Руководитель Федерации автоспорта Коми: «Иногда для водителя на встречной полосе гораздо безопаснее уйти в кювет»
В блиц-интервью БНК руководитель Федерации автомобильного спорта Республики Коми Олег Бекетов рассказал, как безопасно ездить зимой и к чему должен быть готов водитель на скользкой дороге.
- Как безопасно ездить зимой? Основные правила?
- Основной принцип безопасности на дороге зимой - это зимняя шипованная резина, невысокая скорость, соблюдение дистанции и боковых интервалов. Зимой дороги становятся уже и чаще случаются аварии «впритирку». Особенно во время расчистки дорог, когда водитель не ожидает увидеть бруствер посреди полосы. Все осложняется, когда водитель пытается уйти от препятствия машины на встречную полосу. В таких обстоятельствах даже в городе на невысоких скоростях возможны аварии с пострадавшими. Дело в том, что водителю морально легче отвернуть от «опасности» на встречную полосу, чем, применяя торможение, пытаться минимизировать последствия аварии или вовсе избежать её.
- Какие неблагоприятные ситуации могут возникнуть на дороге зимой? К чему должен быть готов водитель?
- Для большей безопасности вождения, для себя и окружающих, зимой нужно быть готовым к езде 40 километров в час по городу и 80 - за городом. Выше этих скоростей автомобиль водителю уже не принадлежит, необходимо вести машину в большем напряжении и концентрации, что выматывает. В нужный момент это не обеспечит скорость реакции, на которую рассчитывает водитель.
- Чему ты учишь водителей в школе экстремального вождения?
- Курсы экстремального или «безопасного» вождения - это обучение навыкам управления автомобилем в прямом смысле этого слова, а не просто реакция водителя на складывающуюся ситуацию. Более наглядно мы показываем на тренировке у нас на площадке стадиона технических видов спорта в Лесозаводе. Попробуем объяснить. Упражнение «змейка» - у нас и в обычной автошколе. Суть его выполнения в автошколе - навык объезда препятствия без наезда на него. Никакого скоростного руления и опережающих действий рулевым колесом. Проще говоря: вынесло человека на встречку, и он такой: «сейчас куда-нибудь рульнём». Секунда, две и лобовое.
В школе мы обучаем опережающему рулению в условиях имитации заноса, учим рулить тогда, когда автомобиль еще не вынесло, а только выносит. У людей появляется осознание того, что они управляют автомобилем, а не он ими. Мы стараемся дать навык того, как нужно действовать, чтобы направить автомобиль адекватно дорожной ситуации, в которой оказался водитель.
- Что делать в случае заноса на скользкой дороге?
- В случае заноса необходимо оценить обстановку и понять причину - зацепили бровку или «выбросило» из колеи, гололед. В ситуации, когда есть угроза лобового столкновения, и вас выносит на встречную полосу, гораздо безопаснее съехать во встречный кювет, чем потерять время в попытке вернуть машину на свою полосу. Нужно иметь решимость и моральную готовность сделать такой выбор. Потерянное время в попытках «возврата» может стоить жизни обоим водителям.
Для переднеприводных автомобилей, если при прямолинейном движении начинается занос задней оси влево, необходимо вращать руль влево и нажать педаль газа. Снос автомобиля продолжается, и мы продолжаем максимально быстро вращать руль в сторону заноса. Скорость сноса автомобиля уменьшается, затем он начинает выходить из заноса, вращаясь в обратную сторону. Руль начинаем вращать в правую сторону со скоростью автомобиля. Как только автомобиль выпрямился, передние колеса должны встать прямолинейно.
- Снос или боковое скольжение передней оси бывает чаще, чем занос. Как можно коротко сформулировать алгоритм действий в этом случае?
- Снос передней оси случается из-за перебора скорости на дуге поворота. При потере сцепления передней оси с дорогой стандартный рефлекс докручивать руль до упора. Но нужно чуть распрямить руль, и появится шанс остаться на дуге поворота. Угол поворота руля должен соответствовать скорости. Чем выше наша скорость, тем меньший угол поворота руля мы можем себе позволить. Допускается помощь тормозом, но очень аккуратно, до момента срабатывания антиблокировочной системы (ABS). Если сработает ABS, автомобиль в повороте начнет скользить вбок еще больше.
Комментарии (17)
На дороге пробовать не советую, информация в статье слишком обрывочная и неточная. В лучшем случае, будете стоять с тросом у кювета и ловить трактор.
Зимой по кировской солёно-асфальтовой трассе, например, при хорошей видимости на исправном ВАЗ-классике 120 норма для профессионала с 7-летним стажем или для автолюбителя (дом-работа-магазин) с 15-летним стажем, если он трезв, не устал, не поругался с женой или начальством.
На участке Вогваздино-Емва средняя скорость 120 км/ч на "классике" - удел спортсменов от КМС и выше, да и то, если повезёт, и не придётся полпути тащиться за лесовозом.
"Зубилка" попроще, на ней умение водителя, необходимое для скорости 120, может быть пониже, чем на "классике". На короткой "Нивы", наоборот, - повыше, т.к. короткая база требует быстрой и чёткой реакции.
Посему, ежели хотите комментария, на какой скорости ВАЗ держит дорогу, то уточните - какой ВАЗ, какая дорога, какой водитель?
Одно дело прочитать "При сносе передней оси надо распрямить траекторию" - а ты без тренировки попробуй заставь себя не доворачивать руль, а наоборот, распрямлять! Если дело не на полигоне, и цена ошибки - не сбитая фишка, и заранее ты не ждал этого сноса.
В абзаце, который начинается словами "Для переднеприводных автомобилей..." (не буду копировать весь абзац) полнейшая белиберда, занос называют сносом, а если малоопытный водитель или даже водитель со средним опытом попробует выполнить написанное, получит занос в другую сторону и на больший угол, ещё раз попробует - и машина развернётся. А ведь именно малоопытным статья и предназначена. Ничего не сказано про занос в повороте, а он отличается от заноса на прямой. В повороте на переднем приводе руль в сторону заноса выкручивать не надо, достаточно добавить газу.
Про скорость тоже удивило - вы не в курсе, что машины все разные, и водители все разные, да и "зимняя дорога" разная. Какие тут могут быть конкретные цифры? 40, 80, 120....
По сносу - допустим (фантастика) что начинающий водитель в этот момент вспомнит ваши советы и не станет докручивать руль до упора, преодолеет рефлексы и распрямит дугу. А дальше? По распрямленной дуге машина в поворот уже не помещается. Почему молчите про ручник, как машину "заправить" в поворот, и как потом вывести из заноса (начинающий водитель ручник обязательно передержит дольше необходимого, и занос обязательно будет).
Скажем, если широкая песчаная обочина, вы на легковушке, а навстречу фура, и времени достаточно - лучше включить левый поворотник и быстро уйти на обочину, потому что вас обочина выдержит, а фуру нет, вы просто припаркуетесь, а под фурой песок поползёт, и она ляжет на бок. "Быстро уйти на обочину" означает - сразу же, как только стало понятно, что не успеваешь. А не ждать до последнего, что НЛО поднимет фуру вверх, и она проплывёт над тобой сверху, капая солярой на "дворники" (я не уверен, что именно этого ждут герои ютубовских роликов... но какого-то чуда ждут).
В любом случае, прижимаешься ты вправо к обгоняемому или влево на встречную обочину, надо:
1. Делать это сразу же, как только понял, что не успеваешь закончить обгон;
2. Выбрав одну из сторон, туда и щемиться, а не метаться нерешительно вправо-влево;
3. Обозначить свои намерения поворотником.