Курсантки-ремесленники связали "шарф мира" и послужили делу сохранения коми культуры
Коми ремесленная палата подвела итоги мастер-класса, собравшего рекордное количество "курсанток". По словам организаторов, впервые желающие обучиться старинному мастерству записывались на курсы столь массово.
Фото Николая Антоновского
Заявки на участие в бесплатных мастер-классах, организованных Коми ремесленной палатой при поддержке Министерства экономического развития Коми на базе Сыктывкарского индустриального колледжа, подали 64 человека. Однако в процессе первых занятий два десятка отсеялись. До конца учебы дошли, по выражению организаторов, "самые упорные".
Дамы самых разных возрастов - от студенток до пенсионерок - и профессий - педагоги, медики, соцработники, режиссеры и бухгалтеры - распределились по двум направлениям: традиционное узорное вязание под руководством Зинаиды Майоровой, более семи лет возрождающей старинный коми орнамент, и современное узорное вязание с наставницей Светланой Туровой, основательницей столичной мастерской "Cler-art".
В группе Зинаиды Майоровой, называющей ремесло вязальщиц "искусством", оказалось 28 "курсанток", под крыло Светланы Туровой попало 14 учениц.
Исполнительный директор Коми ремесленной палаты Светлана Бурмистрова, награждая особо отличившихся мастериц, призналась, что была в шоке, увидев результаты их 12-дневного труда. Такого высокого уровня работ, по ее словам, в палате не ожидали. Для финальной выставки работ не хватило места, вязаные вещи пришлось раскладывать на стульях и спешно подтаскивать для них дополнительные столы. Ученицы показывали друг другу гетры, носки, варежки, коврики, болеро, сумки и комплекты.
"Зона" Зинаиды Майоровой больше напоминала музей - работы ее учениц были выполнены строго по канонам северных орнаментов. Опыт для воплощения его в изделиях мастерица черпает в книге Галины Климовой "Текстильный орнамент Коми", выпущенной в 70-х годах прошлого века. После мастер-класса курс решил с помощью интернета разыскать исследовательницу, ныне живущую в Перми, и направить ей благодарственное письмо.
В лице учениц, по признанию Майоровой, она обрела соратниц, таких же упорных, как она сама. В первые дни семинара она не успевала присесть, восхищалась их упорству. На следующем туре мастер-классов, в случае, если он состоится, мастерица обещала изучить с подопечными коми пасы, а также законы симметрии, по которым строится орнамент. Она призвала учениц создавать собственные коллекции, изучать узорное наследие родных мест, передавать мастерство коллегам, детям и друзьям. Людмила Казакова, специально ради уникальных мастер-классов приехавшая из Корткероса, взяв отпуск за свой счет, призналась, что передаст свое умение младшей дочери и постарается найти ему практическое применение. Примерно так же ответили в финальных анкетах и ее однокурсницы.
Светлана Турова, подводя итоги своего курса, особо отметила успехи раньше не умевших вязать учениц. За две недели она успела научить их обращаться с вязальной машиной, освоить жаккардовое вязание крючком "без протяжек", совмещать различные техники. В отличие от коллеги, она учит вязать с применением современных компьютерных технологий, что позволяет, по ее словам, не только сохранять, но и развивать коми орнамент. В числе изделий ее учениц - современные модные "носибельные" вещи. В центре экспозиции красовался "шарф мира" - общая работа курса, выполненная в технике рельефного вязания.
В ближайшее время курсантки, получившие сертификаты о прохождении обучения, собираются принять участие в показе вязаной моды в рамках республиканской выставки "Жемчужина Севера".
Комментарии (14)
рисунок правой рукавицы на первом снимке напоминает устьцилёскую роспись, кроме рисунка большого пальца и резинки.
а ещё там вязали писаные пояса (кушаки) и головки (носки) с высокими голяшками . носили с галошами, у которых подкладка внутри - алая фланель. преимущественно мужские.