Ветераны вневедомственной охраны рассказали о становлении службы в Коми
Вневедомственной охране Республики Коми 29 октября исполнится 65 лет. До 1952 года все объекты народного хозяйства охраняли сами ведомства, содержавшие в штате целую армию сторожей. 65 лет назад часть той армии передали в подчинение милиции, в органах внутренних дел были созданы отделы и управления по охране собственности. Начальник отдела вневедомственной охраны при МВД Коми АССР в 1981-1984 годах Вячеслав Истомин и заместитель начальника управления ВО Алексей Пешкин помнят и застойные времена службы, и ее расцвет. Корреспонденты БНК вместе с ветеранами службы поговорили о работе вневедомственной охраны.
- Вячеслав Алексеевич, у вас выслуга - 58 лет, вы стояли у истоков. Какой была вневедомственная охрана?
В.И.: Аттестованных работников милиции было мало, из-за этого был отдел, а не управление. Группы задержания были только в крупных городах и районных центрах. В то время была сторожевая охрана и ВОХР.
А.П.: Численность аттестованных не доходила до 400 человек, больше было «вохровцев» и сторожевой охраны – порядка пяти тысяч по республике. Все склады, базы в основном охранялись «вохровцами». В Воркуте много женщин в охране было, очень дисциплинированные, склады охраняли. Затем в перестроечные времена количество краж увеличилось, акцент пошел на милицейскую охрану, и в 2000-ых годах численность милиционеров охраны достигла почти 1500 человек.
- Пользовалась ли служба популярностью?
В.И.: Вневедомственная охрана была кузницей кадров. Мы принимали, воспитывали, а потом они уходили на другие должности. Уважение было к сотрудникам вневедомственной охраны, потому что квартирные кражи сократились почти до нуля. В Воркуте много квартирных краж сначала было, воры ориентировались на амбарные замки на дверях – раз висит, значит шахтеры в шахте или в отпуск уехали. А шубы из овчины затем где-нибудь на вокзале продавали.
А.П.: Краж с охраняемых объектов за три десятка лет практически и не допущено. Меня отправили в командировку подбирать кадры в Сыктывдинском районе. Но зарплата во вневедомственной охране была настолько мала, что кандидатов и не нашлось. К примеру, я тогда работал в школе учителем, и получал больше, чем инспектором кадров МВД. Кадровый голод был страшный. За исключением Воркуты, там северная надбавка, выслуга большая. А начиная с Инты некомплект был 15-20 процентов. Вот с 2011 года, когда в полицию перевели, зарплата стала достойная.
- А как в то время выезды осуществлялись?
В.И.: В 70-ые годы появились первые экипажи групп задержания, до этого физическая охрана осуществлялась. В 80-ых вневедомственная охрана имела в своем распоряжении 43 легковых автомобиля и один грузовик. Автомашины выделяли - «Москвичи»! В Воркуте они из гаража не могли выехать. Я когда поехал в Москву на утверждение, просил у генерала выделить нам УАЗы, а «Москвичи» отдать южным регионам. И нам дали их. А то, что это за группа задержания на «Москвиче»? Пока они буксуют и толкают его, воры убегают.
А задача в то время у вневедомственной охраны была общая: видят пьяного на улице – доставляли в дежурную часть.
В 1981 году сотрудниками было задержано 135 человек за мелкие хулиганства, 765 граждан за распитие спиртных напитков на улице, 1140 – задержано в нетрезвом состоянии, 165 лиц задержано за бродяжничество, 402 человека за нарушение правил дорожного движения.
До чего было хорошо тогда, такая дисциплина была: в два часа ночи иди – никто не тронет тебя, настолько спокойно было. В городе почти на каждом углу патрули были.
- Казусные ситуации возникали на службе?
В.И.: Был случай в Воркуте: на окнах магазинов ведь датчики сигнализации стоят, вот один воришка решил через дымоход проникнуть. Разобрал дымоход, залез, а обратно-то выйти не может – на окнах датчики, а дымоход высоко. А утром продавцы пришли, а там уже это вор «квакнул» алкоголя, им же только и надо напиться. Так и поймали. Потом стали и на печки сигнализации ставить.
Шахтеры много денег получали, зарплату получили, и сразу в ресторан. Напьются, кого-то жены забирали, кого-то в вытрезвитель… Были даже приказы не возить их в вытрезвитель, а доставлять домой. Бывало, привезешь, а жены их на нас накидывались, дескать, где пили, туда и везите. А мы-то причем?
- Вячеслав Алексеевич, всю свою жизнь вы посвятили работе в органах. Было ли желание что-то изменить?
В.И.: Нет. Предлагали даже стать председателем райсовета, когда я еще молодой совсем был. Отказался. Было тяжело, но, если вернуться обратно, снова прошел бы этот путь.
Комментарии (9)
ВОХР-это охранники лагерей...
Так вот когда я говорил про СМЕРШ-то главное,в наше время,борьба с саботажем и воровством ...и это тоже входило в юрисдикцию СМЕРШ(во время войны)
Смерш (сокращение от «Смерть шпионам!») — название ряда независимых друг от друга контрразведывательных организаций в Советском Союзе во время Второй мировой войны[1].
Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны (НКО) — военная контрразведка, начальник — В. С. Абакумов. Подчинялось непосредственно наркому обороны И. В. Сталину.
Управление контрразведки «Смерш» Наркомата Военно-Морского Флота, начальник — генерал‑лейтенант береговой службы П. А. Гладков. Подчинялось наркому флота Н. Г. Кузнецову.
Отдел контрразведки «Смерш» Наркомата внутренних дел, начальник — С. П. Юхимович. Подчинялся наркому Л. П. Берии.-
Это википедия.
Военизированная охрана (ВОХР) — вооружённые боевым ручным стрелковым огнестрельным оружием специализированные подразделения охраны с особым правовым статусом (преимущественно государственные), осуществляющие охрану объектов инфраструктуры страны, имеющих важное государственное значение, а также грузов и иного имущества. Номенклатура имущества разных видов собственности, подлежащего охране ВОХР (перечни объектов инфраструктуры, наименований грузов и др.), устанавливается правовыми актами различных ведомств (министерств, предприятий, учреждений и др.) и/или государственных органов либо международными договорами.
Это тоже она
Которые реабилитировались во время чеченских войн.
А сейчас зоны сторожат контрактники ГУФСИН
А Пешкин всю жизнь по кадрам.