Коми открыла для себя хореографию Баланчина
Вечер одноактных балетов продолжил фестиваль «Сыктывкарса тулыс» в Театре оперы и балета Коми. Публике представили программу из трех произведений – «Вариации на тему рококо», «Привал кавалерии» и впервые Concerto barocco. Последнее – балет знаменитого Джорджа Баланчина, который мечтает заполучить каждый театр мира.
Вечер одноактных балетов стал первым полностью танцевальным днем «Сыктывкарса тулыс» и второй премьерой. До этого на сцене театра оперы и балета Коми впервые показали оперу «Любовный напиток» и радовали зрителя гала-концертом с участием солистов Большого театра России.
Программа состояла из трех отделений. Открыл вечер балет «Вариации на тему рококо» хореографии главного балетмейстера театра Коми Марианны Рыжкиной. В Коми его впервые представили в 2018 году на фестивале балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни Джыджъяс». Важная особенность этой постановки – присутствие симфонического оркестра на сцене. Музыканты с солистом-виолончелистом Арсением Котляревским (Москва) органично делят пространство с танцовщиками.
Одновременное присутствие на площадке и оркестра, и артистов балета – это особый ход, предпринятый Марианной Рыжкиной. Когда-то она сама танцевала «Вариации на тему рококо» в московском зале Чайковского, где пресловутой «ямы» нет, и настолько вдохновилась атмосферой взаимодействия оркестра и балета на сцене, что решила перенести ее уже в театр оперы и балета республики.
Если «Вариации» были бессюжетным балетом, то во втором отделении публика смогла погрузиться не только в танец, но и в историю. Середину вечера отдали под комедийный балет «Привал кавалерии» Мариус Петипа. Это произведение называют «шуткой» хореографа из-за его комичного сюжета. Две соперницы-крестьянки Мария (Наталья Супрун) и Тереза (Анна Полищук) борются за внимание юноши Пьера (Ринат Бикмухаметов), планы по его «завоеванию» прерывает внезапно появившийся в деревне полк гусар-кавалеристов, офицеры настойчиво ухаживают за одной из девушек.
Этот хоть и шуточный балет имеет свою вовсе невеселую историю: впервые он был поставлен в 1896 году, возобновлен в 1919 году, но советская власть «не благоволила гусарским полковникам», лишь в 1975 году он вновь появился на сцене благодаря Петру Гусеву. В Коми его буквально реконструировали в 2019 году усилиями балетмейстера-реставратора Натальи Воскресенской.
– Советский балет много чего перемолол, много спектаклей погибло, в том числе «Привал кавалерии». Его позднее восстановил выдающийся мастер Петр Гусев, носитель традиции императорских театров. Он общался со старожилами: что они помнят, какие движения, какая была обстановка на сцене. Он собрал информацию, а потом сделал из нее то, что возможно, – рассказала в интервью БНК Наталья Воскресенская.
Кульминацией насыщенной программы стал балет Concerto barocco хореографии Джордж Баланчина – мастера, который положил начало американскому балету. Для постановки театру из Коми необходимо было получить разрешение отфонда из США. Переговоры шли больше года: специалисты организации предварительно просмотрели выступления артистов из Коми, одно из условий получения лицензии было участие самой Марианны Рыжкиной, которая в Большом театре неоднократно танцевала Баланчина.
– Премьера состоялась. Для нас это огромная радость. Я уже не раз говорила, и весь балетный мир это понимает, какое счастье заполучить Баланчина в репертуар своего театра. Это для нас огромная удача, великолепный опыт. Я очень довольна артистами, потому что столь сложную мелкую технику освоить и постараться исполнить за столь короткий срок – колоссальный труд. Они [артисты] самоотверженно трудились и были вдохновенны, что тоже важно, - отметила в беседе с БНК Марианна Рыжкина.
Нынешняя лицензия действует на несколько спектаклей. Видеоматериал с премьеры отправят в фонд Джорджа Баланчина в Америку. Если его одобрят, тогда Concerto barocco попадет в репертуар Театра оперы и балета Коми. Каковы шансы на это, руководство театра пока не может сказать.
Публике представили сразу три технически сложных балета – и в каждом из них были заняты одни и те же артисты, так что вечер стал проверкой на прочность для труппы, которую она успешно выдержала. Театральный критик Александр Геннадьев в беседе с БНК отметил, что труппа оставила у него приятное впечатление, а хореография Джорджа Баланчина в Коми стала для него большим сюрпризом:
– Баланчин – это невероятно сложно, с ним не всегда даже справляются ведущие труппы. Его заполучить очень сложно, тем более нестоличной труппе. Но публика приняла эту дивную хореографию с огромным воодушевлением. Можно сказать, что Коми для себя открыла Баланчина.
Фестиваль «Сыктывкарса тулыс» продолжится в 16 марта концертом-аперитивом Volare, cantare... non solo l'opera. Он будет посвящен итальянской музыке — неаполитанским песням, романтической эстраде.
Комментарии (11)
Оркестру и дирижёрам ! Солисту-виолончелисту, играл замечательно!
И вообще стоит гордиться нашим театром.
с короновирусом менее ста человек. И в Коми его не будет.
его надобно в больничку!