Председатель АФУН Петр Тултаев: «В стремлении сохранить свои язык и культуру важно не обижать соседей»
VI съезд Ассоциации финно-угорских народов России пройдет в Коми 27-30 сентября. В Сыктывкаре соберутся около 350 делегатов и экспертов со всей России. О том, какую повестку готовит Ассоциация к съезду, почему нельзя вводить обязательное изучение национальных языков повсеместно, что участники съезда рассчитывают увидеть в Коми и как сделать культуру малых народов популярной, в интервью БНК рассказал председатель Ассоциации, мэр Саранска, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Петр Тултаев.
- Какие вопросы планируется поднять, какие острые темы актуальны для представителей финно-угорских народов России?
- Все вопросы на поверхности, они известны и часто очень болезненны для малых народов. Это вопросы сохранения и развития языков, культуры, традиций. Наша страна не просто многонациональна, а очень многонациональна. Так сложилось исторически. С одной стороны, это достояние страны. С другой возникает множество вопросов: как в условиях многонациональности сделать так, чтобы языки малых народов сохранялись, чтобы языки изучались, преподавались в школах, в детских садах и вузах. И здесь не всегда все получается, не от того, что кто-то против. А от того, что весьма непросто коми языку, марийскому, удмуртскому или языку вепсов находить себе применение в деловой сфере. Чтобы язык хорошо функционировал в деловой сфере, на нем нужно говорить, писать, люди должны быть подготовлены. При всем том, что в каждом регионе очень много делается для изучения языков в сфере информационных технологий, как, например, в Коми, в Удмуртии и Марий Эл, где созданы и развиваются электронные словари, наши народы одни из немногих, которые расположены дисперсно. Для справки: большая часть мордвы живет за пределами Мордовии. Больше всего в Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, на Алтае, в Казахстане и Канаде. Более 90 тысяч марийцев живут в Башкортостане. Также с коми, ханты-манси, карелами. И вот как сделать так, чтобы язык мордовский изучался, например, в Алтайском крае?
- Это сложно, наверное...
- Непросто. Аналогичные проблемы возникают и у русского языка – сохранение чистоты языка, правильности его преподавания. Еще одна сторона медали – ЕГЭ. В последние время возникают дискуссии о том, нужно ли вводить ЕГЭ по родным языкам. Есть несколько точек зрения. И часто родители – носители коренного языка высказываются против введения ЕГЭ по национальным языкам, потому на изучение и экзамены тратится много сил и времени. Но ЕГЭ – это практическое явление. И если с математикой, историей и русским языком все понятно, то остается вопрос: на что влияют результаты ЕГЭ по родным языкам? Ради того, чтобы просто сдавать экзамен – это не продуктивно. Нужно исходить из целесообразности практической. Поэтому, я считаю, что нет необходимости вводить ЕГЭ по родным языкам.
Еще один момент – изучение языков в школах, детских садах. Во многих регионах приняты законы о статусе языка: наряду с русским они носят государственный статус. Но в условиях Сыктывкара или Саранска большая часть жителей не являются носителями языка. Например, зачем татарину мордовский язык? Отсюда - негативная реакция, острое отторжение. Более того, ситуация может дойти до обвинений в национализме. Наш опыт показывает, что в вопросе изучения национальных языков нужно быть осторожными и учитывать желания родителей.
- То есть изучать национальные языки нужно строго добровольно?
- Разумеется. Но и тут могут возникнуть сложности. Например, мордва делится на две большие группы: мокша и эрзя. Объем отличий составляет около 50%. И временами возникают вопросы ущемления прав национальных меньшинств, когда, например, эрзяне вынуждены изучать мокшанский язык. Также в Коми: есть коми-ижемцы и коми-зыряне. Какой язык им изучать в Сыктывкаре? И говорить следует не только о языках, но и о культуре и традициях, составляя соответствующую программу. Это нормально, когда дети разных национальностей имеют представление о культуре, традициях и языке титульной национальности региона, и могут друг друга хотя бы поприветствовать на местном языке. Но ждать глубокого знания от людей других национальностей мне представляется не совсем правильным.
- Получается дилемма: с одной стороны нужно обеспечить возможность сохранения и изучения, с другой – не навязывать. Есть решения в вашем опыте?
- Это, кажется, присуще финно-угорским народам – мы часто ищем внешние причины своих проблем: нам мешают говорить на своих языках, знать свои культуру, традиции, петь свои песни, читать художественную литературу. Я всегда привожу в пример татар. В Мордовии их меньшинство – всего 5%. Но в селе, где живут татары, в школе изучается татарский язык. Министерство образования делает все, чтобы это было возможно: готовит педагогов в Казани, издает учебники. Есть такая практика и у мордвы, мы готовим учителей мордовских языков для регионов с компактным проживанием мордвы. Более того, регион берет на себя расходы по целевому обучению педагогов по мордовскому языку. И это важно, потому что в условиях ненациональных регионов России подготовить специалистов по мордовскому языку и литературе – в Брянской, например, области, невозможно. Вот эту практику нужно распространять. А в остальном человек должен сам стремиться к своим корням, нам никто языки и руки не завязывает, мы сами должны стремиться знать свои культуру, литературу, историю, язык.
Национальная тема – очень острая. И в стремлении сохранить свои язык и культуру нужно быть очень осторожным – не обижать, не оскорблять своими действиями соседей, не вызывать ненависть. В равных условиях все будут равными. Талантливое, настоящее, неподдельное на любом языке вызывает восхищение. Нередко мы, ради того, чтобы оправдать себя, получаемые от государства деньги, гранты, начинаем излишне эксплуатировать национальную тему, ищем в ней то, чего нет и искать не надо. Пока ученые мужи заседают, проводят круглые столы, дискуссии, ищут причины этих конфликтов, большая часть межнациональных конфликтов происходят на бытовом уровне. Вряд ли человек, который торгует на рынке, услышит наши рекомендации. Да, органы власти должны создавать условия для того, чтобы издавались учебники и книги национальных авторов. Вся государственная поддержка должна быть разумной. Здесь должна существовать разумная государственная поддержка.
- В Коми национальный язык обязателен для изучения в школах, в детских садах. Регламентирует это республиканский закон. Нельзя это отрицать – есть масса противников. Буквально недавно президент России высказался о том, что изучение национальных языков не должно идти в ущерб русскому языку. Будет ли в рамках съезда подготовлена какая-то рекомендация к региональным властям по изучению национальных языков?
- У нас тоже были попытки сделать изучение национального языка в школах обязательным. Это далеко не всеми было принято, и не только русскоязычным населением. Президент не случайно сказал, что изучение национальных языков не должно идти в ущерб русскому, мы здесь не должны перебарщивать. Мы – многонациональный народ, Россия создавалась как многонациональное государство. Эта многонациональность – не прихоть, она часто живет с нами в одном доме. И это нормально - знать минимальный набор слов, понимать своего соседа. А дальше – орфографию, синтаксис пусть изучают те, кому это интересно. Съезд – это дискуссионная площадка, диктовать условия местным властям мы не можем. Мы попытаемся услышать друг друга на съезде, выработаем общую резолюцию, которую, надеюсь, услышат уже местные власти.
- В качестве одного из решений проблемы сохранения национальных культур и языков называется мода – на знание языка, на использование национальных элементов в повседневности. В Мордовии есть такие примеры?
- В последние годы этническое самосознание повернулось именно в эту сторону. Сейчас коммуникации позволяют не просто изучать, а знать языки. Например, марийцы – родоначальники этнодискотек, потом были коми и мы уже у вас подхватили это. У нас создана целая рок-опера на мордовском языке. Есть целые дизайнерские студии, которые занимаются созданием модной одежды с этническими элементами. И я вижу на женщинах, что это красиво, и их не нужно к этому подталкивать, они сами выбирают, что носить, а молодежь сама выбирает, что им слушать. Это хорошо, но очень непросто. И я думаю – зачем нужна мода? Нужно просто говорить на своем языке, просто носить эту одежду.
- А нужно ли такие проекты поддерживать на государственном уровне, давать им деньги, предоставлять специальные льготы?
- Нужна не только государственная поддержка, но и собственные усилия. Кто тебе должен что-то сделать, чтобы ты говорил на своем родном языке? Этническое сейчас востребовано. Но творчеству в принципе непросто пробиться. Если продукт интересен, сделан талантливо, он будет востребован. Сохранение государственного языка и культуры должно быть задачей не только государства. Когда сама молодежь будет этим заниматься, направлять в это свой талант, тогда это будет востребовано. Полностью рассчитывать на государство нельзя. Пусть они зарабатывают, ведь у нас не получится всех на шею посадить.
- А как зарабатывать?
- Национальный вопрос тесно связан с экономикой, чтобы этника стала модной, должна быть развита экономика. Как только на этнической музыке, одежде, традиционной культуре станет возможным зарабатывать, люди сами потянутся к этому. Промыслы и ремесла развиваются во всех регионах. Но посмотрите, как мы поступаем – сделали выставку – руками ее трогать нельзя. Показали и убрали в запасники. Это неправильно. Все должно быть применимо в быту, все должно продаваться. Мне в Коми подарили иван-чай в чудесном берестяном оформлении. Так вот именно в таком виде я и хочу видеть национальную культуру – это лучшая ее пропаганда. И экономика будет работать. А это уже развитие национального и этнического туризма, который очень слабо разработан у нас. Мы до конца не понимаем, какой это кладезь, какое богатство. Это делать надо не ради отчетов и галочек. Туризм – это экономика, развитие территории, которое можно направить на национальную культуру. Людям хочется общения с природой, с традициями. Они все хотят попробовать на вкус, потрогать, забрать что-то с собой на память. Вот в каком виде нужно развивать традиционную культуру – показывать то, что кормит, поит, одевает.
- Почему съезд проводится именно в Коми?
- У вас отлично развиты информационные технологии. Во многом вы первые в этом направлении, у вас очень много делается в образовательной среде поучительного, интересного, что можно реализовать в других регионах. Коми всегда были активным регионом и народом с точки зрения участия в национальных проектах. Движение «Коми войтыр» - одно из старейших и уважаемых, всегда с интересными мыслями. Мы внимательно за ними наблюдаем, с чем-то можно соглашаться, с чем-то – нет. В Саранске съезд Ассоциации финно-угорских народов России проводился дважды. Сейчас мы хотим посмотреть, как в непростых условиях Севера функционируют финно-угорские языки. Думаю, в ходе пленарного заседания и на секциях прозвучит немало интересного. Издательская деятельность у вас тоже очень интересная.
- В ходе съезда в том числе будут избраны новые Совет и председатель. Вы работаете в Ассоциации председателем уже два срока подряд, при этом вы – мэр Саранска. Планируете еще поработать выдвигать свою кандидатуру в Ассоциации еще на один срок?
- Из числа делегатов будет избран Совет – 45 человек, которые как минимум раз в год будут собираться для принятия решений и еще три раза в год собирается Президиум Совета в разных регионах страны. Также пройдут выборы руководящего органа Ассоциации и председателя Совета. Участвовать или нет – решать будет Совет и президиум. Мы это уже обсуждали, и приняли решение, что я буду участвовать. Я не боюсь конкуренции, я по натуре боец. Но эта должность – не почетная обязанность. Что-то прокричать и порвать на себе рубашку недостаточно, нужно найти новую рубашку, а потом идти и стучаться в двери, искать деньги, договариваться с людьми, как на местах, так и на федеральном уровне.
Комментарии (108)
Когда националисты в КомиМинобразе поймут, что ничего, кроме ненависти к насильственно изучаемому языку, из этого не получится?...
Разделить мордву на мокша и эрзя.
Разделить Мари на луговых и горных.
Подкидываю идебю- раздеть русских на диалекты питерских, моковских, брянских, тамбовских....
Властвуй над гоями и наслаждайся.
обиженный на весь мир,
на отмодерированного
похож...
Они, произошли сразу от кентавров,
минуя обезьянию стадию...
либо не того народа власть...
«Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»
Гипертрофированная борьба за этническую самобытность провоцирует межнациональную напряженность.
http://svpressa. ru/online/sptv/180907/
Народы, НЕ ВЕДИТЕСЬ.
и народ можно повести...
ответственных за её реализацию - под следствие.
очень не хотелось бы увидеть вторую детонацию - последствия будут ещё более катастрофичны, и будут сопровождаться ещё бОльшими потерями.
Сейчас будет тоже самое.
Объем их капитала на втором месте в МИРЕ.)))
Самый богатый из них- досих пор член КПСС. )))
Причиной развала была нищая экономика и разруха , которую устроили комуняки в стране.
Ельцин, как истинный комуняка, как бы не хотел, не в силах был удержать оккупированные комуняками республики, даже воооруженными силами.
Максимум на что хватило сил и денег комуняке Ельцину, это удержать чечню и разгон ЗАКОННО ИЗБРАННОГО ПАРЛАМЕНТА танками.
Первична экономика , а комуняки паразиты, развалившие не одну страну мира. Запомните уж наконец.
А нац вопрос решал Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) который и руководил КРАСНЫЙ террором в россии.
Он же и оттяпал у зырян часть зырянского края с выходом к морю и отдал Архангельской области.
Смотри карту 1918 года
http://4. bp. blogspot. com/-KNYUYEfDSPE/VR5THYarLLI/AAAAAAAAB_s/2zD3dVtwAnA/s1600/12740_original. jpg
Стукач царской охранки джугашвили грезил мировой революцией и царствованием в нём, потому и напал на финляндию и польшу.
Или СВЕТ правды оскорб**ет обжигает кого то? )))
Было ли рабство при постройке пирамид? ))) Артефакты свидетельствуют о том, что был найм работников.
Евреи говорят , что было рабство.
Кому верить? )))
Второклашек - жалко!
Голубые города,
у которых названия нет...".
В ст. 1(1) п. 4 Закона Республики Коми «Об образовании» (в ред. Закона РК от 27.06.2013 № 69-РЗ) закреплена эта норма: «Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством».
Вопрос о правомерности обязательного изучения коми языка в школах республики рассмотрен Конституционным судом Республики Коми. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми принято решение о том, что обязательное изучение коми языка не противоречит законам Российской Федерации, Республики Коми и не нарушает права обучающихся.
Изучение коми языка в школах республики осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с федеральным компонентом федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных организаций Российской Федерации.
Количество учебных часов на изучение русского языка соответствует требованиям вышеуказанных документов и не изменено в сторону уменьшения. Уровень и качество освоения обучающимися русского языка за 2015-2017 годы повысился. Результаты государственной итоговой аттестации: (9 класс – от 4,11 до 4,12 (из 5 баллов); 11 класс - с 65,53 до 68,75 баллов (из 100 баллов). Кроме того, реализация учебного предмета «коми язык» не препятствует реализации права обучающихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана. В Республике Коми стабильное количество школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов.
В Республике Коми создана разноуровневая система изучения коми языка: 3 часа в неделю изучается коми язык как родной и 2 часа – литературное чтение для обучающихся, изучающих коми язык как родной; 2 часа в неделю – коми язык как государственный. Складывается опыт в школах республики реализации одночасовой учебной программы для изучения коми языка как государственного. Изучение коми языка как государственного направлено на этнокультурное развитие обучающихся. При изучении коми языка как государственного в обязательном порядке используются темы, связанные с культурой Республики Коми, ее традициями и особенностями.
Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
В случае выявления в ходе проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки несоответствия деятельности в части изучения коми языка требованиям законодательства об образовании, Министерством будут незамедлительно приняты меры по их устранению.
Не только у коми спрашивали, но и у других народов.
70% - высказало желание изучать древний язык территории на которой живут.
- В начале этого года мы провели среди родителей мониторинг. Раздали анкеты, где им предлагалось выбрать: они - за изучение коми языка или против. Я была уверена, что большинство будет «за», так и получилось - где-то 70%. До сих пор ведутся разговоры о том, что многие против изучения коми. Почему-то за счет нескольких высказываний в интернете формируется общественное мнение: кто-то высказался против, и уже считается, что все разделяют такую позицию. Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство.
- А кого анкетировали?
- Родителей, дети которых уже изучают коми язык. По всем школам. В анкетировании участвовало 2600 человек, то есть 2600 семей. Получилось, что 70% - «за». Из них около 55% ответили, что с удовольствием будут изучать коми язык. Остальные - если есть распоряжение Минобраза, то будут учить. С помощью анкет мы определили и приоритеты в целях улучшения условий обучения. До сих пор одной из проблем остается нехватка учебников в школах. Есть и обращения от родителей. В ближайшее время мы проведем свой мониторинг укомплектованности школ учебниками по коми языку.
А то из 800 тысяч жителей республики Коми, там всего 1500 шовинистов набралось. )))
Даешь 0,02% шовинистов в РК !!!!!!
(отм.)
Зачем я, русский в энном поколении, должен учить чужой мне язык?
Из нашего класса только родители только 2 детей сказали на собрании, что они не против коми (заметьте, они не ЗА, они не против). Остальные 20 человек категорически против.
А школе деваться некуда - по программе есть коми - обязаны учить.
Кому только такая учеба нужна? Я лично своего ребенка никак стимулировать учить коми не намерен, наказывать и ругать за оценки- тоже, делать домашние задания тем более заставлять не буду. Будет тупо отсиживать 2 часа в неделю.
Владимира Путина призывают защитить татарский язык
С такой просьбой к президенту обратились писатели Татарстана.
Поводом для беспокойства послужила дискуссия вокруг преподавания татарского языка в школах Татарстана после появления поручения президента о добровольной основе изучения языков республик. В случае его исключения из числа обязательных предметов возникнет ощущение второстепенности и ненужности. И в дальнейшем татарский язык будет вытесняться из государственных учреждений и театров, опасаются авторы письма к Владимиру Путину. Инициаторами обращения стали молодые писатели Татарстана, их поддержали старшие коллеги.
Как отметил заслуженный деятель искусств Татарстана Ркаил Зайдулла, в России чужих культур нет. Всего под обращением 60 подписей — писателей, поэтов, драматургов и литературных критиков. Копии письма президенту направлены генпрокурору Юрию Чайке и главе Татарстана Рустаму Минниханову. Ранее русскоязычные родители начали подавать заявления в школы республики об отказе от изучения их детьми татарского языка.
Как уже видим разжигание на национальных, социальных , религиозных конфликтах.
Многие уже сдались, т.к. в сердце страх и паника. Жуткий пример- борьба православных за царя и против "Матильды" любыми средствами
Об этом сообщает РИА со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Как утверждает собеседник агентства, в 2002 году Калинин был приговорён Норильским судом к 8 годам лишения свободы.
"христианского государства"!
Дети учат язык, на котором не говорят родители! И окружающее общество!
Три года насильного обучения- и свобода!