Начальник Центра фотовидеофиксации МВД по Коми: «В республике установят 77 автоматических систем фотовидеофикации»
«Письма счастья» от ГИБДД не дают покоя многим водителям республики. Превышение скорости, проезд за «стоп»-линию, парковка в неположенном месте – ничего не скрыть от «всевидящего ока». В социальных сетях есть даже группы, в которых водители делятся информацией, где установлены треноги-радары. Автолюбители по-своему стараются избавиться от фиксации, например, недавно закрасили краской окно антивандального ящика, в котором установлен комплекс. За подобные деяния предусмотрена ответственность, стоимость испорченного комплекса заметно «ударит» по карману хулигана. Корреспонденты БНК поговорили с начальником Центра фотовидеофиксации МВД по Республике Коми Александром Тихомировым о работе систем автоматической фиксации и ожидаемых нововведениях.
- Все передвижные системы фотовидеофиксации хотели передать в руки дорожников, чтобы разгрузить инспекторов. Кто сейчас их расставляет и обслуживает?
- Ещё в 2013 году на федеральном уровне на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений было принято решение о передаче всех стоящих на балансе МВД комплексов фотовидеофиксации в собственность субъектов.
В нашей республике передвижные комплексы фотовидеофиксации (КРИС-П и «Арена») сегодня устанавливают сотрудники ГКУ РК «Дорожный контроль», прошедшие соответствующее обучение, наделенные этими полномочиями уставными документами. Проблем по взаимодействию не существует, приборы ежедневно выставляются на дорогах республики.
- В некоторых регионах России, например в Липецкой области, КРИС-П отдали в частные руки. Планируется ли подобное у нас в республике?
- Действительно, в ряде регионов России применяются различные формы государственно-частного партнёрства в области использования средств фотовидеофиксации, но у нас в республике всё в исключительной компетенции государственных органов.
- Каким образом теперь строится работа с выявлением нарушителей на дорогах?
- В соответствии с действующим законодательством выносить постановления об административных правонарушениях в области дорожного движения, то есть назначать наказания, в том числе в виде штрафов, имеют право сотрудники Госавтоинспекции. Поэтому все материалы фотофиксации, полученные как стационарными, так передвижными и мобильными комплексами, поступают на обработку в Центр фотовидеофиксации, где сотрудниками изучаются и только после этого выносятся соответствующие постановления о назначении штрафа.
В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях РФ, все такие постановления направляются собственнику автомобиля заказным почтовым отправлением по месту регистрации транспортного средства.
- Есть ли различия в системах фотовидеофиксации?
- Мы работаем с тремя типами систем – передвижные, мобильные и стационарные. Передвижные, то есть КРИС-П и «Арены», фиксируют превышения скорости. Мобильные – «Парконы» - выявляют нарушения правил остановки и стоянки. И стационарные системы – «VOCORD» и «СКАТ» - фиксируют целый спектр нарушений: превышение скорости, выезд на встречную полосу, пересечение «стоп»-линии на запрещающий сигнал светофора, также они отслеживают трафик транспортных средств в режиме онлайн.
- Сколько всего в республике приборов фотовидеофиксации?
- В настоящее время на территории Коми для выявления нарушений ПДД в автоматическом режиме используются два стационарных комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения («VOCORD» - 17 рубежей контроля, «СКАТ» - один), два мобильных комплекса «Паркон» и 35 передвижных комплексов («Арена» – 15 штук, КРИС-П – 20 штук)
Активно проводится работа по расширению систем фотовидеофиксации на территории Республики Коми, а именно: внедрению новых 77 стационарных рубежей контроля, причем четыре из них планируется ввести в эксплуатацию в Ухте уже в нынешнем году. Также рассматривается вопрос по строительству рубежей фотовидеофиксации в Воркуте, Усинске, Печоре.
Параллельно ведутся работы по внедрению новых типов стационарных комплексов, ранее не применявшихся в Республике Коми, таких как: безрадарная система определения скорости движения машин, фиксация нарушений по непредоставлению преимущества в движении пешеходам, осуществление весо-габаритного контроля за движением грузовых автомобилей.
- Одна из самых «напряженных» трасс в республике – это «Вятка». Планируется ли там установить комплексы?
- Помимо передвижных комплексов, которые ежедневно выставляются в республике на всем протяжении федеральной автодороги «Чебоксары – Сыктывкар», планируется установить порядка десяти дополнительных стационарных комплексов.
- Бывают ли погрешности в работе приборов? Как часто водители приходят отстаивать свою правоту?
- Применяемые на территории республики приборы фотовидеофиксации имеют погрешность измерения скорости не более двух километров в час. Данная погрешность учитывается при вынесении постановления, поэтому «письма счастья» получают только те водители, которые превысили установленную скорость с учетом погрешности.
Как и любое технически сложное устройство, комплексы фотовидеофиксации крайне редко, но могут давать сбои. Например, номер был залеплен грязью и система «считала» его неправильно. За более чем пять лет работы Центра фотовидеофиксации таких случаев было немного.
В случае несогласия с постановлением, собственник транспортного средства имеет право обратиться с жалобой либо к вышестоящему должностному лицу, например ко мне, либо в суд.
По нашей оценке, обжалуется около 1% вынесенных постановлений, причём основные причины – это когда машиной управляли родственники или знакомые водителя, а также при продаже автомобиля, в случае, когда новый собственник своевременно не поставил его на учёт, вследствие чего постановления приходят предыдущему владельцу.
- В интернете популярны различные наклейки, которые скрывают номер от радара. Попадались ли наши водители на таких ухищрениях?
- К счастью, в нашей республике такая практика широкого распространения не получила, отмечены лишь единичные случаи. Хотелось бы напомнить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за такие «ухищрения» в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишения права управления транспортными средствами.
Все такие наклейки больше фикция, наша система всегда видела цифры, да, возможно менее четко, но различимо. Были случаи, когда подкрашивали буквы, меняя их, но и такие методы не имеют успеха. Мы сверяем транспортное средство не только по государственному регистрационному знаку, но и по целому ряду других аспектов. Все такие умельцы были найдены и привлечены к ответственности. На моей памяти, таких случаев было два-три и только в самом начале работы Центра.
- В Сыктывкаре уже несколько месяцев как установили «радары в шкафчиках». Водители возмущаются, что данные шкафы не оборудованы знаками «фотофиксация». Должны ли установить такие знаки?
- Согласно п. 5.9.27 ГОСТ Р 52289-2004 табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» применяют для информирования о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движения стационарными автоматическими средствами на данном участке дороги (территории).
В Сыктывкаре на столбах в антивандальных ящиках устанавливаются передвижные комплексы фотофиксации (КРИС-П и Арены), не являющиеся стационарными, в связи с этим наличие в месте фотофиксации дорожных знаков дополнительной информации (табличек) 8.23 «Фотовидеофиксация» не является обязательным. Более того, водители наверняка обращали внимание на то, что данные ящики регулярно бывают пустыми, т.е. передвижные комплексы довольно часто переставляются на разные участки дорог, в том числе в другие ящики.
При этом хотелось бы напомнить, что прямая обязанность водителей - соблюдать требования дорожных знаков, в том числе ограничивающих скорость движения транспортных средств, независимо от наличия или отсутствия предупреждающих табличек.
- Как зарекомендовали себя «радары в шкафах»? Будут ли ещё устанавливать такие конструкции?
- Фоторадарные комплексы в антивандальных ящиках зарекомендовали себя как высокоэффективное средство круглосуточного контроля за дорожной обстановкой, обладающее значительной автономностью и требующее минимального обслуживания. Сейчас в Сыктывкаре установлены четыре таких ящика, в которых используются два-три КРИС-П. Они удобны в обслуживании, работают приборы от аккумулятора, который работники «Дорожного контроля» регулярно обслуживают.
В перспективе планируется устанавливать такие комплексы не только в Сыктывкаре, но и в других городах республики, а также на ее трассах федерального и республиканского значения.
- Бывали ли случаи порчи или кражи радаров?
- За период нашей работы отмечались случаи попыток повреждения передвижных комплексов путём нанесения ударов по ним и даже стрельбы. Однако необходимо понимать, что все эти ситуации могут заканчиваться весьма печально для нападавших, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Хотелось бы предостеречь «горячие головы» от необдуманных поступков, поскольку в случае повреждения комплексов, их действия образуют как минимум один состав преступления.
Кроме того, стоимость передвижного комплекса фотофиксации сопоставима со стоимостью автомобиля. А стоимость новых приборов, которые мы уже вводим в эксплуатацию и планируем приобретать в будущем, и вовсе достигает минимум 2,5 миллиона рублей.
- При всем этом за пять лет существования Центра можно ли говорить о снижении количества правонарушений? Стали ли водители более дисциплинированны?
- В рамках обеспечения безопасности дорожного движения отмечается значительный профилактический эффект применения на территории Республики Коми комплексов фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме.
Вместе с тем, некоторые водители, излишне полагаются на всевозможные гаджеты, в том числе и радар-детекторы, позволяя себе рисковать не только своими жизнями, но и жизнями других людей. С такими недобросовестными гражданами мы эффективно боремся. На сегодня Центром вынесено постановлений, сколько за весь 2016 год – около 130 тысяч, а до конца года осталось еще больше трех месяцев.
Хочу добавить, что нарушать Правила дорожного движения уже давно не модно, а те, кто их соблюдает и ведет себя ответственно, помогает сохранить самую главную ценность – жизнь.
Комментарии (42)
Побольше камер для фиксации резунов поворотов и любителей проезжать на красный - вот это точно не помешало бы.
Фиксируйте и передавайте инфо экипажам для задержания.
не развилось...
SMS вполне хватит.
Всё ходите и ходите, только грязь разносите.
парковки под прямым углом
не учитываются радиусы и сопряжения
работа в современной полиции - только ради собственной наживы...
(вероятно встречаются редкие исключения)
Глава Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Алексей Абрамов подписал приказы об утверждении двух национальных стандартов, сообщили в ведомстве. Общие технические требования к комплексам фиксации нарушений ПДД и правила их применения вступают в силу с 1 июня 2017 года. О необходимости их разработки эксперты и ГИБДД говорили с момента появления первых камер в 2008 году. Отчасти из-за отсутствия единых правил в последние годы возникали различные скандалы, связанные с камерами. Так, в Краснодарском крае штрафы выписывали за несуществующие нарушения, в Воронежской области по снимкам штрафовали за непристегнутый ремень, а в Ульяновской области якобы фиксировали скорость "Газели" 233 км/ч. Написать ГОСТ предложила общественная организация "Координационный совет по организации дорожного движения" (КСОДД), главой которой является Андрей Морозов — владелец корпорации "Строй Инвест Проект", производителя камер "Стрелка". Позже к процессу подключились ГИБДД, другие производители камер и общественники.
В ГОСТах записано, в частности, что комплексы могут быть радиолокационные, лазерные, индуктивные, магнитные и пьезоэлектрические. Все они должны замерять скорость в диапазоне от 20 км/ч до 250 км/ч. Вероятность распознавания номера, независимо от времени суток и погоды, не должна быть менее 90%. Фотография автомобиля должна "позволять определять отличительные признаки транспортного средства". Камерам с функцией трекинга (фиксируют путь машины, например, "Стрелка") запрещено измерять скорость на расстоянии ближе чем 50 м. Комплексы должны ставиться на участках дорог с плохой видимостью, около школ, на перекрестках, а также в местах повышенной концентрации нарушителей ПДД и в местах, где произошло более трех ДТП с пострадавшими за последний год. Ставить муляжи камер разрешается только в том случае, если на дороге отмечено снижение количества нарушений. Комплексы "с дефектами" использовать запрещено.
"ГОСТы позволят при необходимости бороться с неограниченными фантазиями отдельных заказчиков",— пояснил региональный директор корпорации "Строй Инвест Проект" Андрей Заушицын. "Ключевые пункты, которые вызвали в свое время ожесточенные споры, исправлены, теперь видно, что ГОСТ не заточен под один конкретный прибор ("Стрелку"),— добавляет гендиректор компании "Симикон" (камеры "Кордон") Илья Барский.— Для нас ничего не меняется, все наше оборудование соответствует требованиям ГОСТа. Другой вопрос, что стандарт фиксирует требование к технике на данный момент времени. У нас уже готовятся образцы комплексов с новыми возможностями, которые ГОСТ не учитывает: со временем, вероятно, его нужно будет менять".
"Документ повысит защищенность автовладельцев от некоторых сомнительных новинок на рынке фотофиксации",— считает коммерческий директор компании "Ольвия" (камеры "Кречет", "Скат") Сергей Зайцев. По словам господина Заушицына из "Строй Инвест Проекта", ГОСТы устанавливают "четкие критерии оценки корректности приборов, чтобы у граждан не было сомнений в их объективности": "Определены требования к доказательной базе, включая требования к допустимой погрешности, качеству и количеству фотоматериалов, что позволит уменьшить число неправомерных штрафов". "Требования могут быть основой для опротестования действий сотрудников ГИБДД, если водитель не согласен с вынесенным постановлением,— пояснил член президиума КСОДД Евгений Литвин.— В отсутствие ГОСТов случалось, что люди могли попасть в неравные условия — например, в разных регионах допускалась разная погрешность, поэтому при одинаковом превышении скорости один водитель поучал штраф, а другой — нет". Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов отметил такие нововведения, как обязанность хранить отснятые материалы в течение 30 дней и обязательная видимость разметки при фиксации ряда нарушений.
Тем не менее остается открытым вопрос о том, будет ли стандарт распространяться на уже применяемые камеры: всего их порядка 10 тыс. стационарных и передвижных по всей России. В пресс-центре МВД заявили, что после утверждения стандартов комплексы "должны соответствовать требованиям, предусмотренными ГОСТами". В регионах единого мнения на этот счет нет. Так, глава столичного "Центра организации дорожного движения" Вадим Юрьев считает, что в столичной системе фотофиксации менять ничего не надо будет. "Система достаточно современная и технически надежная, она полностью подходит под новые ГОСТы",— заявил он. Аналогичной точки зрения придерживаются и в подмосковном Минтрансе. В УГИБДД по Татарстану пообещали привести "все имеющиеся в республике системы фотовидеофиксации в соответствие с ГОСТом", то же самое заявили в нижегородском ГКУ "Центр безопасности дорожного движения". "Эксплуатация и строительство камер находятся в компетенции правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области,— отметили в региональном УГИБДД.— Полагаем, что они учтут требования новых ГОСТов. Мы, со своей стороны, разумеется, будем настаивать на этом".
"Текущая конфигурация законодательства такова, что ГОСТы носят характер рекомендательный,— напомнил эксперт технического комитета N57 при Росстандарте (курировал подготовку документа) Андрей Воробьев.— Для того чтобы они были обязательными, нужно внести изменения в техрегламент "О безопасности автомобильных дорог", а он утверждается правительством РФ". В ГИБДД России не исключают, что это впоследствии и произойдет. Вместе с тем обязанность ссылаться на стандарты записана в законе о госзакупках: региональные органы это правило обычно соблюдают при закупке комплексов, говорит господин Воробьев: "Это защищает их от возможных проверок надзорных органов". Что касается установки, то, как говорят в ГИБДД, в регионах все места расположения комплексов всегда согласуются с региональными управлениями Госавтоинспекции, а те, в свою очередь, соблюдают ГОСТы.
=============
Так может полезнее на эти деньги строить нормальные транспортные системы, где можно быстро и безопасно водить.
А не тратить миллиарды на бесполезное оборудование и кормежку штата бюджетных дармоедов?