Медицинский психолог Данил Белогуб: «Положительный диагноз на ВИЧ – это стресс наравне с гибелью близкого»
БНК совместно с республиканским Центром СПИД продолжает рассказывать своим читателям об опасностях ВИЧ-инфекции и профилактике заболевания. Зачастую диагноз влияет не только на физическое здоровье, но и психологическое состояние больного. Медицинский психолог Центра СПИД Данил Белогуб рассказал агентству, как устроена система психологической помощи в организации, почему анонимность консультаций не всегда полезна и почему борьба с депрессией не менее важна, чем с основной проблемой.
- Когда медицинские психологи начинают работу с ВИЧ-инфицированным?
- Каждый человек, сдающий анализ на ВИЧ, в обязательном порядке проходит дотестовое консультирование. В рамках консультирования до теста выясняется наличие и характер рискованного поведения человека. Важно, когда человек рисковал последний раз. Это не праздное любопытство, сведения помогают дать верные рекомендации относительно сроков наблюдения и кратности тестирования. Вот это первая возможность пообщаться с нашим пациентом. Далее следует консультирование после теста: оно различное в зависимости от результата теста: либо сообщение диагноза, либо рекомендации продолжить наблюдение и обсуждение возможностей снизить риски в жизни человека.
- Консультации проходят анонимно?
- Мне не важны персональные данные, чтобы иметь возможность побеседовать с человеком. Это роли не играет. Но ведь человек обращается в медицинское учреждение, существуют определенные правила. Что касается переживаний относительно конфиденциальности, то нужно отметить, что даже сам факт обращения в медицинское учреждение является закрытой, конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Анонимное тестирование на ВИЧ не всегда защищает человека. Есть случаи в нашей практике, когда обследовавшись анонимно, человек не приходит за результатом теста, следовательно, не знает о выявленном у него заболевании и ставит в опасность заражения других людей. Нам бы разыскать человека и сообщить ему о результатах, но мы не имеем сведений.
- С какими реакциями на положительный результат на ВИЧ вы сталкиваетесь?
- Положительный диагноз – это чрезмерно тяжелый стресс-фактор. Это стресс наравне с гибелью супруга, физической неполноценностью и насилием. Характерными являются переживания тревоги, страх, опасения, чувство утраты, вина, угрызения совести, агрессивность. Часто первая реакция – это отрицание. Человек не готов и не хочет верить в диагноз. Следующей стадией является протест: «Почему именно я». Стадия торга, когда человек может, например, придти к Богу или изменить свое поведение в надежде продлить свою жизнь. Стадия депрессии отмечается нежеланием бороться, у человека опускаются руки. Стадия принятия наиболее продуктивна, человек мобилизует свои силы на борьбу, продолжает жить с пользой для близких. Подобная стадийность развития реакций приблизительна, порядок может меняться, может происходить возврат к предыдущим стадиям, застревание на какой-либо из них.
- Если сравнивать положительный диагноз на ВИЧ с гибелью близкого, то депрессия наверняка часто встречается?
- Депрессия очень актуальная для наших пациентов. В течение всей жизни депрессией страдают порядка 36% пациентов с ВИЧ. Среди ВИЧ-инфицированных женщин встречаемость депрессии в четыре раза выше, чем в общей популяции. Пациенты с депрессивным расстройством имеют более низкий уровень CD4-лимфоцитов и общий неблагоприятный прогноз течения заболевания. Депрессивное расстройство у ВИЧ-положительных пациентов существенно снижает способность к решению проблем адаптации к болезни, увеличивает частоту и продолжительность госпитализаций, тяжесть зависимости от психоактивных веществ. Депрессия влияет на приверженность лечению и терапии, их результаты. Понятно, что пациент с депрессивной симптоматикой или в состоянии депрессии с меньшей вероятностью обратится к врачу и будет соблюдать врачебные назначения.
- Но довериться психологу и обратиться к нему за помощью бывает очень сложно.
- Немногие готовы обращаться за квалифицированной помощью. Кто-то замкнется в себе, кто-то найдет отдушину в работе, спорте, хобби. Кому-то проще обсудить свои проблемы с друзьями, кто-то найдет поддержку у близких людей. Меньшая часть обратится к специалисту. Это общероссийские реалии, это, если хотите, менталитет нашего человека. Люди часто боятся разглашения своего диагноза, болезненно это воспринимают. Поэтому часто отказываются от помощи. В попытке самостоятельного решения проблем важно не обратиться к деструктивным способам «снятия стресса» в виде алкоголизации, потребления психоактивных веществ.
- На ваш взгляд, психологическое сопровождение ВИЧ-инфицированных должно быть постоянным?
- Психологическая помощь должна оказываться на основании запроса, по инициативе самого человека. Когда пациент понимает, что ему нужна помощь, что самостоятельно он не может справиться. В отсутствие желания пациента помочь ему будет невозможно. А так выделяют несколько периодов, когда наши пациенты особенно нуждаются в поддержке: это, конечно, установление диагноза и период, когда заболевание начинает прогрессировать, а человек - чувствовать изменение в своем самочувствии.
- Вернемся к проблеме разглашения диагноза. Даете ли вы советы, как преподнести эту новость близким?
- Советов не может быть в принципе, это дело неблагодарное. Решение каждый человек принимает самостоятельно. Некоторые категорически заявляют, что не будут говорить своим родственникам о диагнозе. Но мы всегда объясняем, что сказать обязательно нужно тем, кто подвергается риску инфицирования. Это в первую очередь половые партнеры, их обязательно нужно известить и обследовать. Мы заем, что в быту ВИЧ-инфекция не передается, поэтому пациент в принципе не обязан раскрываться, например, перед родителями.
Но если человек не хочет скрываться и ждет помощи от близких, то рассказ о диагнозе позволит получить наиболее эффективную поддержку. Хотя есть парадоксальные случаи, когда из-за диагноза перестают общаться даже близкие люди. Люди боятся неизвестного, отсутствие знаний о ВИЧ порождает страхи. Страх заставляет дистанцироваться.
- Стигматизирует ВИЧ-инфицированных не только общество. Больные могут сами ставить на себе клеймо.
- Личная стигматизация происходит, когда человека считают носителем неодобряемых качеств, а ему в какой-то момент проще согласиться, что он такой, чем доказывать обратное. Такая позиция позволяет оправдать свое поведение и ничего не делать, иногда она позволяет оправдывать свои неудачи. То есть человек получает уже так называемую «вторичную выгоду».
- Если человек не боится разгласить свой диагноз, может он прийти с родственником на консультацию?
- Если у близких пациента возникают какие-либо вопросы, они также могут прийти на консультацию. Консультирование и тестирование на ВИЧ бесплатны для граждан.
Комментарии (5)
От гепа ласкового убийцы есть лекарства, закажете пропьете 3 месяца и все пройдет, даже Малышева в своей передаче в 16 году уже о нем рассказывала. Это уже не страшные болезни.
Меня онкология пугает, на мой взгляд это намного страшнее, серьезней и опасней ......