Павел Лемтыбож: «Моя любимая поговорка на коми языке - о безногом плотогоне»
В галерее «Свиное рыло» в Санкт-Петербурге с 16 по 28 октября устроят Дни финно-угорской культуры. Центральным событием первой международной выставки станут работы венгерского художника, поэта, писателя и музыканта Белы Мариаша. Компанию ему составят участники Художественной Секты «КОЛХУи» – представители малых народов России. В блиц-интервью БНК художник Павел Лемтыбож рассказал об издевательстве над историческими личностями, о том, как «безногого нанять в плотогоны», и своей попытке выучить коми язык.
Художник, поэт и музыкант, уроженец небольшого поселка в Коми Павел Лемтыбож выставит картины «с коми акцентом», Николай Васильев познакомит зрителей с культурой вепсов. Скульптор Павел Игнатьев покажет обширную коллекцию календариков Венгерской Народной Республики «Ungarische kalendarische» и эстонских конфетных фантиков 1939 года.
- Почему Дни именно «финно-угорской» культуры?
- Потому что основной объект нашей выставки – наш друг, художник из Венгрии Бела Мариаш. Впервые получилось привезти его в Россию. Венгры – это финно-угры, а среди нас в тусовке есть еще несколько человек. У меня бабушка – коренная коми-ижемка, поэтому я считаю, что имею право – все-таки на четверть по крови я коми. Я там родился, это родина моя. А Коля Васильев – куратор нашей галереи – из вепсов, не знаю, сколько там в нем этих частей. Решили объединить, раз у нас есть и венгр, и коми, и вепс. Это Дни финно-угорской культуры. Когда у нас Дни белорусской культуры, это очень забавно выглядит. Потому что мы, естественно, отращиваем усы, как у группы «Верасы», одеваемся в расшитые народные рубашки или яркие костюмы с яркими галстуками. Я пошел еще дальше с Днями белорусской культуры – я себе лысину выбрил. Я был похож на директора колхоза. Моя жена на тот момент выдержала три дня, потом взмолилась: «Сбрей это, пожалуйста, с тобой серьезно разговаривать невозможно!».
- К Дням финно-угорской культуры что отращиваете?
- Об этом я, конечно, не подумал. Вот Бела Мариаш везет готовые картины, а у нас с Колей картины старые. Из запасников доставать то, что уже было, неинтересно. Мы рисуем новые, и покажем их только на открытии выставки. Не знаю, сколько у Коли, я уже нарисовал семь новых картин. Еще там будет наш друг - скульптор Павел Игнатьев с коллекцией карманных календариков «Ungarische kalendarische». .
- Картины Белы Мариаша на выставке будут представлены под заголовком «Где мой Капитал?». О чем это?
- Я видел каталог его картин – они обалденные. Меня редко что-то так поражает, но они меня поразили. Даже не тем, что там нарисовано, а тем, как это нарисовано – очень свободно. Я все доставал ребят: «Картины хоть огромные?». С надеждой. Ребята меня успокоили: «Картины большие». В основном, там какие-то известные личности, мировые, исторические – диктаторы, политики, музыканты, актеры. Они изображены в необычных позах и обстоятельствах, очень забавных.
- Он смеется над ними?
- А как еще? Это же один из признаков постмодерна – издевательство. Мне, например, очень нравится рассматривать карандашные рисунки и наброски Пикассо. И потом самому с этих набросков рисовать картины, изменять их как-то. То есть буквально перерисовывать, попутно трансформировать по-своему, добавлять ненужные фигуры – увеличивать количество рук и ног. Я издеваюсь над ним, да, но я одновременно и учусь, я же люблю его.
Я не знаю, с какими чувствами Бела к своим картинам подходит, но в постмодерне издевка-то легкая. Конечно, адепты нравственности, морали и прочего, которые стоят на всех углах, что-то да обнаружат, даже если там ничего не будет. При желании там можно найти, что над коммунизмом издеваются, над святынями. Ужасно, когда такие люди начинают говорить, ощущение чудовищное. Вроде бы мы люди, ногами ходим по одной земле, даже на одном языке разговариваем, но абсолютно не понимаем, что он городит, этот страж нравственности. Это же смешно, весело! Ну не обязательно же мое понимание смешного должно совпадать с твоим. Но я же не хочу тебя убить за то, что ты шутишь иначе – я не хочу тебя убивать. Почему же он хочет оторвать мне голову, потому что у меня чувство юмора другое?
- На выставке в ваших работах будет финно-угорская тематика?
- Практически все картины нашего объединения нарративные, то есть присутствует текст какой-то всегда. У меня на двух уже есть тексты на коми языке, без перевода.
- Вы знаете коми язык? А какие поговорки, например?
- В какой-то момент я себе втемяшил в голову, что раз я из Коми, мне нужно выучить язык. Я купил учебники, в первом из них, в введении, прочитал про 18 падежей основных и 9 дополнительных, и закрыл его сразу же. Мне показалось, что это невозможно выучить.
Так вот одна из моих любимых поговорок в переводе звучит как: «И безногого через окно можно нанять в плотогоны». У меня сразу картина перед глазами, драматургия. Вот идешь ты такой по деревне, тебе плот надо перегнать, нужно нанять плотогона. Смотришь, сидит человек, ты ему говоришь: «Будешь плотогоном?». Херак, выясняется, что он без ног. Эта поговорка такая киношная. Еще одна коми пословица мне тоже нравится: «С маслом и гнилое дерево съешь».
- Эти пословицы будут на картинах?
- Нет, там будет, например, «Заяц гнезда не делает». Еще я нарисовал большую человеческую голову в своей манере, искаженную, и обозначил все части головы на коми языке со стрелочками, тоже без перевода. Что-то вроде инфографики, только картина такая большая. Это будет на выставке.
Вообще, мне нравится брать простые слова, ставить их в один ряд так, чтобы они не закрывали друг друга и были все на виду, а при прочтении создавали ощущение полной неопределенности. Вот этого эффекта хочется добиваться. Когда человек смотрит на то, что имеет какой-то смысл, он думает: «Ага! Это похоже на то-то!». Он спокоен этот человек – зритель. А когда ему не с чем сравнить, он не понимает, к чему это отнести, он не спокоен. И это хорошо, потому что, когда человек спокоен – это скучно.
Комментарии (9)