Выявлять, убеждать и заставлять: в Госсовете Коми решали, как бороться с ВИЧ-инфекцией и ВИЧ-диссидентством
В республике ежегодно регистрируется примерно 400 новых случаев заражения ВИЧ, но некоторые больные отказываются от лечения. Среди них есть и матери, которые подвергают жизнь детей риску. Какой должна быть профилактика, насколько эффективна пропаганда и какие меры применять к «отказникам», обсуждали в Государственном совете Коми.
Инициатором рассмотрения вопроса «О проблеме распространения ВИЧ-инфекции» на рабочем совещании комитета Госсовета по социальной политике 7 октября стала исполняющая обязанности уполномоченного по правам ребенка Татьяна Козлова. После нескольких случаев гибели ВИЧ-инфицированных детей из-за отказа их родителей от их лечения детский омбудсмен из Санкт-Петербурга предложила законодательно отрегулировать этот вопрос, ужесточив меры. Например, обязать беременных женщин с ВИЧ проходить лечение и профилактическое наблюдение, штрафовать за отказ от этого, а также экстренно изымать детей из семей, если родители отказываются их лечить.
По словам главного врача республиканского «Центра СПИД» Сергея Погана, Коми относится к регионам с высокой зараженностью населения ВИЧ-инфекцией. С 1990 года в регионе было зарегистрировано более 4,5 тыс. случаев. Сейчас в республике у врачей наблюдается примерно 2,5 тыс. человек, еще 640 ВИЧ-инфицированных содержится в учреждениях УФСИН. В 2018 году было зарегистрировано 60 новых случаев на 100 тыс. населения, в этом году за восемь месяцев цифра меньше прошлогодней на 80 человек. Болезнь преимущественно распространяется в Сыктывкаре, Ухте и сопредельных территориях — Сосногорске, Сыктывдинском, Корткеросском и Княжпогостском районах. Основные пути передачи — половой и через инъекционное введение наркотиков.
В основном носителями ВИЧ-инфекции являются мужчины, но постепенно увеличивается доля женщин, которая сейчас уже составляет 34%. Основная возрастная категория — от 21 года до 40 лет, на которую приходится 70% инфицированных. Но ВИЧ-инфекцию выявляют и у 15-летних подростков, и 65-летних пенсионеров.
За 28 лет в республике зарегистрировано 783 беременных женщин с ВИЧ. И если в 1990-е всем советовали прерывать беременность, то сейчас большинство от родов не отказываются. С 1990 года в регионе родилось 346 здоровых детей, и только у 24 диагностировали ВИЧ, еще 122 ребенка наблюдаются у врачей. Отказались от медицинской помощи для детей шесть матерей, в некоторых случаях родители не в полной мере следовали рекомендациям по сопроводительной терапии.
По его словам, в России необходимо увеличить долю обследуемого населения, доведя его до 90% (сейчас в республике — 25%), и охватить лечением 90% стоящих на учете больных (в республике бесплатные лекарства получают 94%). Чтобы повысить число обследований, надо проводить серьезную агитацию, так как часто люди отказываются сдавать анализы.
— Что касается общественного здоровья и предупреждения эпидемического распространения заболеваний, то наше законодательство трактует однозначно — эти мероприятия [по лечению] обязательны к исполнению юридическими и физическими лицами. Как только коснешься проблемы, возникает вопрос соблюдения прав и личных свобод человека — он имеет право этого не делать, — рассказал Сергей Поган.
По мнению начальника отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Коми Ромэна Галимова, в некоторых случаях матери безответственно относятся не только к своему здоровью, но и к здоровью своих будущих детей. Он предложил больше внимания уделять пропаганде.
— В первую очередь, пропагандировать здоровый образ жизни среди молодежи. Надо усиливать, потому что они все равно ничего не знают, сколько ни рассказывай. Они к этому относятся абсолютно по-другому. Нужно на их языке разговаривать. А ужесточение наказаний — на мой взгляд, лишение родительских прав, к сожалению, для некоторых это счастье: он избавился от ребенка и все. Все-таки это самая крайняя мера, — сказал он.
Заместитель главного врача республиканской инфекционной больницы Татьяна Безуглая заметила, что необходимо «заставлять лечиться, особенно женщин фертильного возраста, для того, чтобы они вступали в беременность уже с отрицательной вирусной нагрузкой и не передавали ребенку ВИЧ».
По мнению Сергее Погана, надо законодательно предусмотреть обязательность выполнения рекомендаций врача. Он вспомнил, как в советские годы людей, отказывающихся от лечения, забирали милицейские наряды. Поэтому, заметил он, надо решить, что важнее — общественный интерес или права конкретного человека. Также специалист считает, что надо увеличить охват населения обследованиями.
— Задача — обследовать всех, выявить максимально, назначить всем профилактическое лечение и тем самым предупредить дальнейшее распространение. Но это невероятно дорого. Надо рассказывать людям, объяснять, обучать, пропагандировать. Но надо и выявить источник и, простите за такое слово, нейтрализовать дорогостоящими препаратами, — сказал он.
Вину за распространение ВИЧ-инфекции среди населения председатель общественного совета при Госсовете, заместитель председателя Союза женщин Коми Людмила Афанасьева возложила на всеобщую успокоенность в обществе.
— Мы помним, когда в 1990 году нас появился первый случай. Мы всех поставили на уши — и здравоохранение, и образование. Все этим занимались, все изучали, что такое СПИД и как с этим бороться. Теперь все спокойны. У нас 400 случаев в год, и мы вот так вот. Если дальше так будет продолжаться, то мы сами себе приговор подписываем, — заявила она.
Общественница выступила за ужесточение правоприменительной практики, так как нельзя «такой серьезный вопрос отдавать на «хочу буду — хочу не буду». Кроме того, считает она, надо заниматься и предупреждением.
Участники совещания пришли к выводу, что надо подходы к пропаганде здорового образа жизни и просветительской деятельности, особенно среди молодежи. По словам заместителя министра образования, науки и молодежной политики Коми Олега Холопова, приходят на собрания и участвуют в различных акциях «добросовестные» ученики. Руководитель совета отцов Коми Алексей Садригайло добавил, что надо больше давать социальной рекламы — в медиа и на билбордах. Также было высказано предположение, что надо проводить лекции в школах или даже ввести курсы, чтобы подготовить детей к ответственному родительству, а педагогов обучить, как правильно разговаривать на эти темы. Еще одна инициатива — бесплатно раздавать презервативы.
— Презерватив нужен умному, прагматичному, информированному, обученному человеку, который понимает, что презерватив — это не панацея, это небольшой шанс в какой-то неудачный момент защитить себя. Но не более того, — заявил Сергей Поган. — Вместо того, чтобы говорить, что есть семья, есть традиции, есть любовь, есть дружба, есть верность, есть духовность, есть культура, есть гигиена, а мы: «Да ты не переживай, у тебя упаковка в кармане». Это такая вещь, которую однозначно не применишь. Хотя если кому-то нужен презерватив, мы его готовы дать.
Комментарии (8)
А презерватив защищает!) Еще от хламидиоза, микоплазмоза, сифилиса и еще многих ЗППП.
Спасет просвещение! Люди е_утся без презерватива с друзьями, а еще по любви. Дело не в морали, а в том, что они не приучены заботиться о своем здоровье ( самые опасные люди это те, кто не посещают ежегодно гинеколога, уролога и не сдают кровь на вич). А зачем? Вот пусть минздрав и обьясняет им зачем и почему.
Дай бог чтобы ваши деточки по целомудренной незащищенной любви не заразились вирусом. :) или гепатитом. Ведь прививки делать не надо :)