В Сыктывкаре представили артефакты заключенного ГУЛАГа
В Национальном музее Коми в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий открылась выставка «Вещдок: папка с эскизами». Экспозиция посвящена архитектору и художнику Борису Крейцеру, который часть своей жизни провел в Севжелдорлаге. Именно здесь, несмотря на тяжелые лагерные условия, он создал эскизы трогательных детских игрушек.
Выставку в Сыктывкар привез Музей истории ГУЛАГа как часть проекта «Вещдок» об артефактах, созданных узниками лагерей. Конкретно на этой экспозиции таким историческим памятником служит папка с гуашевыми эскизами от руки авторства Бориса Крейцера. Найдена она была абсолютно случайно сотрудником музея на аукционе.
В ней хранится 15 эскизов детских игрушек: пингвинов, курочек и цыплят, жирафов и свинок, самолетов и кукол-неваляшек. Особая уникальность этой папки в том, что все рисунки — трогательные, светлые и радостные — были созданы в ГУЛАГе.
Борис Крейцер — признанный архитектор, график и иллюстратор. По роду своей деятельности он часто контактировал с зарубежными коллегами, что привлекло внимание НКВД. По сфабрикованному делу его приговорили к расстрелу как немецкого и японского шпиона, но он чудом избежал смерти из-за ошибки в документах и в итоге был сослан в Севжелдорлаг на восемь лет. В тяжелейших физических и эмоциональных условиях он не сдался, доказательством чему и послужила папка с эскизами.
Выставка «Вещдок» выстроена вокруг темы ГУЛАГа. В середине зала, в центре экспозиции сотрудники разместили стенды с самими эскизами и их реальным воплощением (это заново созданные игрушки, найти сохранившиеся с 20 века не удалось). Сами стойки оформлены в дереве и представляют собой две части железной дороги, над которой в лагере и трудился Крейцер.
По кругу вдоль стен — стенды с выдержками из биографии архитектора, архивными снимками его семьи и друзей, копиями его работ — от проекта кинотеатра до иллюстрации детской книги. Они оформлены в светлых тонах, в то время как мрачная полоса жизни Бориса Крейцера — травля в СМИ, вынужденный уход их профессии, дело НКВД и подготовка к расстрелу — намерено обозначены в черных и алых цветах.
Даже период самого заключения и повторного ареста не подчеркивается столь темными оттенками. Вполне вероятно, дело в жене и спутнице всей жизни Бориса Крейцера Тамаре Клюкиной, которую он встретил в Сыктывкаре.
После ГУЛАГа художник не оставил творчество, наоборот, активно занимался иллюстрацией, в том числе детских книг.
Выставка продлится до 7 декабря.
Напомним, жители и гости Заполярья в феврале этого года имели возможность познакомиться с «Вещдоком». После Сыктывкара экспонаты смогут оценить в Инте, Печоре, Сыктывдинском, Усть-Вымском и Княжпогостском районах.
Комментарии (17)
Тогда каждый, кто стдел и сидит есть жертва репрессий.
Сажали троцкистов, выполнявших завет Троцкого, что политические возможности борьбы со сталинизмом, исчерпаны. Взрывы на заводах, гвозди в зерне, отрава в кормах, это не басни.
Сажали бандитов и шпионов.
Сажали участников идейных вдохновителей политического подполья и просто дураков, попавшихся на их идеи.
При чём тут жертвы репресмий?
Сажали невиновных, но как рпз и сажали их те, кто боролся со Сталиным, которых самих ротом спжали и расмтрелиапли.
Но это преступления конкретных лиц, а не репрессии.
Но либеоастам хочетсч назыаать вмё это репресмичми.
В Печоре сидела а ротом жила однлсельчанкп мой маиы с однлй деоевни. Во время войны выдала немцам двух коммунистов, которвх расстреляли и раненого лётчика. Получила, по 58-й, десять лет.
Сейчас в числе невинно репрессированных ...
Правильно - террористы.
Беда в том, что не было суда и суд бы сказал своё слово, кто жертва и кто палач.
Или они быдло и про них даже вспоминать не надо
У них в виде артефактов остались шахты, железная дорога и много чего
И не только шахты и ж/д дороги, вокруг этой инфраструктуры целые города образовались! А у интеллигенции, я смотрю, только рисунки и игрушки...