content/news/images/77907/KBV_1580_preview_610_mainPhoto_dschpsch_mainPhoto.jpg
08:04, 25.04.2018

Татьяна Бунчук: «Мат – это детский и инфантильный бунт против «взрослого» мира»

Мат, крепкое словцо, ненормативная лексика – одно из самых живучих и неискоренимых явлений речи. Его пытаются запретить не только общественными нормами, но и даже законодательно. Каково происхождение мата и почему от него нельзя избавиться, в интервью БНК рассказала заведующая кафедрой русской филологии СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Бунчук.

Татьяна Бунчук: «Мат – это детский и инфантильный бунт против «взрослого» мира»
Фото Юрия Кабанцева из архива БНК

- Всегда ли мат имел оскорбительное значение?

- Нет, не всегда. По происхождению мат, действительно, часть заговора, можно сказать, молитвы. В глубокой древности табу на произнесение в повседневном употреблении матерных слов было обусловлено магическими причинами: они могли утратить свою силу. А она очень нужна, чтобы жизнеспособность человека-мужа и плодородие женщины-матери не иссякли. С появлением и закреплением христианского мировоззрения запрет на употребление в речи изменил мотивацию: нельзя осквернять христианскую веру языческими (погаными) словами.

- Но сейчас мат – это глубокое оскорбление?

- Оскорбительность русского мата разная. Во-первых, это может быть намеренное агрессивное оскорбление, направленное на унижение чести и достоинства адресата речи. А во-вторых, это может быть эстетическое оскорбление, когда не только адресату, но всем окружающим приходится слышать слова, неприличные в публичном общении. Это, простите, как испражняться публично. Поэтому запрет на использование в современной речи вполне оправдан.

- На ваш взгляд филолога, с чем сейчас связывают употребление брани? С невоспитанностью, необразованностью или маленьким словарным запасом для выражения эмоций?

- Бранные и запретные (обсценные) слова – это не одно и то же. Брань – это всегда выражение злобы по отношению к адресату, хамского превосходства и желания унизить. А вот обсценные слова могут употребляться в разных обстоятельствах. Во-первых, сильное эмоциональное, и в том числе физическое напряжение, перекрывающее логическое мышление, когда животный мозг главенствует: некогда думать, надо кричать от радости, злости или боли. Во-вторых, употребление этих запретных слов – результат элементарной низкой речевой культуры, крошечный словарный запас. Матерные слова становятся заместителями практически всех слов – они яркие, энергичные, емкие, но очень обобщенные – топором вырубленные. Сложное содержание, тонкие ощущения и нюансы чувств они передать не смогут.

- А у подростков употребление мата можно назвать формой мятежа?

- Публичное употребление запретных слов – это для человека с низкой самооценкой способ почувствовать уверенность в себе и независимость. Произнося такие слова, этот человек мысленно, символически переступает общественные запреты, а значит, проявляет свою волю. Однако это характерно для человека с незрелой психикой и незрелой личностью, чаще всего это как раз подростки. Можете это называть мятежом, но это, конечно, детский и инфантильный бунт против «взрослого» мира. Особенно глупо он «смотрится» в устах взрослого человека.

- Брань и обсценные слова можно встретить в литературе, публицистике и на телевидении. А где ни в коем случае нельзя, на ваш взгляд, использовать маты?

- Брань – это вербальная форма общественного насилия, на мой взгляд. И ее использовать нельзя нигде. Но вот обсценные слова часто становятся средством художественной изобразительности. Например, для создания «антимира». Или средством языковой игры, как выражение «мирный герцог» в качестве прозвища одного политического деятеля рубежа XX века (переведите выражение на английский язык, но вслух произносить не советую). Вообще, надо иметь тонкий языковой вкус, чтобы остроумно, а не пошло употребить матерное словцо. Тем не менее, кроме художественной и бытовой речи, я нигде не советую употреблять матерные слова: они принципиально не могут быть публичными. И я снова использую аналогию с естественными физиологическими отправлениями: мы не делаем этого публично, мы даже на «газы» накладываем запрет. Это в русской культуре неприлично.

- Почему цивилизованное общество до сих пор не избавилось от мата, в чем причины его живучести?

- Причина стара, как сами матерные слова. Запрет, который ой как сладок и манящ. Да и сама область плотских человеческих отношений, с которой этимологически связаны эти слова, слава Богу, притягательна. Иначе бы мы вымерли как человеческий вид. Как филологу и как человеку, конечно, публичное употребление мата мне режет слух. Не просто режет, а вызывает брезгливое отношение к человеку, который позволяет себе это. На улице – по-хамски гадко, а публично в стенах университета еще и кощунственно. Университет – место духовного, а не плотско-физиологического общения людей. И тот, кто не различает этого, выглядит дико. Однако я не ханжа, и в определенных обстоятельствах, среди людей, с которыми я связана близкими, фамильярными отношениями, могу себе позволить охарактеризовать то, что меня крайне возмущает, «крепким словцом». Подчеркиваю – не в публичном общении, и тем более с незнакомыми людьми.

- В России есть административная ответственность за использование мата публично (Кодекс об административных правонарушениях, ст. 20.1 - БНК). Действенны ли такие меры?

- Похоже, что такие слова жили и будут жить. Однако ограничения на прилюдное использование нужны. Как реализовывать такие ограничения, не знаю. Знаю только, что можно воспитанием и образованием, повышением интеллекта и развитием психологической зрелости, в конце концов, изменить отношение к таким словам, сформировать понимание того, что это слова не для «всех ушей» и не для любых жизненных обстоятельств. Соответственно, такой интеллектуально и психологически зрелый человек правильно оценит употребление мата в художественном тексте, кино и на театральной сцене: не как «словесную грязь», а как средство художественной изобразительности. А для незрелых есть статус «18+».

5372

Комментарии (50)

Добавить комментарий
  • Не согласен
    25 апр. 2018 г., 8:07:03
    Ответить
    Мы на нем думаем)
    • 445
      25 апр. 2018 г., 8:27:41
      Ответить
      Не надо обобщать. Вы думаете в соответствии с вашим уровнем развития.
      • +100500
        25 апр. 2018 г., 8:29:58
        Ответить
        И попробуйте с такими деградантами поспорить на эту тему! ))))))))))
      • Не спорьте
        25 апр. 2018 г., 16:04:53
        Ответить
        30 негативных качеств народа
    • Натали
      25 апр. 2018 г., 9:17:59
      Ответить
      Не обобщайте!
      Мне 59 лет, и я НИ РАЗУ не использовала мат. Самые мои крепкие ругательства: "кыркам бырьям ёрьямс!" (это просто набор звуков, с коми ничего общего не имеет) и "тиккурилла!". Даже когда я на пробежке в парке очень здорово навернулась на наледи, даже поцарапав нос и подбородок, из меня вылетело: "О, боже!".
      • однако
        25 апр. 2018 г., 10:14:29
        Ответить
        как
        и вы предмет подражания.у меня есть близко знакомый который отсидел двадцать шесть лет .на протяжении десяти лет знакомства от него не услышал матерного слова
      • Липочка
        25 апр. 2018 г., 11:28:26
        Ответить
        Правильно, обобщать не надо. Мне тоже 59 лет, выросла в селе (годы учёбы 1965-1975). От мальчиков в школе никогда мата не слышали мы, девочки. Да и во дворе. В доме ни папа, ни братья, ни дедушка, ни дяди никогда не матерились. Не говоря уж о маме, бабушке, женщинах села. Я и мой муж, попав молотком по пальцу или уронив кирпич на ногу, можем выговорить что-то типа "ёперный театр!" или "Мадрид твою Лиссабон!"
        • Липочка
          25 апр. 2018 г., 11:53:40
          Ответить
          Сейчас живу не в Коми. Бросается в глаза (или в уши?) - матерятся почти все: женщины. мужчины, любого вида, приличного и не очень. Матерятся дети, яростно, громко, агрессивно. Особенно много матерщинников среди подростков, молодых людей, в том числе молодых родителей. Хорошо одетые, с дорогими гаджетами, стильные, красивые, благополучные... Мат от них идёт отборный, сочный, просто разговорный. В присутствии детей, прохожих, в магазинах, на улице, в парке. Чисто моё мнение: люди советского поколения матерятся намного меньше; и в Коми намного меньше матерщинников.
  • .
    25 апр. 2018 г., 8:27:46
    Ответить
    Вот те раз,год культуры ,путинской культуры)
    • "разложение"
      25 апр. 2018 г., 11:03:15
      Ответить
      началось при Ельцине
      и наши либеральные демократы в то время, ни чего не имели против этого ))).
      • .
        25 апр. 2018 г., 12:45:45
        Ответить
        Все верно,а алчный ,злобный,подлый,трусливый питерский дворняга не только продолжл,но развил "разложение".
  • меня всегда коробит, когда слышу мат
    25 апр. 2018 г., 8:28:21
    Ответить
    особенно "режет ухо", когда матеряться девочки-подростки
    Матерщинники привлекают к себе негативную энергию. Хотя.. , о чём это я))), когда вокруг такая деградация. Какие чувства к себе, может вызвать девушка - курящая, матерящаяся, выпивающая, да ещё маленькая и толстая???
    • Однако
      25 апр. 2018 г., 8:38:35
      Ответить
      самый отборный и красочный мат можно услышать сегодня
      около любой средней школы. И именно от учеников 3-7 классов.... это жесть
    • так
      25 апр. 2018 г., 8:48:42
      Ответить
      и многие руководители пользуются безнаказанностью и не стесняются в выражениях.
      Вот они и есть быдло.
      • Натали
        25 апр. 2018 г., 9:20:26
        Ответить
        Так человек из СГУ и подчёркивает: воспитание и образование, повышение интеллекта и развитие психологической зрелости - вот что может избавить человека от дурной привычки портить воздух. Вот как тухлая рыба воняет, так и матерщинники в моём восприятии - та же тухлая рыба, аж воротит до тошноты!
        • Послушай женщину и сделай наоборот
          25 апр. 2018 г., 13:11:29
          Ответить
          Недавно прочитал что матерятся люди с высоким интеллектом.
  • вот я и говорю...
    25 апр. 2018 г., 8:31:51
    Ответить
    тут скоро останутся коренные жители, старики и быдло... Скучно не будет!
  • Бабушка
    25 апр. 2018 г., 8:37:40
    Ответить
    Мне 70. В молодости мы молодые девушки считали за оскорбление и унижение если в нашем присутствии матерились парни. Хотя работала всегда среди мужчин. Бывшее СМЗ. А теперь это круто. Деградация на лицо.
    • Натали
      25 апр. 2018 г., 9:22:39
      Ответить
      Согласна, знакомо!
      Я училась в школе в 1966-76 у.г.г. Так если у кого-то из одноклассников вылетала нецензурщина, мы объявляли ему бойкот!!! Действовало. Чтобы мальчики матерились при девочках - это был нонсенс!
  • мат
    25 апр. 2018 г., 8:47:03
    Ответить
    он на войне, при дикой боли , страхе перед необратимым. Тогда он в оправдан. А говорить
    на нём , просто показывать своё это дикость ,невоспитанность, некультурность. А в общественном месте особенно. Например в театре, магазине , да просто на улице.
    В действительности границы давно перейдены
    и люди деградированы.
    • Vova
      25 апр. 2018 г., 8:58:27
      Ответить
      Один х
      С матом, без мата... Монопенисально :)
      • Вовочка
        25 апр. 2018 г., 9:02:28
        Ответить
        для таких как ты -
        осталось легализовать наркотики и проституцию.
        • Vova
          25 апр. 2018 г., 9:12:53
          Ответить
          Да!
          Как в Амстердаме, любимом городе Государя Петра Алексеевича. Это образец, это идеал, к которому мы стремимся :)
          • Натали
            25 апр. 2018 г., 9:25:56
            Ответить
            Недалёкий ты, Вовочка! Государь Пётр Алексеевич ещё этикет вводил в России, воспитание! Что приемлемо в пещере или пока на пальме сидишь, то совсем неприемлемо в обществе. Человеческом.
            • Vova
              25 апр. 2018 г., 9:52:24
              Ответить
              Дикая ты, некультурная :)
  • КОМИльфо
    25 апр. 2018 г., 9:07:59
    Ответить
    Шахматный термин - мат
    Одни любители шахмат!
    • Шахматист
      25 апр. 2018 г., 9:40:46
      Ответить
      Шахматы вообще суровая игра. Там каждый третий поединок заканчивается матом.
    • Vova
      25 апр. 2018 г., 9:40:49
      Ответить
      Пральна
      Этикет, публичные пьянки с полуголыми бабами, ассамблеи то есть, курение всего что дымит... Наш человек!
  • Людмила
    25 апр. 2018 г., 9:24:14
    Ответить
    МАТ
    В Кировском парке с детьми гулять невозможно, один мат стоит: дети, подростки, дядьки и даже мамаши на малышей орут матом.Это ведь нарушение? Почему проходящие мимо полицейские не штрафуют?
    • Натали
      25 апр. 2018 г., 9:37:12
      Ответить
      А почему ВЫ молчите?! Я всегда делаю замечание курильщикам, собачникам, матерящимся. Убеждена, сволочь должна знать, что она - сволочь! У каждой лавочки полицейские стоять точно не будут, я их вообще в парке ни разу не видела! На что мы, граждане?! Вот и проявляйте свою гражданскую позицию, не будьте пассивны и не бойтесь ничего!
      • Vova
        25 апр. 2018 г., 9:42:32
        Ответить
        Гы...
        Вот ты и есть этсамое нехорошее :)
  • .
    25 апр. 2018 г., 9:41:46
    Ответить
    Уговорили
    Матерщиные слова не буду я употре(отм.)
  • За
    25 апр. 2018 г., 9:54:36
    Ответить
    Актуальная тема. Чаще давайте слово учителям, ученым, руководителям производств. Удивляет, что после Витязевой не высказывался в прессе ни один экономист-ученый из Коми.
  • .
    25 апр. 2018 г., 9:58:33
    Ответить
    Девочки-припевочки собрались 70-ти летние, а когда дома никого нет- слушают Шнурова.
    • 70-летняя
      25 апр. 2018 г., 11:14:33
      Ответить
      Шнуров
      Эта хто такой???
      • 3
        25 апр. 2018 г., 11:56:12
        Ответить
        в ютубе наберите "крановщик 6 бригады"))))
        • 70-летняя
          25 апр. 2018 г., 13:02:51
          Ответить
          3-у
          набрала и чё? и не крановщик он вовсе. придуривается. И хде крановщики остальных пяти бригад?
      • .
        25 апр. 2018 г., 14:56:22
        Ответить
        любимая питерская группа Путина- Ленинград
        • 70-летняя
          25 апр. 2018 г., 16:35:32
          Ответить
          то-то и оно, Небось не Чайковский - любимый. по Сеньке и шапка. Скажи - какую группу любишь, и я скажу, кто ты. Потому и живем в таком обществе и с таким уровнем культуры.
          • Натали
            25 апр. 2018 г., 18:47:19
            Ответить
            +10000000000000000000!!!
  • Колбаса
    25 апр. 2018 г., 10:59:34
    Ответить
    Таня похудела.
  • Житель
    25 апр. 2018 г., 11:59:51
    Ответить
    В адрес чинуш, кроме мата у меня ничего нет.
  • ага
    25 апр. 2018 г., 12:54:47
    Ответить
    Помощь психолога - это, конечно, хорошо. Но просто поорать матом дешевле.
  • Меня
    25 апр. 2018 г., 13:01:59
    Ответить
    Ну зачем так много писать
    Про мат генетикам в личку.
  • да
    25 апр. 2018 г., 13:53:44
    Ответить
    матершинники это отсто общества.
  • воспитание
    25 апр. 2018 г., 14:02:46
    Ответить
    за мат сразу по губам кто из взрослых услышал такое его бы и не услышали а так всем на это наплевать
  • 11
    25 апр. 2018 г., 14:56:39
    Ответить
    Прогресс! Года 2-3 назад Т.Бунчук здесь на БНК чуть ли не защищала мат, а теперь допускает только с фамильярными друзьями. Надо жестко бороться хотя бы с матом детским, может кого и удастся спасти.
  • ГОП Стайл
    25 апр. 2018 г., 16:42:33
    Ответить
    привлекателен
    для юных гопниц и гопников.Сига, яга, (отмод.) на языке и шняга в голове! И вырастают из них гоп-мамашки, орущие матом на своих гоп-детишек.
    • Натали
      25 апр. 2018 г., 18:51:58
      Ответить
      Увы и ах!
      Не то страшно, что много этих гопников. Страшно, что они даже не осознают, не понимают своего ничтожества! Они ТАК живут: мат, дурновкусие, сигареты, вонь от них до Австралии! Молюсь, чтобы им пришло всё-таки в голову жить по-человечески, цивилизованно, культурно, даже эстетно! Пусть бы попробовали! А вдруг понравится?!
      • Лицемер
        26 апр. 2018 г., 6:42:59
        Ответить
        Попробуй научить своей культуре а то не все умеют маски носить