Общественник Роман Нараб: «Продавцы угроз не боятся»
На чем чаще всего продавцы «ловят» потребителей, стали ли люди внимательнее читать договоры и можно ли напугать продавца так, чтобы не пришлось идти в суд, в интервью БНК рассказал директор Коми регионального общественного учреждения по защите прав потребителей «Доверие» Роман Нараб.
- В последние годы власти активизировали работу по повышению потребительской грамотности населения. Ощущаете ли вы изменения? Стали ли люди жаловаться меньше?
- Количество обращений, в среднем, по всей республике не меняется. Меняется лишь характер возникающих вопросов. В этом году большая часть потребителей жаловалась на проблемы с куплей-продажей непродовольственных товаров. Треть из них касалась мобильных телефонов и смартфонов. Больше стало вопросов, связанных с приобретением обуви и одежды. По сравнению с 2017 годом люди все чаще обращалиь за консультацией по вопросам долевого строительства жилья, и практически все они касаются нарушения срока сдачи объекта.
- Актуальны ли вопросы, относящиеся к банковской деятельности и услугам страхования?
- Да, и большинство из обращений в этой сфере связаны с кредитованием. Несмотря на продление в договорах страхования «периода охлаждения» (срок, в течение которого гражданин имеет право отказаться от добровольной страховки и вернуть деньги в полном объеме — прим. ред.) до 14 дней и сложившейся судебной практике, по-прежнему некоторые страховые компании отказывают людям в расторжении договора страхования и выплате страховой премии в досудебном порядке. Но в целом число вопросов, решенных в досудебном порядке, увеличилось. После консультаций и составления претензий мирно решается около 20% споров.
- Какие самые частые ошибки совершают потребители Коми?
- Это касается процедуры предъявления претензий к продавцу товара или услуги. Люди забывают, что обращение должно быть не устным, а письменным заявлением. Что его нужно составить в двух экземплярах, и на том, что потребитель забирает себе, должны поставить отметку о принятии. Это важно: если в удовлетворении требований потребителю все же откажут, единственным вариантом защиты является обращение в суд. А суд потребует доказательств того, что человек пытался урегулировать вопрос самостоятельно, но по каким-то причинам разрешить его так и не удалось. И если суд в итоге встанет на сторону потребителя, что происходит достаточно часто, человек получит исполнительный лист, по которому приставы взыщут деньги с продавца.
- Жители Коми начали внимательнее вчитываться в договоры, которые заключают?
- Прогресс есть, но небольшой. По-прежнему много ошибок совершается при заключении договоров: многие их подписывают, не вдаваясь в подробности, не уточняя нюансы. Последствиями становятся цены выше изначально оговоренных, затянутые сроки исполнения обязательств, поставка или изготовление товара, не соответствующего представлению и желанию заказчика.
Иногда ошибки допускают и при подписании актов приема-передачи товара либо выполнения работ. Самое распространенное – пункт об отсутствии претензий и принятия товара либо работы в том виде, в котором они представлены потребителю.
Не знают люди и о сроках, в которые им обязаны отвечать и исполнять законные требования. Так, отремонтировать товар по гарантии должны за 45 дней, обменять товар ненадлежащего качества — за 7 дней, вернуть деньги за товар ненадлежащего качества — за 10 дней, а за качественный, но не подошедший товар — за 3 дня.
- Какие советы вы можете дать людям, которые планируют подписать с кем-нибудь договор?
- Нужно сопоставить реквизиты компании в договоре с реквизитами на печати, а также проверить его через сервис службы судебных приставов на наличие задолженностей, а ИНН организации — через сайт налоговой. Это обезопасит от подписания договора с компанией, у которой много долгов, или которая уже прекратила свое существование.
Нужно внимательно читать текст договора и приложение к нему, причем оба экземпляра. Если нет времени или просто лень, можно изучить и один, но именно его оставить себе. Это необходимо потому что недобросовестные компании могут дать для ознакомления один договор, а вернуть другой, с худшими условиями.
В договоре подробно должно быть прописано, какой товар или услугу, с какими характеристиками вы оплачиваете — все желания должны быть отражены в документе. Так же как точная и полная цена и сроки исполнения обязательств.
Важно внимательно смотреть, что именно вы подписываете. Лист с названием «Акт выполненных работ», «Акт приема-передачи» до качественной реализации всех обязательств подписывать нельзя. Даже если очень просят.
- Как припугнуть недобросовестную компанию? Может, будет достаточно что-то сказать или предъявить в претензии?
- Рассматривая претензии потребителей, нередко вижу в конце текста формулировки: «в случае отказа оставляю за собой право обратиться в суд», «в случае решения спора в судебном порядке вы обязаны будете выплатить неустойку, компенсацию морального вреда, штраф», и их различные вариации. Продавцы их не боятся, серьезно не воспринимают. Скорее наоборот, они служат показателем бессилия потребителя и его желания решить спор здесь и сейчас. Лучше не пытаться напугать продавца, а в заявлении подробно описать спорную ситуацию, указать на недостатки и четко сформулировать требования. С точки зрения юриста, претензия служит лишь фиксацией обращения и датой отсчета неустойки. А в суд лучше обращаться тихо, без лишних уведомлений продавца. Иск он получит по почте, в конверте с отметкой «судебное».
- Как потребитель может избежать таких ошибок?
- Проще всего, если вы не уверены в своих знаниях, обратиться за помощью к специалистам. Квалифицированный юрист поможет зафиксировать факт обращения с претензией, обратиться в суд и отстоять права в споре с поставщиками.
Комментарии (11)
Вообще, грамотно составленная претензия зачастую помогает решить вопрос сразу.
Я всегда пишу в случае некачественного товара, что требую произвести товарную экспертизу в ТПП, известив меня о месте и дате ее проведения. Пишу и о возможном обращении в суд, перечислив все материальные и моральные требования, с которыми обращусь в иске. Также обещаю направить жалобы в надзорные органы на предмет проверки компании для возбуждения дела об административном правонарушении и наложении штрафа.
В основном, если не совсем там работают, помогает. Для тупых взыскание по решению суда, при чем превышающее сумму, которую продавец уплатил бы добровольно.
Или псевдоним - перевертыш?