«Крик» Мунка, психические заболевания и фон Триер: какие «Демоны» поселились в Нацгалерее Коми
В Национальной галерее Коми открылась выставка «Демоны» с работами трех великих художников — Сальвадора Дали, Михаила Врубеля и Эдварда Мунка. У жителей Сыктывкара впервые появилась возможность увидеть знаменитый «Крик» сразу в нескольких вариантах — от скетча до литографии. Почему на показе экспозиции в другом регионе посетители падали в обморок и стоит ли этого ждать в Коми — в материале БНК.
В Коми выставку «Демоны» привез куратор Артем Суслов (Artis Here, Санкт-Петербург-Таллин). Первый показ проходил в Архангельске. Тогда оформление было слишком эффектным: пугающая музыка, темный зал, на полу засохшие розы, из-за чего создавалось ощущение нахождения в склепе. По словам куратора, несколько человек даже теряли сознание. В Сыктывкаре такого не будет: музыку выбрали менее тревожную, зал стал светлее, а из предыдущего оформления остались только кроваво-красные полотна на стендах и полу.
Экспозиция представляет посетителям 67 произведений от трех разных художников, которые работали в непохожих друг на друга техниках и жанрах. На выставке и Сальвадора Дали, и Михаила Врубеля, и Эдварда Мунка объединяет лишь тема, емко выраженная в названии — «Демоны». Но это не библейские чудовища (все три художника были атеистами — прим. БНК). Для проекта были отобраны тревожные и пугающие работы, иллюстрирующие внутренние конфликты, хаос и трагедию человеческого существования.
Как подчеркивает Артем Суслов, осмотр экспозиции надо начинать с Сальвадора Дали — он «идеальное лицо» для ввода в выставку. Его «мир Демонов», его ад на примере ксилографий по «Божественной комедии» Данте, сделанных лично, не имеет явных предметов наказания, здесь нет пыток и истязаний. Это исковерканные образы, неопределенность и извращенность нашего нутра.
Следующим «мир Демонов» представляет Михаил Врубель. Он показан крайне небольшим количеством работ, к тому же не оригиналами, а лишь офортами (графическая техника, гравюра по металлу – прим. БНК). Дело в том, что работы этого художника невероятно дорогие, все они сосредоточены в государственных музеях и галереях.
- Михаил Врубель — романтический «демон». Он открывает «демона» Михаила Лермонтова, который появился в литературе. Это целый цикл о лишних людях — Акакий Акакьевич [«Шинель»], Онегин [«Евгений Онегин»], Печорин [«Герой нашего времени»], - отмечает Артем Суслов.
Таким образом, «демоны» Михаила Врубеля печальные странники, которые хотят любить, но это чувство и предмет обожания их убивают. Даже в виде офортов «Демон», «Тамара и демон» и «Тамара в гробу» вызывают тоску и гложущую пустоту. Они иллюстрируют один из самых скандальных, неприемлемых для церкви тезисов художника — обращение к Богу с вопросами «За что? Какое ты имел право поступать так со мной? Зачем ты издеваешься так надо мной?» Напомним, Михаил Врубель был душевно болен и страдал от алкоголизма.
Кульминация и завершающий акт экспозиции — это Эдвард Мунк и его знаменитый «Крик». В галерее он представлен в нескольких видах. Первый - четыре наброска. Изначально это были четыре эскиза на одном листе, но хозяин его разрезал. Затем идет сам «Крик» - но это литографии. Первая — 1896 года, раскрашенная автором вручную. Вторая — 1944 года, выпущенная по случаю смерти художника, ее тираж был почти полностью уничтожен. «Демоны» Эдварда Мунка в его голове, появившиеся в течение жизни из-за трагических обстоятельств: адские наказания в семье, смерти родных, психическое заболевание, токсичные отношения, алкоголизм.
Помимо «Крика», «демоническую» тему поднимают еще две литографии по картинам «Мадонна» и «Автопортрет в аду», а также плакат «Автопортрет в аду» с автографом режиссера Ларса фон Триера. Они добавлены неслучайно. Литографии были собственностью Геннадия Шпаликова, который страдал от шизофрении. Ларс фон Триер также исследует в своих работах экзистенциальные вопросы и различные психические состояния человека.
Выставка «Демоны» будет открыта до 12 апреля в Национальной галерее Коми.
12+
Комментарии (1)