content/news/images/94269/image-09-05-19-10-37(1)_mainPhoto.png
11:05, 11.05.2019

Прима Большого театра Марианна Рыжкина: «Я отдала приоритет театру в Сыктывкаре»

В Коми завершился 29 международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Театр оперы и балета республики представил зрителям максимум от труппы танцоров: реставрированный «Привал кавалерии», «Дон Кихот» из «золотого фонда», созданный при участии оркестра MusicaViva и приглашенных оперных исполнителей «Орфей и Эвридика» и гала-концерт с лучшими номерами. Работа велась под руководством нового главного балетмейстера — примы-балерины Большого театра, заслуженной артистки России Марианны Рыжкиной. В интервью БНК она рассказала о причинах переезда в Коми, работе на два города, потенциале труппы и планах на будущее.

Прима Большого театра Марианна Рыжкина: «Я отдала приоритет театру в Сыктывкаре»
Фото Сергея Паршукова и Чарльза Томпсона

- Почему вы, столь именитая балерина, решили возглавить балетную труппу театра Коми?

- В жизни по-разному складываются обстоятельства. Мне давно было интересно попробовать себя в качестве балетмейстера, передать накопленный опыт и попробовать что-то новое.

W_16_Nov_Marianna_Ryzhkina_159_W.JPG

- То есть вас сюда пригласило руководство театра оперы и балета?

- У нас был диалог, по итогам которого я решила попробовать себя здесь в качестве балетмейстера.

- Не жалко было покидать Москву ради «решения попробовать»?

- У меня до сих пор там остаются приглашения на выступления и работа, так что ничего не поменялось. Просто сейчас такой период, что большую часть времени я здесь, в Сыктывкаре, и занимаюсь работой с балетной труппой театра.

- То есть вы живете на два города — Сыктывкар и Москву?

- Большую часть времени я провожу в Сыктывкаре — много работаю с артистами и руковожу балетной труппой. Но, да, в Москве у меня есть спектакли, которые я веду как педагог-репетитор. Там же у меня ученицы, с которыми работаю.

- Пришлось ли чем-то пожертвовать?

- В прошлом году у меня был курс балетмейстеров в ГИТИСе, но в этом я не стала его набирать, потому что совмещать невозможно. Приоритет я все же отдала театру в Сыктывкаре.

PSV_7033.jpg

- Ваш первый сезон в Театре оперы и балета как раз завершается. За это время театр провел сразу два фестиваля - «Золотые ласточки» и «Сыктывкарса тулыс», поставил ряд премьер. Какое было первое впечатление от сцены и труппы и как оно изменилось спустя месяцы работы?

- Как я уже говорила, я пришла попробовать. Ведь могло не сложиться с коллективом, с руководством. Но уже с первых дней работы и на первом фестивале «Золотые ласточки» я сразу почувствовала контакт с артистами, отдачу, стремление и желание что-то делать и пробовать. Благодаря этому, наверное, я осталась. Если бы с артистами не возникло такой тесной связи на профессиональном уровне, то было бы бессмысленно дальше работать. И сейчас есть разные сложности, но я знаю, как с ними справляться. Мы многое сделали в этом сезоне: артисты это отмечают, и я сама довольна.

- О новинках. Большую их часть мы смогли увидеть на «Сыктывкарса тулыс»: «Орфей и Эвридика», вечер балета с «Привалом кавалерии» и лучшими номерами труппы. Как в целом оцениваете фестиваль?

- Все говорят о том, что было много балета на этом фестивале — в положительном ключе, конечно. Хотя, на мой взгляд, оперы тоже было достаточно. Мы большим концертом открыли фестиваль, участвовали в финальном гала-концерте. Вы упомянули «Орфея и Эфридику», премьера оперы была в Москве в марте при участии оркестра MusicaViva, на «Тулысе» мы ее повторили уже с нашим хором. Все, что мы сделали за год, мы показали на фестивале и, на мой взгляд, на очень приличном уровне.

- Опера «Орфей и Эвридика» весьма непривычна для нашего зрителя: на сцене одновременно хор, солисты, труппа балета. Как вообще возникла идея воплотить этот спектакль на нашей сцене?

- Эту идею предложил Александр Рудин (художественный руководитель академического камерного оркестра «MusicaViva» - прим. БНК) еще пару лет назад. Планировалось сделать этот спектакль в Москве, в зале Чайковского, как и получилось. Это для всех достаточно необычная история, ведь наш «Орфей и Эвридика» - это вторая редакция, парижская. Как раз в ней было поставлено очень много танцев, и наш балет поехал в Москву для участия в этой постановке. К тому же я задействовала хор, это тоже был интересный процесс сотрудничества. Много неожиданных моментов открылось, например, как артист оперы может ощущать музыку, что для него она звучит иначе, чем для артиста балета. Затем возникла идея перенести этот спектакль из Москвы в Сыктывкар. Он чуть-чуть поменялся. Я сначала поставила на пуанты женский кордебалет, но потом решила изменить пластику, и в сыктывкарском варианте девушки двигались на полупальцах, что дало им больше мягкости. Труппа замечательно справилась — и в Москве это отметили, и здесь.

PSV_6969.jpg

- Вы сами выступали на сцене в течение сезона. Тень главной героини в «Орфее и Эвридике», также вас можно было увидеть в паре с Ринатом Бикмухаметовым в номере из «Кармен-сюиты», на вечере памяти Екатерины Максимовой - «Элегия» c Романом Мироновым и «Русский танец». Ни один из предыдущих балетмейстеров театра так раньше не выступал.

- Я с радостью это делаю и все еще танцую, меня приглашают как артистку на выступления. Хотя совмещать творческую деятельность балерины и руководящую в качестве главного балетмейстера сложно.

- Ваши выходы на сцену — это, наверное, еще и показатель, планка для наших артисток.

- Это надо у них спросить.

- После завершения фестиваля вы отправляетесь на гастроли в Чебоксары и Нижний Новгород. Труппе удалось отдохнуть после «Сыктывкарса тулыс»?

- У нас было три выходных, и на последней репетиции артисты были невероятно собраны. Нам нельзя расслабляться, программа гастролей сложная — и «Дон Кихот» два раза, и «Привал кавалерии», и «Приключения Чиполлино». Больше всего я переживаю за переезд, 900 км — это большое физическое испытание.

PSV_6974.jpg

- После гастролей сезон завершится. Есть какие-то планы, может быть, работа уже ведется?

- Я много танцевала Джорджа Баланчина в Москве, в Большом театре, и сейчас веду переговоры с его фондом, хочу получить разрешение на показ спектакля «Кончерто барокко». Не каждый театр это может позволить, в том числе потому, что при фонде действует специальная комиссия, которая отсматривает видео претендентов, уточняет состав исполнителей и возможности исполнения спектакля с оркестром. Для профессиональной публики это будет совершенно другой уровень. В плане следующего сезона – премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка». Мне посоветовали исследователя Сергея Прокофьева, сейчас уже начата работа над материалом. Это большой, интересный процесс.

9895

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Дэльфин
    11 мая 2019 г., 18:27:58
    Ответить
    Частенько вижу ее в бассейне.
  • 555
    11 мая 2019 г., 19:53:22
    Ответить
    Спасибо!
  • Татьяна
    11 мая 2019 г., 21:17:22
    Ответить
    Огромное спасибо за желание вложить силы в творческие силы Сыктывкара! Орфей и Эвридика — великолепный спектакль: поющие балетные и танцующий хор — это что-то!
    • Да
      12 мая 2019 г., 2:21:38
      Ответить
      Спектакль получился очень достойный
      И все артисты сработали очень достойно! И вообще приход Марианны Рыжкиной в наш театр это круто.
      А вот то, что всем артистам зарплату за апрель, когда был фестиваль, и люди работали с гораздо большей отдачей, чем в обычные месяцы сезона, не только не повысили, но и понизили - это КАК?!!
      А это факт! Всем артистам театра за апрель заметно недоплатили. Это на фоне того, что зрители как раз платили в апреле за билеты гораздо больше обычного! Вопрос к администрации : куда заныкали разницу?!
  • тЕАтРАл
    14 мая 2019 г., 0:31:03
    Ответить
    Рада ее появлению в театре.Серьёзный профессионал.