Вопрос свердловского журналиста Путину стоил редакции годового финансирования губернаторского проекта
Заместитель главного редактора издательского дома «Час пик» из Верхней Пышмы Свердловской области Алексей Герасимов задал вопрос президенту России Владимиру Путину на традиционном форуме ОНФ «Правда и справедливость», проходившем весной в Санкт-Петербурге. Вопрос касался системы выборов в органы муниципальной власти Свердловской области. На следующий день после ответа президента областные чиновники прекратили финансирование губернаторского проекта в газете «Час пик». Как свердловские медийные чиновники наказывают журналистов за попытку рассказать правду Путину, Алексей Герасимов рассказал в интервью главреду БНК Алексею Лазареву.
- Вы не первый раз участвовали в форуме ОНФ «Правда и справедливость». В этом году вам удалось задать вопрос российскому лидеру. Каким вопросом вы озадачили Путина?
- Мой вопрос касался местного самоуправления, а именно возвращения прямых выборов глав муниципалитетов и выборов депутатов муниципальных дум только по одномандатным округам. О проблеме доминирования во властных структурах представителей градообразующих предприятий. Все это говорилось о Свердловской области.
В ходе ответа президента я уточнил, что не вижу вариантов обратной связи населения и власти в подобной ситуации.
- Поясните, как формируется представительный орган власти в вашем городе?
- Мы избираем раз в 5 лет думу, а она избирает главу муниципалитета и на конкурсной основе главу администрации. Сегодня у нас еще сохраняется двуглавая система, но со следующего года она исчезнет. Кстати, по поводу такой системы управления наши жители много раз высказывались как о несовершенной, неповоротливой и избыточной.
Со следующего года, с выборами нового состава депутатского корпуса, в нашем муниципалитете народные избранники на конкурсной основе начнут утверждать единого главу. По закону Свердловской области все муниципалитеты, кроме двух самых крупных, получат главу по сложной схеме. Для этого назначается комиссия с паритетным составом представителей муниципалитета и губернаторских структур. Они обсуждают кандидатуры и принимают по ним решения. В результате думой утверждается глава городского округа, как в нашем случае.
Получается, что вопрос назначения руководителя органов местного самоуправления решает комиссия, а не сами жители — главные субъекты того самого местного самоуправления. Проблема именно в этом.
- Как вам показалось, президент понял, что имелось в виду?
- Безусловно. Когда человек отвечает на вопрос 15 минут, то ясно, что он хорошо разбирается в предмете. Из самого ответа стало понятно, что президент прекрасно владеет вопросом. Кроме того, сам Владимир Владимирович дважды сказал, что думает над этим вопросом и заверил, что мы с ним находимся «на одной волне».
- Ответ вас удовлетворил?
- Я бы сказал так — обнадежил. Когда президент страны говорит тебе, что он думает над проблемой, которую ты озвучиваешь, когда он говорит, что будет и дальше думать над оптимальным для страны вариантом формирования органов местного самоуправления, то большего ожидать и невозможно. Такие вопросы не решаются в мгновение ока.
- Обычно канал «Россия 24» по итогам общения журналистов с Путиным на форуме ОНФ «Правда и справедливость» транслирует практически все. Ваш вопрос и ответ Путина вошел в итоговую трансляцию?
- Если честно, то я не отслеживал. Коллеги мне предоставили ссылку на репортаж со встречи, а я даже не подумал поинтересоваться, где они его взяли.
- По сути, вы пожаловались лидеру страны на действия чиновников Свердловской области, которые придумали такую систему формирования муниципального представительного органа – списками?
- Получилось, что так. Я сделал акцент именно на нашей области. Так я тут и живу, мне что опыт Камбоджи в пример приводить надо было президенту?
- Была ли какая-то реакция от тех, кого вы критиковали в своем вопросе?
- Критики как таковой не было. Конкретных персон я не задевал, но понятно, что невольно заострил внимание на Свердловской области. Никакой цели ударить по кому-то лично у меня не было. Да и могло ли это как-то повлиять на мнение президента? Мне показалось, что он и сам все хорошо знает. Только не в деталях разве что.
- Насколько я понимаю, уже на следующий день администрация губернатора отказала вашему изданию в финансовой поддержке. О какой сумме идет речь?
- Да. С нами почти моментально разорвали договор на печать вкладки «Новости из области», что существенно ударило по нашему бюджету, запланированному до конца года. Сумму называть не буду, так как это все же условия договора, которые являются предметом обсуждения обеих сторон. Повторяю только, что удар был нанесен точечно и имел для нас негативные последствия. Причины для прекращения договорных отношений второй стороной не озвучивались.
- Как в прежние годы складывались ваши взаимоотношения с медийными чиновниками Свердловской области?
- Несколько лет назад мы встретились и договорились о правилах взаимоотношений. Мы — независимые СМИ и те самые медийные чиновники, о которых ты говоришь. Они не вмешиваются в нашу редакционную политику, мы публикуем «Новости из области».
Заинтересованность проглядывала обоюдная. Мы получаем какую-то денежку, а они увеличивают аудиторию читателей. Причем, надо сказать честно, продвинутый читатель внимательнее отнесется к такой информации в независимой газете, чем в подконтрольной власти. По той же договоренности в такой вкладке не содержалось никакой открытой агитации или критики каких-то партий и общественных объединений.
- Я понимаю для себя одну вещь: после вопроса президенту последовала реакция от губернаторских структур, но как бы они сделали вид, что все произошло не в связи с вашим общением с Путиным. А как бы они сами решили прервать отношения с вашим изданием…
- Конечно же, никто официально нам не заявлял, что договор разрывается по этой причине. Однако часть читателей и коллеги расценили данные действия властных структур именно с этой позиции.
Комментарии (10)
А дальше решение принимает представительный орган - депутаты, выбранные народом. В чём суть вопроса была - не совсем понятно, просто журналист не разобрался в хитросплетениях законов и формулировок.