В Коми суд отменил штраф за перевозку ребенка на переднем сиденье в бустере
Усть-Куломский районный суд признал используемую водителем при перевозке семилетней дочери дополнительную подушку допустимым частичным детским удерживающим устройством, которое в сочетании с обычным ремнем безопасности обеспечивает достаточную фиксацию ребенка на сиденье.
Читатель БНК поделился с редакцией историей судебного спора по поводу назначенного штрафа за перевозку ребенка в автомобиле. Сотрудник полиции неверно истолковал законодательство и признал мужчину нарушителем ПДД. Однако ему удалось восстановить справедливость в суде. Копия судебного решения имеется в распоряжении БНК.
Суть дела
Постановлением инспектора отдела ГИБДД по Усть-Куломскому району от 10 сентября 2019 года водитель Volkswagen Caravelle, перевозивший свою семилетнюю дочь на переднем сиденье в бустере, был оштрафован на три тысячи рублей по части 3 статьи 12.23 КоАП.
Не согласившись с этим решением, мужчина обратился в районный суд с иском и требованием отменить постановление, так как его дочь сидела на переднем сиденье в детском удерживающем устройстве («бустере»), которое соответствует требованиям госстандарта и техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
По мнению автоинспектора, водитель нарушил пункт 22.9 ПДД. Как отмечается в судебном решении, этот вывод должностного лица был сделан без учета всех обстоятельств дела и положений действующего законодательства.
Требования к перевозке детей
В судебном решении отмечено, что ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, предусмотрена частью 3 статьи 12.12 КоАП. Согласно пункту 22.9 этих Правил, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
В возрасте от 7 до 11 лет (включительно) перевозка должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности. А на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств).
Следовательно, при привлечении водителя к ответственности должностному лицу следовало определить, использовал ли он при перевозке ребенка детскую удерживающую систему (устройство).
Типы удерживающих устройств
До 1 сентября 2018 года в России действовал ГОСТ Р 41.44-2005 (далее – государственный стандарт). В соответствии с пунктом 2.1.3 этого документа, детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:
- цельной, включающей в себя комплект лямок и гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
- нецельной, включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.
Частичное удерживающее устройство – такое устройство, например, дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте. Дополнительная подушка или бустер (booster cushion) – это упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых.
Данный стандарт применялся в России до 1 сентября 2018 года, когда вступили в силу положения приказа Росстандарта от 19 июля 2018 года №420-ст «Об отмене национальных стандартов РФ». При этом до настоящего времени в российском законодательстве не раскрыто понятие детской удерживающей системы (устройства), при помощи которой возможна перевозка детей в легковом автомобиле.
Судебное решение
При рассмотрении жалобы уроженца Усть-Кулома, суд установил, что при перевозке ребенка он использовал детское удерживающее устройство марки Kenga YB803A, относящееся к группе 2-3 (от 15 до 36 кг), соответствующее требованиям госстандарта.
В процессе просмотра видеозаписи, осуществленной в день составления административного материала, установлено, что девочка располагалась на переднем сиденье на использованной дополнительной подушке (бустере). При этом ремень безопасности проходил непосредственно по ее туловищу в области живота, наискосок груди. Вес и рост ребенка позволяли зафиксировать положение тела, как это было сделано. Следовательно, девочка была зафиксирована на сиденье при помощи детского удерживающего устройства нецельной конструкции. Ее безопасность при перевозке была обеспечена. А значит, требование пункта 22.9 Правил дорожного движения водитель не нарушил, сделал вывод суд.
Утверждение инспектора ДПС о том, что при перевозке ребенка на переднем сиденье, его тело должно быть зафиксировано в пяти местах, суд отверг как не основанное на действующем законодательстве.
Доводы представителя ГИБДД о несоответствии использовавшегося водителем бустера требованиям международных нормативно-правовых документов суд посчитал необоснованными. Так как пунктом 1.16.3.12 раздела 1.16 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» определен порядок оборудования сидений для детей, но не порядок установки и эксплуатации специального детского удерживающего устройства.
Кроме того, суд установил, что использованная при перевозке дополнительная подушка соответствует требованиям Правил ООН №44-04, так как на ней имеется наклейка с надписью «ECE R44/04». Наличие указанной маркировки, по мнению суда, свидетельствует о соответствии дополнительной подушки всем установленным требованиям.
Поскольку законодательство не запрещает при перевозке детей использовать детское удерживающее устройство – дополнительную подушку в сочетании с ремнем безопасности, суд пришел к выводу, что административный штраф на водителя наложен необоснованно. Решением суда 11 ноября штраф отменен. В законную силу оно не вступило и может быть обжаловано в Верховный суд Коми до 21 ноября.
Комментарии (40)
Что входит в эти 5 мест тела?
А то вдруг закрепим, да не те места. Опять штраф выпишет.
статистически самое безопасное место - за водителем, где нормальные родители своих детей и возят.
Одна сторона радуется, что штраф влепила. Вторая радуется, что штраф суд отменил.
Очень грустно смотреть, когда на безопасность дорожного движения всем наплевать.
то же самое касается усаживания детей на переднее сиденье вне зависимости от типа используемого удерживающего устройства.
У ребёнка удобные сиденья и спинка, он пристёгнут ремнём правильным образом.
Он чувствует себя в безопасности - папа рядом.
Они спокойно путешествуют, ничего не нарушают.
У них нет проблем, пока их не останавливает один нехороший человек в форме.
у меня всё.
Привяжите ребёнка 3-4 лет на заднем сиденьи в детское кресло, сами садитесь на водительское и попробуйте проехать хотя бы до Москвы или Питера, я уж молчу про Сочи или Крым. Да Вы три четверти дороги проведёте вполоборота, и каждые 5 минут будете доставать с полу упавшую игрушку, ведь привязанный ребёнок сам не может её достать.
Лучше без кресла НЕ попасть в ДТП, чем с креслом попасть.
или ваша(жадн) экономность больше, чем любовь к этому ребёнку.
попробуйте купить кресло побольше - должно помочь.
вы же не пытаетесь на неё до сих пор ползунки натягивать, надеюсь?