content/news/images/102834/IMG_3585-kopiya_mainPhoto.jpg
12:32, 16.11.2019 / КУЛЬТУРА

Премьерой нового сезона в театре драмы стал «Питирим Сорокин»

В Государственном академическом театре драмы имени Виктора Савина показали первую премьеру 90-го театрального сезона – спектакль «Питирим Сорокин» по документальной пьесе журналиста Игоря Бобракова и ученого, доктора философских наук Николая Зюзева. Спектакль о социологе с мировым именем поставил режиссер Борис Лагода.

Премьерой нового сезона в театре драмы стал «Питирим Сорокин»
Фото театра драмы имени Виктора Савина

Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Вологодского уезда – сегодня это территория Княжпогостского района Коми. Детство Питирима Сорокина прошло на родине – вместе с отцом и братом он занимался церковно-реставрационными работами, переходя из села в село. В Санкт-Петербург Сорокин уехал в 1907 году, чтобы поступить в университет. К этому времени за его плечами уже было три месяца заключения в кинешемской тюрьме за революционную агитацию.

IMG_3377-kopiya.jpg

Жизнь будущего американского профессора в России легко могла бы стать сценарием для остросюжетного фильма: годы революционной борьбы и последующее от нее отречение, знакомство с общественно-политическими деятелями начала 20 века – Ленин обратил внимание на молодого эсера, отрекающегося от своих взглядов на революцию, - чудесное спасение от расстрела, эмиграция на Запад и признание в научном мире.

Задумывая пьесу «Пути и перепутья Питирима Сорокина» к 130-летию социолога, Игорь Бобраков и Николай Зюзев осознавали, что художественные возможности театра отличаются от возможностей киноискусства, и отказались от воспроизведения в драматическом произведении всех жизненных перипетий героя.

IMG_3469-kopiya.jpg

- Я понял, что должен остановиться на одном центральном событии в жизни Сорокина – этим событием было его отречение от идей революции, - отметил на пресс-конференции накануне спектакля Игорь Бобраков.

Долгое время имя Питирима Сорокина не звучало в России, и за рубежом о нем знали больше, чем на родине. Обращаться к личности известного соотечественника свободно стали после перестройки. В середине 1990-х годов на сцене драмтеатра даже шел спектакль «Питирим» по пьесе Виктора Кушманова, написанной на пике антикоммунистических настроений и с позиции настоящего времени, читающейся несколько идеологически предвзято.

IMG_3419-kopiya.jpg

Над новым спектаклем о Питириме Сорокине работал режиссер театра им. В. Савина Борис Лагода. Ему традиционно – это уже четвертый спектакль в таком составе - помогали главный художник драмтеатра Эрих Вильсон и хореограф Нелли Дашевская, которая приехала в Сыктывкар из Саратова.

Чтобы спектакль на довольно сложном и сухом документальном материале не превратился в «театр у микрофона» и чтение про- и антиреволюционных доктрин, постановочная группа представила путь Питирима Сорокина серией ретроспективных зарисовок. Точкой отсчета для первого действия стала встреча Сорокина на заимке, когда он прятался от большевиков в 1918 году с зырянкой Домной Гавриловной.

IMG_3473-kopiya.jpg

Простой крестьянке в исполнении Веры Габовой Питирим Сорокин, которого играет Владимир Рочев, рассказывает о своем детстве, о коротком заключении в Кинешме, где он познакомился с революционерами «первой волны», своей встрече с будущей женой в доме у Каллистрата Жакова (Владимир Кузьмин) и женитьбе. Диалог с Домной Гавриловной, не различающей всех оттенков революции, но знающей простую истину о том, что «ненависть порождает ненависть, а любовь порождает любовь», к которой Сорокину еще предстоит прийти, лейтмотивом соединяет череду эпизодов.

Во втором действии, уже спустя десятилетия, в Бостоне ученый рассказывает о событиях, последовавших за его заключением в тюрьму Великого Устюга, американской журналистке (Надежда Кожевина) на записи интервью в 1949 году.

IMG_3504-kopiya.jpg

Художник Эрих Вильсон, работая над сценографией «Питирима Сорокина», пошел по пути минимализма, ограничившись черным кабинетом и многофункциональными лаконичными станками, позволяющими быстро и открытым приемом менять место действия. Костюмы же, напротив, максимально приближены к истории, сами персонажи загримированы так, чтобы получилось портретное сходство с прототипами.

Удачное пластическое решение, в котором сочетаются хореографические номера от кадрили до рок-н-ролла и чисто пластические этюды, задает форму и динамику спектакля. Задача состоит еще и в том, чтобы увести от однозначности трактовок довольно однозначно представленных событий, идей и персонажей изображаемой эпохи.

IMG_3558-kopiya.jpg

Как эмблемы появляются в спектакле писатель Александр Грин (Евгений Чисталев) – непременно с моделью корабля под алыми парусами в руках, коми архитектор Александр Холопов (Вадим Козлов), мечтающий о двухэтажных особнячках на улицах Усть-Сысольска, и совсем уже карикатурный Ленин в исполнении Ильи Кеслера – невозможно серьезно воспринимать этого персонажа, больше похожего на ряженых двойников вождя, и его речи.

Наверняка, иногда зрителям не очень просто разобраться в диалогах героев, «правых», «левых», «меньшевиках», «большевиках», «эсерах», многозначительно произносимых фамилиях, которые сегодня говорят уже не так много. Понятной остается трагедия людей, попавших под маховик истории, молодых и талантливых.

IMG_3509-kopiya.jpg

Питирим Сорокин вынес единственно важный урок: «Жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении. Правда, Добро и Красота – вот Верховная Троица, воссоединяющаяся в одном Summum bonum – высшем благе…». Последние его слова растворяются в звуках простой коми песни, звучащей над всеми героями спектаклями и зрительным залом, как будто возвращая к самому главному.

2042

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • Рад за Игоря и Николая!
    16 нояб. 2019 г., 12:55:02
    Ответить
    Но автор как-то неаккуратен с историей. Он пишет: "Долгое время имя Питирима Сорокина не звучало в России".
    Между тем статья Ленина "Ценное признание Питирим а Сорокина" была известна даже школьникам , изучавшим историю в обычных средних школах.
  • Умер Никита Исаев
    16 нояб. 2019 г., 13:10:10
    Ответить
    Честный, умный, молодой, видимо, кому-то помешал...
    • жаль, всего-то 41 год
      16 нояб. 2019 г., 14:21:08
      Ответить
      без сарказма...
      спутница сказала, что сердце остановилось. Земля пухом. Был грамотный либерал, умел аргументировать.
  • Критик 7
    16 нояб. 2019 г., 13:45:24
    Ответить
    Ничего иного, карикатурного, от зильбернутого бобракова и не ожидалось. Только вот зачем драмтеатру поддерживать эту "пятую колонну". Отвратительное действо получилось - где здесь воспитание патриотизма и гражданственности?
    4
    • вып. СГУ им. 50-и летия СССР
      16 нояб. 2019 г., 14:17:06
      Ответить
      о соратник А. Керенского
      проще скажу: взбудоражил народ на кровавую революцию, а затем в кусты (в Америку) и оттуда верещать о "доброте". Ну чем не предатель народа.
      4
      • хвост
        16 нояб. 2019 г., 15:03:57
        Ответить
        думаю, что не предатель, нет. Просто роль его в истории и науке сильно преувеличена.
  • местный
    16 нояб. 2019 г., 15:36:49
    Ответить
    И накой ..присвоили имя университету.Каким боком он причастен к нему. Было СГУ имени 50-летия СССР.Вот это бренд.Или присвоили бы имени Витязевой,первый ректор-женщина в то время.А этот смылся и вещал из-за бугра.Патриотишка отм.
  • хм
    16 нояб. 2019 г., 15:39:04
    Ответить
    вовремя слинял,а это уже доказывает что он знал ,чем это кончится для него,останься он в россии
  • Ольга
    16 нояб. 2019 г., 15:55:37
    Ответить
    Спектакль понравился, обязательно сходите посмотрите
    1
    • вячеслав
      16 нояб. 2019 г., 17:17:10
      Ответить
      на вкус и цвет- товарищей нет
      • Сыктывкар
        16 нояб. 2019 г., 19:04:02
        Ответить
        Это не для пивных люмпенов было адресовано!
  • Жуликам
    17 нояб. 2019 г., 9:09:53
    Ответить
    Питирим Сорокин сказал иначе.
    "...Что бы ни случилось в будущем, я знаю, что хорошо усвоил три вещи, которые навсегда останутся в моей голове и в моём сердце. Жизнь, даже самая тяжелая, - это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире. Исполнение долга – другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы. Это второе моё убеждение. И третье состоит в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном и материальном отношении..."