Режиссер Леонид Круглов: «Места, связанные с культом медведя, находятся у плато Маньпупунер»
Главный приз в номинации «Лучший документальный фильм» на II Международном фестивале стран Арктики Arctic open в Архангельске получил фильм-экспедиция «Великий северный путь». Кинопроект, который снимали на протяжении четырех лет, показывает путь русского первопроходца Семена Дежнева через труднодоступные районы российской Арктики. В интервью БНК режиссер фильма Леонид Круглов рассказал, почему хотел бы вернуться на плато Маньпупунер в Коми, о культе медведя и цене победы.
- Вы повторили путь Семена Дежнева, который в XVII веке открыл пролив между Азией и Америкой, прошли 10 тысяч километров по территории семи арктических регионов России: от Архангельской области и Коми до Чукотки. Где было сложнее всего снимать?
- Для нас боевое крещение было именно на плато Маньпупунер. Дальше нам предстояла вся Арктика, Оймякон. Но в первые передряги мы попали на Маньпупунере и соседнем перевале Дятлова. Мы испытали себя и технику. Приехали в одну из маленьких деревень на краю Национального парка «Югыд ва» и просто ждали там погоды, проводников. Потом с местными проводниками отправились на Маньпупунер. Была такая интересная история: мы добирались туда около четырех дней и проводники, несмотря на то, что бывали там много раз, заблудились. Это был последний день, когда стояла хорошая погода для съемок – спокойная, солнечная. Мы кружимся-кружимся, но никак не можем выйти на плато. Поднялся сильнейший ураганный ветер, все занесло снегом – уже не было разговора ни о каких съемках, работе. Места там суровые.
- Самое большое впечатление за время съемок?
- Однозначно, Маньпупунер. Это одно из самых мощных мест, особенно, если ты туда добрался зимой, в снежную пургу, когда буря отсекает основание камней и получается, что эти каменные глыбы просто висят в воздухе. Как человек творческий, который умеет быть сопричастным кому-то или чему-то, я понимаю, что чувствовали там первобытные люди, почему эти места были священными.
- Семен Дежнев был на плато Маньпупунер, кстати?
- Маловероятно, что он там был. Он мог проходить по Северному Уралу, но скорее всего нет. Я почему туда пошел? Я не мог туда не зайти. Как режиссер и художник я должен был пройти через это знаковое место. Поморы называли Урал «Большой камень», а потом он отсылает к русской мифологии, когда богатырь стоит перед камнем и у него выбор между тремя дорогами: потерять коня, голову или все вместе. Эти столбы будут на плакате к фильму, это визитная карточка.
Я очень пожалел об одном моменте. Когда закончили все съемки, я искал представителей хантов и манси, которые там когда-то кочевали. И только недавно я познакомился с главой общины и мы поговорили о Медвежьем празднике, о том, что там происходит. Некоторые семьи там до сих пор кочуют и об этом можно было бы сделать интереснейшие вещи.
- Сделаете?
- Рано или поздно, я по-прежнему этой темой горю. Мне бы хотелось о жизни манси рассказать, в том числе об этих фантастических местах, о культуре, которая с этим связана.
- Речь идет о документальном проекте?
- Да, и у меня такое уже не в первый раз. Я сделал для Первого канала проект по следам великих русских путешественников и до сих пор какие-то волны ко мне приходят. Какие-то вещи, которые просто грех упускать – я познакомился с общиной малых народов. Люди готовы помогать. Пока ты не внутри, ничего не узнаешь и не услышишь, не попадешь на такие сакральные вещи, как Медвежий праздник. Это очень древний ритуал, который связан с добычей медведя, с его обожествлением. Медведя держали в специальных загонах долгое время и в конце зимы, весной его приносили в жертву. Но это не издевательство над животным, а что-то сродни Пасхе в языческой манере. Очень мощное событие, глубокое по смыслу. Я пытался добраться до мест, связанных с культом медведя – они все находятся недалеко от плато Маньпупунер. Пока не добрался, но уже включил их в сценарный план. Надеюсь, эти разработки не пропадут.
- Вы потратили на съемки фильма четыре года. Сколько заняли съемки в Коми?
- Да, мы наивно думали, что справимся со всем за один год. Съемки на Маньпупунере у нас заняли почти месяц.
- Большая съемочная группа? Бюджет фильма?
- Вместе с местными проводниками нас было пятеро, в том числе съемочная группа из двух человек – такой базовый комплект. Весь фильм сняли они. Бюджет фильма составил около 10 миллионов рублей – это помощь Русского географического общества, Проектного офиса развития Арктики «ПОРА», ну и мне пришлось продать квартиру.
- Ваш фильм уже посмотрели в Красноярске и Тюмени, его представили на фестивале Arctic open в Архангельске - члены жюри отдали вам главный приз в номинации «Лучший документальный фильм». Планировали привезти «Великий северный путь» в столицу Коми?
- Я бы очень хотел привезти фильм в Сыктывкар вместе со съемочной группой, провести встречу со зрителями, рассказать об этой истории, сделать событие для города. Все будет зависеть от прокатчиков и интереса потенциальных партнеров. В феврале фильм пойдет в прокат и, возможно, он заинтересует кинотеатры и получится привезти его в Сыктывкар.
- Для вас лично этот фильм о чем?
- Он об одном из ключевых периодов русской истории, когда Московия стала Россией. Это как Дикий Запад в Америке, когда они 300 лет двигались, что-то происходило с индейцами, как правило, ужасное, и, в конечном итоге, Америка стала Америкой. У нас все произошло гораздо быстрее – за 70 лет. Была масса драматических событий, но на гребне этой волны шел Семен Дежнев. Выяснилось, что есть Берингов пролив, Азия, Америка, о чем никто тогда не знал. В этом фильме судьба человека, судьба России и очень много, как я надеюсь, вещей, важных для любого россиянина. Зритель услышит русскую речь XVII века, увидит жизнь и традиции людей той эпохи, там все собрано, даже гравюры, олени и собачьи упряжки. Из этого соткана история великих российских географических открытий.
Комментарии (4)
То ли Малая медведица.