Покупатели оставляют в магазинах меньше денег
Средний чек - сумма, которую оставляет покупатель в магазине, снижается вслед за покупательской способностью. Такое заявление сделали представители крупного российского бизнеса на седьмой ежегодной конференции «Ритейл в России», которую организовали в Москве газета «Ведомости» и оператор связи Tele2. "Молодежь Севера" выяснила тенденции розничных сетей.
Заявление о покупательском спросе сделал представитель одной из крупнейших торговых сетей России - X5 Retail Group - Михаил Сусов. По его словам, заметно это стало с августа 2011 года.
- Еще в начале октября мы объявили о том, что видим замедление покупательского спроса. В настоящий момент можно сказать, что такое явление стало заметно не только у нас. Мы не говорим о том, что наблюдаем кризис, мы сталкиваемся с явлениями более сложного порядка, - пояснил представитель X5.
Президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин дополнил выступление представителя продуктовой розницы, озвучив результаты своих исследований. Эксперты полагают, что речь идет о насыщении покупателей.
- Мы становимся среднестатистическими потребителями. На протяжении последних 10 лет все росло и имело очень высокие показатели. Этой осенью сократилось число крупных покупок; сокращается и готовность что-то покупать. Идет замедление покупок автомобилей, снижение покупок туристических путевок - такая тенденция есть во всех товарных группах и услугах. Это не отказ, а стабилизация. Нет ощущения кризиса, - заявил представитель «Ромира».
По его словам, начиная с кризисного 2008 года, несмотря на все финансово-экономические явления и сезонные колебания спроса, рост потребления был заметен. Замедление спроса, по наблюдениям аналитиков «Ромира», произошло в сентябре.
- Рынок не падает, он встал. Наступает взросление, чему-то жизнь нас научила. Потребители начали понимать, что отдыхать четыре раза в году не очень удобно, что вторая машина - это хлопотно, что вторые штаны не нужны, что товар можно не хранить в холодильнике неделю с запасом, а покупать каждый день. Начала проявляться рациональность. В ряде сегментов у нас произошло первичное накопление, - пояснил Милехин.
Особых сложностей ритейлерам аналитик «Ромира» не предрек, заметив, что, скорее всего, изменится сама конкуренция на рынке. Потребители, по его словам, стали обращать больше внимания на сочетание «цена - сервис - качество». Это и должно, по его мнению, стать основой дальнейшего развития рынка.
Куда двигаться дальше торговым сетям Коми, пока не совсем понятно. Более того, далеко не все представители местного ритейла ощутили зафиксированное федеральными коллегами снижение покупательского спроса. Не заметили изменений в среднем чеке в торговой сети «Вычегда», имеющей в своем составе кофейни, бистро и рестораны. Также перемен настроения столичных жителей пока не увидели и в сети «Дисконт», директор которой Дмитрий Паршиков заверил МС, что темпы роста продаж в магазинах не превышают темпов роста инфляции.
Зато о покупательском пессимизме заявили представители более крупного местного ритейла. В разговоре с корреспондентом издания генеральный директор сети «Продтовары» Галина Лапшина рассказала, что покупатели действительно стали оставлять в магазинах меньше денег. Правда, связала она это с ростом конкуренции на рынке продуктового ритейла в столице Коми. По ее словам, покупатели потянулись в магазины федеральных сетей, все чаще открывающиеся в Сыктывкаре.
Приблизительно того же мнения придерживается и владелец сети магазинов зоотоваров «Колибри» и «Барбус» Павел Поташов.
- В регион недавно зашли крупные ритейлеры. Когда такие торговые сети заходят в маленькие регионы, местные предприниматели вынуждены пересматривать свою ценовую политику. Также заметно снижение покупательской способности вообще вследствие роста цен на коммунальные услуги, топливо, электроэнергию. В сегменте семейного дохода эти статьи стали занимать большую долю, снизив возможности для продуктов питания, крупных покупок и других некаждодневных трат, - рассказал предприниматель.
По его мнению, отчасти такое снижение объясняется еще и сезонностью - летом люди тратят традиционно меньше, серьезно увеличивая расходы перед праздниками.
Кроме того, предприниматель сделал еще одно любопытное наблюдение. По его словам, люди стали чаще обращаться в ремонтные мастерские. Он уверен, что это свидетельствует как об общем снижении уровня доходов, так и о своего рода изменении психологии покупателей.
Не дает поводов к снижению пока что только сегмент сотовой розницы. Его представители уверены, что рост будет продолжаться за счет дополнительных услуг сотовой связи и новинок мобильной электроники, которые по-прежнему остаются модными и востребованными у покупателей, в отличие, например, от бытовой техники, которая имеет более длительный период использования.
«Взросление» покупателей, отмеченное аналитиками «Ромира», на рынке мобильных устройств, судя по всему, пока не сказывается, позволяя его игрокам строить большие планы на расширение в провинцию. О подобных намерениях заявляли и некоторые участники конференции ритейла в Москве, оценивая региональные рынки и строя планы по продвижению в небольшие города с населением от 30 тыс. человек.
Очевидно, что зафиксированное снижение потребительского спроса явно не имеет отношения к очередному кризису. В то же время официально зарегистрированная инфляция в Коми за девять месяцев 2011 года составила около 7%, и основная ее доля пришлась на продукты питания. Оборот розничной торговли за это же время вырос на 4%.
Комментарии (12)
ритейлеры всегда любили поесдеть...
живут не хойово!