К 2023 году правительство планирует актуализировать проект «Белкомур»
Проект строительства железнодорожной магистрали должен быть актуализирован к декабрю 2022 года, сообщает администрация АО «Межрегиональная компания «Белкомур». Проект включен в план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года в качестве одного из крупных инвестпроектов Арктической зоны России.
«Согласно плану, предписано актуализировать проект строительства магистрали Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск) с докладом в Правительство Российской Федерации в декабре 2022 года. Предстоит провести комплексный анализ проекта, наполнить его новым содержанием и подтвердить неоспоримую целесообразность его реализации», - отмечается в сообщении межрегиональной компании «Белкомур».
«Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) - комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск-Сыктывкар-Архангельск протяженностью 1161 км. Ее пропускная способность составит до 35 млн тонн грузов в год. Железная дорога состоит из 2 участков, северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры-Вендинга и Сыктывкар-Гайны-Соликамск, а остальные участки Северной железной дороги - реконструировать. «Белкомур» позволит сократить путь от Урала до портов Архангельска на 800 км. Его общая стоимость оценивалась в 180 млрд рублей.
В 2008 году проект «Белкомур» включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. До 2009 года проект готовился для софинансирования из средств инвестиционного фонда России.
С 2009 года шли поиски инвестора для участия в этом проекте. В числе компаний, которым мог бы быть интересен этот проект для перевозки грузов, назывались АО «СУЭК», ПАО «Уралкалий», АО «Еврохим», АО «Соликамскбумпром» и другие предприятия. Позже интерес к проекту проявляли ВЭБ, Банк развития Китая, министерство железных дорог КНР, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорации в России, Центр экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая.
В 2013 году компания DB International GmbH (DBI, Германия), «дочка» железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn, подтвердила свое участие в строительстве железнодорожной магистрали.
Ожидаемые сроки завершения строительства северного участка «Белкомура» на территории Коми переносились несколько раз. Сначала власти Коми прогнозировали, что строительство путей на территории региона будет завершено в 2014 году, а позже говорилось, что магистраль будет запущена в 2018 году.
В 2015 году межрегиональная компания «Белкомур» и Poly Technologies, Inc (КНР) подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск. В частности, компания примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков линии протяженностью 712 км, а также модернизирует 449 км действующих участков железной дороги.
Планировалось, что в рамках реализации проекта «Белкомур» и китайские инвесторы создадут специальную проектную компанию для подготовки предложений правительству РФ о заключении концессионного соглашения по проекту.
В 2016 году министерство транспорта РФ заявляло, что в период до 2020 года не видит бюджетных источников для финансирования проекта строительства этой железнодорожной линии.
В 2017 году представители РЖД озвучили, что считают целесообразным начать реализацию проекта после 2025 года.
В феврале 2019 года Газпромбанк, правительство Республики Коми, Архангельской области и межрегиональная компания «Белкомур» в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск.
Комментарии (36)
А я бы с удовольствием послушал Лебединое озеро.
Очень тонко, браво! Молодым, думаю, не понять сию иронию ...
Сейчас управление по строительству возглавляет бывший политработник. Так что, о перспективах роста и будущих успехах мы ещё наслушаемся ...
Мы с ним одно училище окончивали, Ленинградское ВВПУ имени Андропова. Выпуски разные ...
Но уже эти темы затёрты до дыр. Подкину ещё одну: бизнес-центр в Заречье с хрустальным мостом из Кирпарка. Правда, отец этого проекта сидит. Но рядом. в Чове
Итак, более 150 лет идея строительства порта Индига оставалась лишь идеей, чему есть несколько важных причин. Первая – как мы уже отмечали добраться до посёлка можно только по воздуху или морю. Нет смысла строить порт, если он не соединён по земле с железнодорожной сетью страны. Значит, к нему нужно подвести больше 1000 км железной дороги в суровых полярных условиях. Проект такой магистрали получил название Баренцкомур и она должна связать Индигу с Сургутом, то есть дать выход к Севморпути сибирским, уральским и даже казахстанским предприятиям. Одновременно с этим планировался конкурирующий железнодорожный маршрут под названием Белкомур с выходом на порт Архангельск. Но мало того, что государство никак не могло определиться с тем, какой из маршрутов выбрать, так и, откровенно говоря, ресурсов на строительство всё равно не было – и это вторая важная причина по которой дело не шло.
Что же изменилось в наши дни?
Есть разница
В наши дни существующие порты перестали справляться с потоком грузов. Годовой грузооборот превысил 1 млрд тонн, при том, что на пике развития в СССР он составлял 600 млн тонн и это с учётом мощностей всех отделившихся затем республик. Все последние годы мы ударными темпами строим новые и модернизируем старые порты, но всё равно вынуждены пользоваться услугами прибалтийских соседей, так как производим всё больше и больше продукции, а строить инфраструктуру не успеваем. Потому проект порта Индига сегодня получил перспективы самоокупаемости даже с учётом возведения железной дороги. И недаром под самый новый 2020 год разрешилась и давняя интрига о том, какой проект поддержит Правительство – Белкомур или Баренцкомур? Правительство решило поддержать оба – они вошли в план развития Севморпути до 2035 года.
Всё это в сумме даёт нам основания надеяться, что порт будет построен в течение 5-7 лет, что ничтожно мало на фоне его долгой истории. А это позволит не только развивать внешнюю торговлю, но и станет ещё одной точкой роста для русского Севера. Жители посёлка Индига, отрезанные от внешнего мира, получат новую жизнь, а вместе с ними и все прилегающие к новым железным дорогам населённые пункты.
Подтвердить неоспоримую целесообразность как раз и не удаётся
Хорошая песня бы получилась.