content/news/images/68562/IMG_2875(1)_mainPhoto.jpg
08:06, 25.09.2017

Председатель АФУН Петр Тултаев: «В стремлении сохранить свои язык и культуру важно не обижать соседей»

VI съезд Ассоциации финно-угорских народов России пройдет в Коми 27-30 сентября. В Сыктывкаре соберутся около 350 делегатов и экспертов со всей России. О том, какую повестку готовит Ассоциация к съезду, почему нельзя вводить обязательное изучение национальных языков повсеместно, что участники съезда рассчитывают увидеть в Коми и как сделать культуру малых народов популярной, в интервью БНК рассказал председатель Ассоциации, мэр Саранска, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Петр Тултаев.

Председатель АФУН Петр Тултаев: «В стремлении сохранить свои язык и культуру важно не обижать соседей»
Фото Марии Шумейко

- Какие вопросы планируется поднять, какие острые темы актуальны для представителей финно-угорских народов России?

- Все вопросы на поверхности, они известны и часто очень болезненны для малых народов. Это вопросы сохранения и развития языков, культуры, традиций. Наша страна не просто многонациональна, а очень многонациональна. Так сложилось исторически. С одной стороны, это достояние страны. С другой возникает множество вопросов: как в условиях многонациональности сделать так, чтобы языки малых народов сохранялись, чтобы языки изучались, преподавались в школах, в детских садах и вузах. И здесь не всегда все получается, не от того, что кто-то против. А от того, что весьма непросто коми языку, марийскому, удмуртскому или языку вепсов находить себе применение в деловой сфере. Чтобы язык хорошо функционировал в деловой сфере, на нем нужно говорить, писать, люди должны быть подготовлены. При всем том, что в каждом регионе очень много делается для изучения языков в сфере информационных технологий, как, например, в Коми, в Удмуртии и Марий Эл, где созданы и развиваются электронные словари, наши народы одни из немногих, которые расположены дисперсно. Для справки: большая часть мордвы живет за пределами Мордовии. Больше всего в Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, на Алтае, в Казахстане и Канаде. Более 90 тысяч марийцев живут в Башкортостане. Также с коми, ханты-манси, карелами. И вот как сделать так, чтобы язык мордовский изучался, например, в Алтайском крае?

IMG_2854.jpg

- Это сложно, наверное...

- Непросто. Аналогичные проблемы возникают и у русского языка – сохранение чистоты языка, правильности его преподавания. Еще одна сторона медали – ЕГЭ. В последние время возникают дискуссии о том, нужно ли вводить ЕГЭ по родным языкам. Есть несколько точек зрения. И часто родители – носители коренного языка высказываются против введения ЕГЭ по национальным языкам, потому на изучение и экзамены тратится много сил и времени. Но ЕГЭ – это практическое явление. И если с математикой, историей и русским языком все понятно, то остается вопрос: на что влияют результаты ЕГЭ по родным языкам? Ради того, чтобы просто сдавать экзамен – это не продуктивно. Нужно исходить из целесообразности практической. Поэтому, я считаю, что нет необходимости вводить ЕГЭ по родным языкам.

Еще один момент – изучение языков в школах, детских садах. Во многих регионах приняты законы о статусе языка: наряду с русским они носят государственный статус. Но в условиях Сыктывкара или Саранска большая часть жителей не являются носителями языка. Например, зачем татарину мордовский язык? Отсюда - негативная реакция, острое отторжение. Более того, ситуация может дойти до обвинений в национализме. Наш опыт показывает, что в вопросе изучения национальных языков нужно быть осторожными и учитывать желания родителей.

IMG_2879.jpg

- То есть изучать национальные языки нужно строго добровольно?

- Разумеется. Но и тут могут возникнуть сложности. Например, мордва делится на две большие группы: мокша и эрзя. Объем отличий составляет около 50%. И временами возникают вопросы ущемления прав национальных меньшинств, когда, например, эрзяне вынуждены изучать мокшанский язык. Также в Коми: есть коми-ижемцы и коми-зыряне. Какой язык им изучать в Сыктывкаре? И говорить следует не только о языках, но и о культуре и традициях, составляя соответствующую программу. Это нормально, когда дети разных национальностей имеют представление о культуре, традициях и языке титульной национальности региона, и могут друг друга хотя бы поприветствовать на местном языке. Но ждать глубокого знания от людей других национальностей мне представляется не совсем правильным.

- Получается дилемма: с одной стороны нужно обеспечить возможность сохранения и изучения, с другой – не навязывать. Есть решения в вашем опыте?

- Это, кажется, присуще финно-угорским народам – мы часто ищем внешние причины своих проблем: нам мешают говорить на своих языках, знать свои культуру, традиции, петь свои песни, читать художественную литературу. Я всегда привожу в пример татар. В Мордовии их меньшинство – всего 5%. Но в селе, где живут татары, в школе изучается татарский язык. Министерство образования делает все, чтобы это было возможно: готовит педагогов в Казани, издает учебники. Есть такая практика и у мордвы, мы готовим учителей мордовских языков для регионов с компактным проживанием мордвы. Более того, регион берет на себя расходы по целевому обучению педагогов по мордовскому языку. И это важно, потому что в условиях ненациональных регионов России подготовить специалистов по мордовскому языку и литературе – в Брянской, например, области, невозможно. Вот эту практику нужно распространять. А в остальном человек должен сам стремиться к своим корням, нам никто языки и руки не завязывает, мы сами должны стремиться знать свои культуру, литературу, историю, язык.

IMG_2928.jpg

Национальная тема – очень острая. И в стремлении сохранить свои язык и культуру нужно быть очень осторожным – не обижать, не оскорблять своими действиями соседей, не вызывать ненависть. В равных условиях все будут равными. Талантливое, настоящее, неподдельное на любом языке вызывает восхищение. Нередко мы, ради того, чтобы оправдать себя, получаемые от государства деньги, гранты, начинаем излишне эксплуатировать национальную тему, ищем в ней то, чего нет и искать не надо. Пока ученые мужи заседают, проводят круглые столы, дискуссии, ищут причины этих конфликтов, большая часть межнациональных конфликтов происходят на бытовом уровне. Вряд ли человек, который торгует на рынке, услышит наши рекомендации. Да, органы власти должны создавать условия для того, чтобы издавались учебники и книги национальных авторов. Вся государственная поддержка должна быть разумной. Здесь должна существовать разумная государственная поддержка.

- В Коми национальный язык обязателен для изучения в школах, в детских садах. Регламентирует это республиканский закон. Нельзя это отрицать – есть масса противников. Буквально недавно президент России высказался о том, что изучение национальных языков не должно идти в ущерб русскому языку. Будет ли в рамках съезда подготовлена какая-то рекомендация к региональным властям по изучению национальных языков?

- У нас тоже были попытки сделать изучение национального языка в школах обязательным. Это далеко не всеми было принято, и не только русскоязычным населением. Президент не случайно сказал, что изучение национальных языков не должно идти в ущерб русскому, мы здесь не должны перебарщивать. Мы – многонациональный народ, Россия создавалась как многонациональное государство. Эта многонациональность – не прихоть, она часто живет с нами в одном доме. И это нормально - знать минимальный набор слов, понимать своего соседа. А дальше – орфографию, синтаксис пусть изучают те, кому это интересно. Съезд – это дискуссионная площадка, диктовать условия местным властям мы не можем. Мы попытаемся услышать друг друга на съезде, выработаем общую резолюцию, которую, надеюсь, услышат уже местные власти.

IMG_2844.jpg

- В качестве одного из решений проблемы сохранения национальных культур и языков называется мода – на знание языка, на использование национальных элементов в повседневности. В Мордовии есть такие примеры?

- В последние годы этническое самосознание повернулось именно в эту сторону. Сейчас коммуникации позволяют не просто изучать, а знать языки. Например, марийцы – родоначальники этнодискотек, потом были коми и мы уже у вас подхватили это. У нас создана целая рок-опера на мордовском языке. Есть целые дизайнерские студии, которые занимаются созданием модной одежды с этническими элементами. И я вижу на женщинах, что это красиво, и их не нужно к этому подталкивать, они сами выбирают, что носить, а молодежь сама выбирает, что им слушать. Это хорошо, но очень непросто. И я думаю – зачем нужна мода? Нужно просто говорить на своем языке, просто носить эту одежду.

- А нужно ли такие проекты поддерживать на государственном уровне, давать им деньги, предоставлять специальные льготы?

- Нужна не только государственная поддержка, но и собственные усилия. Кто тебе должен что-то сделать, чтобы ты говорил на своем родном языке? Этническое сейчас востребовано. Но творчеству в принципе непросто пробиться. Если продукт интересен, сделан талантливо, он будет востребован. Сохранение государственного языка и культуры должно быть задачей не только государства. Когда сама молодежь будет этим заниматься, направлять в это свой талант, тогда это будет востребовано. Полностью рассчитывать на государство нельзя. Пусть они зарабатывают, ведь у нас не получится всех на шею посадить.

- А как зарабатывать?

- Национальный вопрос тесно связан с экономикой, чтобы этника стала модной, должна быть развита экономика. Как только на этнической музыке, одежде, традиционной культуре станет возможным зарабатывать, люди сами потянутся к этому. Промыслы и ремесла развиваются во всех регионах. Но посмотрите, как мы поступаем – сделали выставку – руками ее трогать нельзя. Показали и убрали в запасники. Это неправильно. Все должно быть применимо в быту, все должно продаваться. Мне в Коми подарили иван-чай в чудесном берестяном оформлении. Так вот именно в таком виде я и хочу видеть национальную культуру – это лучшая ее пропаганда. И экономика будет работать. А это уже развитие национального и этнического туризма, который очень слабо разработан у нас. Мы до конца не понимаем, какой это кладезь, какое богатство. Это делать надо не ради отчетов и галочек. Туризм – это экономика, развитие территории, которое можно направить на национальную культуру. Людям хочется общения с природой, с традициями. Они все хотят попробовать на вкус, потрогать, забрать что-то с собой на память. Вот в каком виде нужно развивать традиционную культуру – показывать то, что кормит, поит, одевает.

IMG_2909.jpg

- Почему съезд проводится именно в Коми?

- У вас отлично развиты информационные технологии. Во многом вы первые в этом направлении, у вас очень много делается в образовательной среде поучительного, интересного, что можно реализовать в других регионах. Коми всегда были активным регионом и народом с точки зрения участия в национальных проектах. Движение «Коми войтыр» - одно из старейших и уважаемых, всегда с интересными мыслями. Мы внимательно за ними наблюдаем, с чем-то можно соглашаться, с чем-то – нет. В Саранске съезд Ассоциации финно-угорских народов России проводился дважды. Сейчас мы хотим посмотреть, как в непростых условиях Севера функционируют финно-угорские языки. Думаю, в ходе пленарного заседания и на секциях прозвучит немало интересного. Издательская деятельность у вас тоже очень интересная.

- В ходе съезда в том числе будут избраны новые Совет и председатель. Вы работаете в Ассоциации председателем уже два срока подряд, при этом вы – мэр Саранска. Планируете еще поработать выдвигать свою кандидатуру в Ассоциации еще на один срок?

- Из числа делегатов будет избран Совет – 45 человек, которые как минимум раз в год будут собираться для принятия решений и еще три раза в год собирается Президиум Совета в разных регионах страны. Также пройдут выборы руководящего органа Ассоциации и председателя Совета. Участвовать или нет – решать будет Совет и президиум. Мы это уже обсуждали, и приняли решение, что я буду участвовать. Я не боюсь конкуренции, я по натуре боец. Но эта должность – не почетная обязанность. Что-то прокричать и порвать на себе рубашку недостаточно, нужно найти новую рубашку, а потом идти и стучаться в двери, искать деньги, договариваться с людьми, как на местах, так и на федеральном уровне.

4131

Комментарии (108)

Добавить комментарий
  • А тем временем
    25 сент. 2017 г., 8:40:29
    Ответить
    В школах Коми второклашки строем идут "учить" коми язык, а их родители обивают пороги школ и пишут петиции в отмену обязаловки.
    Когда националисты в КомиМинобразе поймут, что ничего, кроме ненависти к насильственно изучаемому языку, из этого не получится?...
    • тогда-когда
      25 сент. 2017 г., 10:12:42
      Ответить
      мафуны и иные организации, финансируемые из-за рубежа захотят не финансирования, а сохранения культуры и поймут, что культура не только в языке, а в традиционном образе жизни
      • ну дак
        25 сент. 2017 г., 14:33:05
        Ответить
        они это понимают, им это говорили млн раз, но им это не надо, потому что задача не сохранить, а устроить бучу
    • (:- )
      25 сент. 2017 г., 11:17:12
      Ответить
      Соцопрос
      А говорили, что большинство опрошенных родителей двумя руками за изучения коми-языка...
      • А кому-то плевать
        25 сент. 2017 г., 11:37:06
        Ответить
        Что думает большинство родителей.
        Ему нужна провокация.
      • в нашем классе
        26 сент. 2017 г., 12:44:38
        Ответить
        точно
        не большинство
    • А тем времен
      25 сент. 2017 г., 12:18:37
      Ответить
      В школах Коми второклашки строем идут молиться еврейскому богу к попам.
    • Вепс
      25 сент. 2017 г., 12:39:07
      Ответить
      Верно, нет насильственной обязаловке
      Много бы достигли в изучении коми языка если бы не (отм.) нацики в минобразе. Насильно мил не будешь.
    • лолкекчебурек
      26 сент. 2017 г., 9:29:50
      Ответить
      и через 50 лет Коми это будет просто называние республики, в которой живут только русские, а про язык не вспомнит никто. Наприезжали русские на Коми землю, задавили коми толпой и уничтожили и культуру и язык. лень им учить коми...
      • Коми
        26 сент. 2017 г., 12:42:54
        Ответить
        учите коми, русский и какой хотите
        и будет вам счастье. Русские, учите русский, английский, китайский и какой пожелаете. Давайте жить дружно
  • Всё ясно
    25 сент. 2017 г., 9:37:35
    Ответить
    Разделяй и властвуй!
    Разделить коми на ижемцев и устьсысольцев.
    Разделить мордву на мокша и эрзя.
    Разделить Мари на луговых и горных.

    Подкидываю идебю- раздеть русских на диалекты питерских, моковских, брянских, тамбовских....

    Властвуй над гоями и наслаждайся.
    • шокша
      25 сент. 2017 г., 10:14:49
      Ответить
      про нас забыл?
    • (:- )
      25 сент. 2017 г., 11:18:35
      Ответить
      Разделят на 'шок' и 'ша'...
    • уже!
      25 сент. 2017 г., 13:18:55
      Ответить
      Давеча имел неудовольствие познавкомится с товарищем казаком. Щебетал про казачий народ , избранность ихнюю. Не русские мы , не такие как вы!
      • Как звать знакомца? Искандеров?
        25 сент. 2017 г., 16:07:20
        Ответить
        (отм.)такой, обиженный на весь мир, на (отм.)похож?
      • :- )
        25 сент. 2017 г., 18:24:35
        Ответить
        Отмодерированный такой,
        обиженный на весь мир,
        на отмодерированного
        похож...
    • ;- )
      25 сент. 2017 г., 14:21:45
      Ответить
      Конечно, они не-русские!
      Они, произошли сразу от кентавров,
      минуя обезьянию стадию...
  • Я
    25 сент. 2017 г., 9:44:14
    Ответить
    И когда уже наконец-то по петиции будет какое-то решение, когда местные власти откликнуться на просьбу своего народа???
    • ?
      25 сент. 2017 г., 10:15:33
      Ответить
      и что народ то просит? запретить русский?
    • (:- )
      25 сент. 2017 г., 11:19:55
      Ответить
      Либо не тот народ просит,
      либо не того народа власть...
  • Зырянин-язычник
    25 сент. 2017 г., 10:17:26
    Ответить
    Внимание!!!! Народы начнут сталкивать между собой. Наибольшая активность будет в Коми, Татарстане, Башкирии, Чувашии, Якутии, Мордве.
    Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко.

    «Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»
    Гипертрофированная борьба за этническую самобытность провоцирует межнациональную напряженность.

    http://svpressa. ru/online/sptv/180907/



    Народы, НЕ ВЕДИТЕСЬ.
    • (:- )
      25 сент. 2017 г., 11:23:24
      Ответить
      Народы-то не поведутся, но
      и народ можно повести...
  • минус
    25 сент. 2017 г., 10:20:47
    Ответить
    введение принудительного изучения местных языков для ВСЕХ проживающих на территории национальных республик - одна из спецопераций войны против России, направленная на создание атмосферы нетерпимости и розни.
    ответственных за её реализацию - под следствие.
    • Зырянин-язычник
      25 сент. 2017 г., 10:27:31
      Ответить
      И эта мина закладывалась злонамеренно в 2012 году одновременно во всех национальных республиках.
      Теперь кремлевские господари решили её активировать.
      • минус
        25 сент. 2017 г., 10:43:18
        Ответить
        изначально нацмина заложена дедушкой Лениным, первый заряд бахнул развалом СССР.
        очень не хотелось бы увидеть вторую детонацию - последствия будут ещё более катастрофичны, и будут сопровождаться ещё бОльшими потерями.
        • Зырянин-язычник
          25 сент. 2017 г., 10:51:48
          Ответить
          В комуняцкой империи СССР катастрофа случилась не потому, что республик разъбежались.
          А наоборот - разбежались республики потому, что комуняки довели народы до нищеты и катастрофы.

          Сейчас будет тоже самое.
          • кто сказал?
            25 сент. 2017 г., 12:27:44
            Ответить
            коммуняки довели народ до сытости и безделия, а уж потом захотели стать богатыми и настала нищета остальных, ты свои языческие рамсы не передергивай
          • Хм
            25 сент. 2017 г., 12:47:03
            Ответить
            Я что то не слыхал про олигарха язычника зырчнина
            Пенсия у тебя как у Шаймиева? В Союза в РК она была 120 руб и ее хватала с избытком. Теперь в селах без работы сидят, зарплата ниже плинтуса, а пенсией не хватает даже жкх оплатить. Поздравляю, ты в шоколаде.
            • Зыряни-язычник
              25 сент. 2017 г., 12:53:03
              Ответить
              Теперь в селах без работы сидят, зарплата ниже плинтуса, а пенсией не хватает даже жкх оплатить.
              Зато все олигархи путинской россии, все члены или отпрыски верхушки КПСС. )))

              Объем их капитала на втором месте в МИРЕ.)))

              Самый богатый из них- досих пор член КПСС. )))
              • арифметик
                25 сент. 2017 г., 14:34:48
                Ответить
                фиг с ними, с олигархами, их состояния это копейки по сравнению с 2/3 ВВП, ежегодно уплывающими из России
              • (:- )
                25 сент. 2017 г., 17:45:55
                Ответить
                Трамп грозился у российской олигаршни и чиновников поотбирать все активы, что находятся в долларах или американской юрисдикции...
            • Опять
              25 сент. 2017 г., 12:58:07
              Ответить
              По временам мирового энергетического кризиса сохнешь
        • ЕР
          25 сент. 2017 г., 11:33:38
          Ответить
          Путину разпл.нуть победить ленинцев
        • Yuri
          25 сент. 2017 г., 18:01:07
          Ответить
          Не все так просто
          'Зырянин-язычник', видимо, не знает, что американцы недавно рассекретили (через 25 лет) разговоры Ельцына и Буша-старшего по поводу развала 'старого' СССР и нового Союзного договора. Там отчетливо прослеживается, что именно Ельцын отказался от нового договора 'республик свободных', когда понял, что во вновь образованном парламенте большинство мест займут представители Центрально-Азиатских украин: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия...
          • Зырянин-язычник Юрию
            25 сент. 2017 г., 22:13:16
            Ответить
            ПО ДЕЛАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ
            Я знаю, это. И что?
            Причиной развала была нищая экономика и разруха , которую устроили комуняки в стране.

            Ельцин, как истинный комуняка, как бы не хотел, не в силах был удержать оккупированные комуняками республики, даже воооруженными силами.

            Максимум на что хватило сил и денег комуняке Ельцину, это удержать чечню и разгон ЗАКОННО ИЗБРАННОГО ПАРЛАМЕНТА танками.

            Первична экономика , а комуняки паразиты, развалившие не одну страну мира. Запомните уж наконец.

      • Yuri
        25 сент. 2017 г., 18:21:05
        Ответить
        Коллега 'Минус', изначально НацМина закладывалась не 'дедушкой' Лениным. Ленин ратовал за определенную добровольность в создании государства нового типа, именно он 'отпустил' на вольные хлеба Польшу и Финляндию. Впрочем, время было такое, что они и так бы ушли. А вот Иосиф Виссарионович, занимаясь в ЦК ВКПб 'национальным вопросом', уже тогда, видимо, не особо верил в 'пожар мировой революции', предпочитая журавлю в небе синицу в руках. Именно он приложил максимум усилий для 'сколачивания' советского государства из осколков Российской империи, пока Ленин пытался после ранения вернуться в строй...
        • Зырянин-язычник
          25 сент. 2017 г., 22:20:17
          Ответить
          Немецкий агент Ленин и большевики готовы был отдать всё что угодно немцам, лишь бы не воевать.
          Немцы после сами удивлялись насколько продажны были комуняки разбазаривавшие россию.

          А нац вопрос решал Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) который и руководил КРАСНЫЙ террором в россии.
          Он же и оттяпал у зырян часть зырянского края с выходом к морю и отдал Архангельской области.


          Смотри карту 1918 года
          http://4. bp. blogspot. com/-KNYUYEfDSPE/VR5THYarLLI/AAAAAAAAB_s/2zD3dVtwAnA/s1600/12740_original. jpg

          Стукач царской охранки джугашвили грезил мировой революцией и царствованием в нём, потому и напал на финляндию и польшу.
    • (:- )
      25 сент. 2017 г., 11:27:53
      Ответить
      Ну, положим, процесс 'украинизации' в Новороссии начался еще до прихода большевиков. Так же и в 'национальном вопросе' России: корни уходят глубже, чем 2012 год...
      • Зырянин-язычник
        25 сент. 2017 г., 11:33:04
        Ответить
        Корни уходят на глубину нашествия иудо-православных РОМеев.
        И порабощения РУСЬких народов пустынными народами с Северной африки.
        • Моше Шпильман
          25 сент. 2017 г., 15:40:47
          Ответить
          Зырянин - антисемит? Разжигаешь?
          • Зырянин-язычник
            25 сент. 2017 г., 15:45:36
            Ответить
            Говорю как есть. )))
            Разве где-то соврал?

            Или СВЕТ правды оскорб**ет обжигает кого то? )))
      • Гераклид
        25 сент. 2017 г., 14:19:00
        Ответить
        А 'народы моря' там под ногами часом не путались? Делов-то они тоже понавытворяли в свое древнючее время...
        • Зырянин-язычник
          25 сент. 2017 г., 22:23:56
          Ответить
          О народах моря факт.
          Фараоны египта оказались европейской гаплогруппы R1. (((:

          Было ли рабство при постройке пирамид? ))) Артефакты свидетельствуют о том, что был найм работников.
          Евреи говорят , что было рабство.
          Кому верить? )))
  • Ветеран культуры
    25 сент. 2017 г., 11:26:16
    Ответить
    Все финноугры от культуры согласны с руководителями финноугров, что достаточно знать набор слов национального языка. Зачем его вообщеизучать, тратить время и деньги чужие
  • Какое ему
    25 сент. 2017 г., 11:31:01
    Ответить
    дело до нас
    пусть у себя своей мордве указывает
  • Эксперт
    25 сент. 2017 г., 11:51:26
    Ответить
    Считаю, что более - меннее здраво рассуждает по изучению родного языка в республиках. Видимо, повлияло мнение президента по этому вопросу. Что- то не слышно Маркова в последнее время.
    • просто мама
      26 сент. 2017 г., 0:12:08
      Ответить
      у детей уже нервный тик и психоз от этого изучения коми языка. Реагируйте быстрее или давайте коллективно подавать в суды
      • просто мама
        26 сент. 2017 г., 0:13:40
        Ответить
        реагировать прошу власть на петиции людей: давайте изучать просто краеведение историю края, но сам язык без учителей, программ и просто интереса со стороны детей изучать невозможно
        • бабушка
          26 сент. 2017 г., 7:33:57
          Ответить
          согласна!есть такое понятие- факультатив ! По желанию! И не в таком объеме!
          Второклашек - жалко!
          • Предлагаю
            26 сент. 2017 г., 12:57:32
            Ответить
            русский и коми по желанию
            Кому что больше нравится.
  • Шура
    25 сент. 2017 г., 12:06:18
    Ответить
    Не зря Сталин ссылал на север все народы, "Иванов, не помнящих родства" и даже других государств.Никто сюда добровольно в 20 годы не приезжал и никто не звал. Перемешали все народы: культуры, языки, традиции. Получился конгломерат. Жили бы коми себе спокойно без вас великодержавных и спесивых.
    • так то
      25 сент. 2017 г., 12:29:05
      Ответить
      великодержавные у нас только зыряне, получается, спесивые они же
    • 1 23
      25 сент. 2017 г., 12:40:41
      Ответить
      Все города на этой территории не являются национальными, они появились благодаря тем людям которые ссылались и приезжали сюда. Коми это только название территории. Передайте в Вологодскую и Архангельскую губернии и все будет, только без нацвопроса
      • Уже передаем
        25 сент. 2017 г., 12:49:30
        Ответить
        Города построенные заключенными СССР пустеют.
      • (:- )
        25 сент. 2017 г., 14:14:17
        Ответить
        "Снятся людям иногда
        Голубые города,
        у которых названия нет...".
  • /
    25 сент. 2017 г., 12:10:17
    Ответить
    Зам.министра образования, науки и молодежной политики РК Наталья Якимова на сайте Министерства отвечает на вопросы об обязательности изучения коми языка в школах Республики Коми.
    На настоящий момент общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и Законом Республики Коми «О государственных языках Республики Коми», в ст.19 (в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 76-РЗ) которого закреплено: «Государственные коми и русский языки изучаются во всех общеобразовательных учреждениях».

    В ст. 1(1) п. 4 Закона Республики Коми «Об образовании» (в ред. Закона РК от 27.06.2013 № 69-РЗ) закреплена эта норма: «Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством».

    Вопрос о правомерности обязательного изучения коми языка в школах республики рассмотрен Конституционным судом Республики Коми. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми принято решение о том, что обязательное изучение коми языка не противоречит законам Российской Федерации, Республики Коми и не нарушает права обучающихся.

    Изучение коми языка в школах республики осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с федеральным компонентом федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных организаций Российской Федерации.

    Количество учебных часов на изучение русского языка соответствует требованиям вышеуказанных документов и не изменено в сторону уменьшения. Уровень и качество освоения обучающимися русского языка за 2015-2017 годы повысился. Результаты государственной итоговой аттестации: (9 класс – от 4,11 до 4,12 (из 5 баллов); 11 класс - с 65,53 до 68,75 баллов (из 100 баллов). Кроме того, реализация учебного предмета «коми язык» не препятствует реализации права обучающихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана. В Республике Коми стабильное количество школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов.

    В Республике Коми создана разноуровневая система изучения коми языка: 3 часа в неделю изучается коми язык как родной и 2 часа – литературное чтение для обучающихся, изучающих коми язык как родной; 2 часа в неделю – коми язык как государственный. Складывается опыт в школах республики реализации одночасовой учебной программы для изучения коми языка как государственного. Изучение коми языка как государственного направлено на этнокультурное развитие обучающихся. При изучении коми языка как государственного в обязательном порядке используются темы, связанные с культурой Республики Коми, ее традициями и особенностями.

    Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

    В случае выявления в ходе проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки несоответствия деятельности в части изучения коми языка требованиям законодательства об образовании, Министерством будут незамедлительно приняты меры по их устранению.
    • 1 23
      25 сент. 2017 г., 12:31:04
      Ответить
      Наши нацики просто так не сдадутся - ведь надо же бабки отмывать.
    • 1 23
      25 сент. 2017 г., 12:33:29
      Ответить
      Решение КС РК противоречит основной свободе человека - свободе на выбор изучать тот язык на котором говоришь и думаешь. От какого числа это решение КС РК??
      • Тебе кто запрещает
        25 сент. 2017 г., 12:38:54
        Ответить
        Изучать язык на котором ты говоришь и думаешь?
        • 1 23
          25 сент. 2017 г., 12:41:59
          Ответить
          А другой язык зачем навязывать?? Вы у самих коми это спросите - им это меньше всего надо!!
          • Лишенцу
            25 сент. 2017 г., 12:47:39
            Ответить
            Кто тебе навязывал?
            Вот кремлядям и плачься, а не коми-зырянам.

            Не только у коми спрашивали, но и у других народов.
            70% - высказало желание изучать древний язык территории на которой живут.
            • Не коми
              25 сент. 2017 г., 12:52:25
              Ответить
              Циферку в 70% сам придумал? А че не 146%?
              • Опрос 2015 года
                25 сент. 2017 г., 12:55:52
                Ответить
                - Как реагируют родители на предложения обучать детей коми языку с малых лет?

                - В начале этого года мы провели среди родителей мониторинг. Раздали анкеты, где им предлагалось выбрать: они - за изучение коми языка или против. Я была уверена, что большинство будет «за», так и получилось - где-то 70%. До сих пор ведутся разговоры о том, что многие против изучения коми. Почему-то за счет нескольких высказываний в интернете формируется общественное мнение: кто-то высказался против, и уже считается, что все разделяют такую позицию. Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство.

                - А кого анкетировали?

                - Родителей, дети которых уже изучают коми язык. По всем школам. В анкетировании участвовало 2600 человек, то есть 2600 семей. Получилось, что 70% - «за». Из них около 55% ответили, что с удовольствием будут изучать коми язык. Остальные - если есть распоряжение Минобраза, то будут учить. С помощью анкет мы определили и приоритеты в целях улучшения условий обучения. До сих пор одной из проблем остается нехватка учебников в школах. Есть и обращения от родителей. В ближайшее время мы проведем свой мониторинг укомплектованности школ учебниками по коми языку.
                • 1 23
                  25 сент. 2017 г., 13:08:56
                  Ответить
                  Озвучте список: где и кого анкетировали, а то вы рисуете то что в реальной жизни не встретишь
                  • Дд-аа
                    25 сент. 2017 г., 15:37:28
                    Ответить
                    Полный отстой
                    И где вы эти анкеты заполняли, не иначе у оленеводов. Они по русски плохо говорят!
                  • Изьваса
                    25 сент. 2017 г., 15:43:43
                    Ответить
                    Да с этим фейковым голосованием ЗЯшка скачет по всем сайтам. Брехло он обычное.
                    • Роч
                      25 сент. 2017 г., 16:40:00
                      Ответить
                      А разве Изя Вася сам не фейк?
                • Фу
                  25 сент. 2017 г., 15:30:08
                  Ответить
                  Бред какой то
                  Этот опрос учителя коми языка заполняли
                • Зырянин-язычник
                  25 сент. 2017 г., 15:55:55
                  Ответить
                  Все провокаторы отметились? ))
                  А теперь добро пожаловать на сайт ненавистников коми языка.
                  А то из 800 тысяч жителей республики Коми, там всего 1500 шовинистов набралось. )))
                  Даешь 0,02% шовинистов в РК !!!!!!

                  (отм.)
                  • Не тупи, язычник
                    25 сент. 2017 г., 16:00:32
                    Ответить
                    Кто тут где сказал, что он против коми? Протест против навязывания, насильственного изучения коми языка с 7-8 лет.
                    Зачем я, русский в энном поколении, должен учить чужой мне язык?
                    • правда
                      25 сент. 2017 г., 16:23:57
                      Ответить
                      ПРОТИВ ЯЗЫКА НАРОДА значит против этого народа. Жажда всех победить уничтожит вас.
                • Родитель
                  25 сент. 2017 г., 15:57:18
                  Ответить
                  Опрос проводили среди работников Минобраза и Миннаца + учителей коми языка подтянули?)
                  Из нашего класса только родители только 2 детей сказали на собрании, что они не против коми (заметьте, они не ЗА, они не против). Остальные 20 человек категорически против.
                  А школе деваться некуда - по программе есть коми - обязаны учить.
                  Кому только такая учеба нужна? Я лично своего ребенка никак стимулировать учить коми не намерен, наказывать и ругать за оценки- тоже, делать домашние задания тем более заставлять не буду. Будет тупо отсиживать 2 часа в неделю.
                  • Бабушка
                    26 сент. 2017 г., 7:42:47
                    Ответить
                    Жалко времени. Впустую это... Не пригодится.А еще три года мучений впереди!
              • Левша
                25 сент. 2017 г., 15:41:43
                Ответить
                Цифры любые нарисовать можно
                По факту и опроса никакого не было. Полная брехня. В Сыке сущесвует целое министерство бездельников и дармоедов, получающих неплохие деньги за бредовые идеи тотального изучения коми языка. Вот и прут напролом.
  • Гражданин пока существующей страны
    25 сент. 2017 г., 12:56:36
    Ответить
    Многонациональность России может стать одной из причин гибели страны.
    • !
      25 сент. 2017 г., 13:10:11
      Ответить
      Шовинизм ксенофобия точно до добра не доведут
    • Ветеран
      25 сент. 2017 г., 13:51:16
      Ответить
      Мы должны показать этому проклятому агрессивному миру единство нации, а не сброд, иначе совсем обарзеют
  • Мама
    25 сент. 2017 г., 13:27:54
    Ответить
    Красивый язык и уроки интересные!
    • 1 23
      25 сент. 2017 г., 14:29:57
      Ответить
      Неужели вы бы отказались факультативно его учить??
    • Сын
      25 сент. 2017 г., 15:32:09
      Ответить
      А мне этот язык вообще не нравится
      Мама, ты его не знаешь, а меня учить заставляют. Учите его сами. Кто это придумал
      • ))
        25 сент. 2017 г., 16:26:13
        Ответить
        какая страна, такие и сыны. Все прикидывает, что выгодней)))
  • Зырянин-язычник
    25 сент. 2017 г., 15:12:18
    Ответить
    Всё как по часам. ТАТАРСТАН, КОМИ, БАШКИРИЯ ,ЧУВАШИЯ, ЯКУТИЯ- будут раскачивать на национальные конфликты.
    15:04, 25 сентября 2017
    Владимира Путина призывают защитить татарский язык

    С такой просьбой к президенту обратились писатели Татарстана.

    Поводом для беспокойства послужила дискуссия вокруг преподавания татарского языка в школах Татарстана после появления поручения президента о добровольной основе изучения языков республик. В случае его исключения из числа обязательных предметов возникнет ощущение второстепенности и ненужности. И в дальнейшем татарский язык будет вытесняться из государственных учреждений и театров, опасаются авторы письма к Владимиру Путину. Инициаторами обращения стали молодые писатели Татарстана, их поддержали старшие коллеги.

    Как отметил заслуженный деятель искусств Татарстана Ркаил Зайдулла, в России чужих культур нет. Всего под обращением 60 подписей — писателей, поэтов, драматургов и литературных критиков. Копии письма президенту направлены генпрокурору Юрию Чайке и главе Татарстана Рустаму Минниханову. Ранее русскоязычные родители начали подавать заявления в школы республики об отказе от изучения их детьми татарского языка.
    • 1 23
      25 сент. 2017 г., 15:18:12
      Ответить
      Обязаловка стоит только на ощущении ненужности?? Вопрос в самосознании именно представителей этих народов и народностей. Научитесь уважать русский народ, тогда вас тоже будут уважать, все взаимно
      • !
        25 сент. 2017 г., 15:32:15
        Ответить
        А что знают шовиняки ксенофобы про уважение
      • Хм
        25 сент. 2017 г., 15:35:11
        Ответить
        А ведь верно сказал
        Учитесь уважать друг друга. Как раньше говорили " от битой коровы - молока не жди". Хотите, чтобы изучали этот язык, уважайте русский!
        • Вот именно
          25 сент. 2017 г., 16:08:18
          Ответить
          Весь мир надо заставить уважать русский
          • рассмешил
            25 сент. 2017 г., 16:15:33
            Ответить
            русские фашики все такие тупые?
        • :-(
          25 сент. 2017 г., 17:40:54
          Ответить
          Боюсь спросить, 'весь мир заставить' - это и Китай тоже? Все полтора миллиарда? Какими силами и средствами заставлять будем?
      • 1984
        25 сент. 2017 г., 16:05:37
        Ответить
        «Неважно, идет ли война на самом деле, и, поскольку решительной победы быть не может, неважно, хорошо идут дела на фронте или худо. Нужно одно: находиться в состоянии войны.»
        • Зырянин-язычник 1984
          25 сент. 2017 г., 16:22:05
          Ответить
          Именно
          (отм.) нужна гражданская война, чтобы скрыть свои преступления.

          Как уже видим разжигание на национальных, социальных , религиозных конфликтах.
        • :-(
          25 сент. 2017 г., 16:37:54
          Ответить
          Им война-то не больно нужна, но от 'майдана' не отказались бы: побузили б с 'малой' кровью, поменяли начальника в Кремле и - дальше воровать...
  • ПРАВДА
    25 сент. 2017 г., 16:15:06
    Ответить
    Столько бабла потратят, чтобы уговорить нац. меньшинство отказаться от государственного статуса родного языка в пользу русского. Тут важны даже маленькие победы, вода камень точит. Каждый день призывать людей уважать государственные интересы, а не местные... и наступит та великая победа.
    Многие уже сдались, т.к. в сердце страх и паника. Жуткий пример- борьба православных за царя и против "Матильды" любыми средствами
    • Такими?
      25 сент. 2017 г., 16:18:58
      Ответить
      Камнеточками действовать призываешь?
      Лидер организации «Христианское государство» Александр Калинин уже был судим за убийство, разбой и подделку документов.
      Об этом сообщает РИА со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Как утверждает собеседник агентства, в 2002 году Калинин был приговорён Норильским судом к 8 годам лишения свободы.
      • (:- )
        25 сент. 2017 г., 16:40:00
        Ответить
        Наидостойнейший сыне
        "христианского государства"!
    • Неправда
      27 сент. 2017 г., 12:09:35
      Ответить
      А зачем отказываться от статуса государственного языка? Только вопрос, каким из государственных языков владеть, граждане должны решать самостоятельно и добровольно. Чиновникам доплачивать за знание обоих госязыков - и все.
  • Похмеляют русский народ
    25 сент. 2017 г., 16:52:45
    Ответить
    Движения вокруг национальных языков похожи на часть предвыборной кампании Путина. Цель привлечь голоса фашиствующей толпы. События на юго-востоке Украины показали эффективность заигрывания с электоратом, поддерживающим "русский мир". Все помнят то ощущение опьянённости, что царило в стране 2-3 года назад.
  • Недавно
    25 сент. 2017 г., 19:29:49
    Ответить
    Путин публично предупредил губернаторов о недопустимости принудительно изучать нацязыки. Гапликов не слышал?
  • Потомок первых предков русских
    25 сент. 2017 г., 20:41:56
    Ответить
    об изучении языков
    Никто и никого не может заставить изучать иные языки (татарский, башкирский, коми и др.) Тот кто не желает учить эти языки, может воспользоваться конституционным правом выбора места жительства. Есть же регионы, где изучается только русский язык.
    • Зырянин-язычник
      25 сент. 2017 г., 22:26:13
      Ответить
      Есть регионы, где даже балачку изучают ОБЯЗАТЕЛЬНО все 11 классов и намного больше часов, чем коми язык. )))
    • Ирина
      26 сент. 2017 г., 7:54:00
      Ответить
      Лукавите, "потомок"!
      Дети учат язык, на котором не говорят родители! И окружающее общество!
      Три года насильного обучения- и свобода!
    • 1 23
      26 сент. 2017 г., 8:38:44
      Ответить
      Это зырянин опять перекрасился?? Ты реально представляешь, что пишешь?? Еще раз - все города на этой территории не ЯВЛЯЮТСЯ коми, то есть у тебя есть исконное право вернуться в деревню, по месту говорения!!
      • )))
        26 сент. 2017 г., 8:52:00
        Ответить
        Се гарада руськие тута, это я гаварю - 123, зьначить так и есь...))))
      • Шура
        26 сент. 2017 г., 12:21:31
        Ответить
        123
        Что ты лепишь чепуху?! Города на чей земле построены?! А деревни кто разорил своими геологоразведками, нефтеразливами и нефтескважинами. Куда возвращаться, сотни деревень стерты...
        • 1 23
          26 сент. 2017 г., 14:25:48
          Ответить
          Шура -это тебе дедушка Ленин нарисовал и сказал тебе что это твоя земля, до этого это были Вологодская и Архангельская губерния. Можно конечно долго спорить по поводу твоего образования, но если проехаться по Северо-Западу не с закрытыми глазами, то все Коми "особенности" просто курам на смех и возникает вполне резонный вопрос "Кто на раздувании этих "особенностей" руки греет?
          • ?
            26 сент. 2017 г., 16:07:51
            Ответить
            В Германии все построили турки и чо? а в Эмиратах местные вообще только контролируют. Вам повезло с терпеливыми хозяевами этой земли))
        • 321
          27 сент. 2017 г., 12:11:08
          Ответить
          Да завоевали "твою" землю еще при Иване Третьем, уймись.
  • Валентина
    30 сент. 2017 г., 16:58:43
    Ответить
    Здравые мысли у руководителя ассоциации по поводу принудительного изучения национальных языков. Хотелось бы, чтобы побольше было такого аккуратного и взвешенного подхода. Тем, кто против принудительного изучения коми языка, предлагаю подписать петицию ( Наберите в поисковике - петиция о принудительном изучении коми языка в адрес Госсовета Коми)) Сейчас активно обсуждается эта тема, в том числе на правительственном уровне, требуется еще 800 голосов!) Не ограничивайтесь комментариями здесь, проявляйте свою гражданскую позицию как можно активнее!