примера г-н Оникул сообщил, что в 2002 году он составлял экспертное заключение по просьбе Ухтинского суда. Тогда конфликт разгорелся между ухтинским фотографом Вадимом Шабуниным, чью фотографию без разрешения в своих целях использовал «Газпромбанк». Представители банка отказались платить гонорар, в суде ссылаясь на то, что фото было техническим и никакого творчества в нем не было. Суд обязал «Газпробанк» заплатить фотографу.
По решению сыктывкарского суда финно-угорский центр выплатить Лисецким по 15 тысяч рублей за нарушение авторского права. Тем же решением суд отклонил требования истцов о выплате Лисецким суммы в качестве возмещения морального ущерба.
Комментарии (3)
кто-то стоит за его спиной?
то же фотограф и меломан по хоббиту.