Бьорн Стенверс: «Туристов в музеи нужно привлекать как девушек - настаивать на своем»
Одним из участников второго Международного туристского форума «Доступная Арктика» стал исполнительный директор благотворительного фонда Международного союза музеев Голландии Бьорн Стенверс. Вместе с коллегами он искал пути привлечения в Арктику туристов, способных привезти неплохие доходы региону. С 1 сентября Бьорн Стенверс от имени ЮНЕСКО будет курировать все музеи мира. О роли музеев в развитии туризма, дискриминации туристов и «маркетинге из попугайника» он рассказал в интервью главному редактору БНК Алексею Лазареву.
- Супруга главного редактора пражского отделения агентства «Блумберг» требует от мужа, чтобы он ее хотя бы раз в месяц вывозил ее на уикэнд в Петергоф. Так он когда-то мне рассказывал в Праге. А у вас какой музей в России любимый?
- Очень опасно отвечать. Самый романтичный музей, на мой взгляд – музей Кремля Ростова Великого. Там есть маленькая гостиница, я останавливаюсь обычно в ней. Самый успешный музей, на мой взгляд, где успеха добились совместной своей работой все 900 сотрудников, – это Московский зоопарк. Я писал для них маркетинговую стратегию, и они за год сделали качественный скачок с 1,9 млн. до 4 млн. посетителей. Московский зоопарк – это тоже музей, мы называем это «живая коллекция». Стратегию для них я писал бесплатно, вообще вся моя работа для музеев бесплатна, потому что я работаю на ЮНЕСКО, я не могу зарабатывать на этом деньги. Каждый раз, когда я приезжаю в Москву, я останавливаюсь в зоопарке в попугайнике. Там тоже есть маленькая гостиница в одну комнатку – заброшенная, никто о ней особо не забоится, не наводит порядок. Поэтому все мои публикации называются «Маркетинг из попугайника».
- За последний год вам встречались откровенно скучные музеи?
- Обычно я не получаю большого опыта образовательного для себя, когда я попадаю в музеи, в которых уже все закончено, полностью собрана коллекция и все завершено. То есть там, где раз купили коллекцию и просто эксплуатируют ее, там я не учусь. Если рассматривать музеологию и управление музеями, то Великобритания, Нидерланды и, возможно, скандинавские страны являются лидерами в этой отрасли. Коллеги со всего мира приезжают и учатся у них. Если говорить об археологии и реставрации, то в этом сильна очень Россия.
Иногда в музеях бывает скучно. Но бывают и удивительные ходы. Я был как-то в очень маленьком музее в Мурманске. Знаете, в прошлом столетии люди писали через переводку и текст отпечатывался на других страницах? У них было пять листов, проложенных такими переводками и скрепленных скрепками. И это можно было купить. Там было написано: «Рецепты пекарни такой-то». Оказывается, это была настоящая книга с рецептами из пекарни. Я приехал в Амстердам, поделился этим опытом со своими коллегами, которые занимаются маркетингом и образованием, показал им: смотрите, у меня со всех музеев мира нет такой книги рецептов, а у них есть. Сейчас у нас есть такая книга, в которой есть рецепт из каждого нашего музея. И такую идею я получил именно в Мурманске.
- Должно ли государство помогать музеям и финансировать их?
- Я приведу несколько примеров. Так, музею Ван Гога требовалось совсем немного денег, и по большей части они могут сами эти деньги заработать, они на самом деле абсолютно независимы, но государство само захотело иметь какое-то отношение к этому музею, и деньгами они эту связь обеспечивают. Иногда государство является владельцем самой коллекции. В принципе они могут обратиться к кому угодно, но обращаются именно в музей: пожалуйста, позаботьтесь о нашей коллекции. Для этого музею нужно за это заплатить. И это обычная ситуация.
Иногда государство является владельцем здания, в котором располагается музей. И если здание отличное, можно заплатить немного меньше музею, а если нужно вкладываться в реставрацию, то вы вкладываете в два раза больше. Иногда правительству очень важно установить взаимосвязь с музеем, потому что для них важен так называемый «месседж для публики». И тогда они становятся одними из акционеров. Есть масса вариантов, как государство может поучаствовать в работе музеев. Иногда государство вообще не принимает никакого участия, а музеи существуют в формате частных – музей икон в Москве, например.
- Вы представляете ИКОМ – международный совет музеев. Эта организация является частью ЮНЕСКО. Многие ли музеи России входят в эту ассоциацию?
- Все музеи России входят в эту ассоциацию. Она объединяет три тысячи музеев. В этом году ИКОМ Россия будет праздновать свой юбилей в Санкт-Петербурге, с 6 по 9 сентября в рамках международного форума. На этом форуме я планирую представить свою книгу «Глухонемая аудитория в музеях». Она написана на русском и английском языках. Я писал ее совместно со всеми министрами стран бывшего Советского Союза и пользовался помощью сообществ глухонемых людей в этих странах. Это исследование заняло около двух лет. Одна часть книги посвящена аудитории глухонемых людей в музеях, а вторая – это язык глухонемых для музейного персонала. Книга проиллюстрирована фотографиями из музея Ван Гога и музея «Гараж».
- В 60-е годы в Коми во время археологической экспедиции в болоте был найден обломок лыжи. Тогда археологи ничего не поняли, они просто установили, что это фрагмент лыжи, и передали его в Национальный музей Коми. Семь лет назад этот экспонат отвезли в Эрмитаж на экспертизу. Итог: фрагмент этой лыжи имеет возраст более 7 тысяч лет, он древнее египетских пирамид. Этот экспонат мог пропасть в запаснике, но его нашли и сейчас он выставлен в постоянной экспозиции. Как рассказать о нем всему миру, привлечь к нему туристов?
- Значит, это качественный хороший музей, в нем царит атмосфера открытий. В плохих музеях такие экспонаты выбрасывают, воруют, продают на рынке или уносят домой. Очень важно, чтобы представители туристической отрасли знали обо всех этих моментах, чтобы туроператоры и музеи работали совместно.
Пусть туристы приходят в зал, в котором единственным экспонатом будет этот фрагмент лыжи. Некоторые страны делают большую ошибку, они сразу такие найденные уникальные вещи показывают публике, привлекая туристов. Самым правильным будет делать такие выставки и экспозиции бесплатными для местных жителей, и только потом уже привлекать туристов. Это как с маленьким ребенком – только родители могут наблюдать за первыми моментами жизни ребенка. Это вопрос принципа. Вы говорите, что билет в музей стоит как два билета на автобус. Но туристы и эксперты могут заплатить больше, и почему бы тогда не угостить их бокалом шампанского? У нас тоже есть разные цены для разных категорий граждан. Дискриминация, но это работает. Например, вы – житель Коми. В музей стоит очередь из международных гостей. Вы показываете свой паспорт и проходите бесплатно, а им приходится платить.
- Какие проекты вас связывают с Арктикой?
- В последний раз в Арктике я был в Мурманске. Им я тоже говорил, что необходимо тесно сотрудничать в том числе и с Коми. Было такое ощущение, что особого желания сотрудничать у них не было. В числе партнеров у них было несколько музеев в континентальной части. А сейчас они плотно сотрудничают с другими музеями Арктики, в том числе по проекту атомохода.
- Чем Коми может привлечь туристов, по вашему мнению?
- Мой совет Коми – оставайтесь самими собой. Нет смысла создавать здесь парк, Диснейленд. Коми – это энергия в земле, сам дух этой земли, Яг Морт, Пера-богатырь. И люди будут возвращаться к вам за этой энергией, если вы будете оставаться самими собой. Природа великолепная, еда великолепная, замечательные люди, тут все есть, вам больше ничего не нужно. У вас есть спорт, 18-20 музеев, шесть театров, даже не знаю сколько кинотеатров, очень много библиотек. Самое главное должным образом выстроить стратегию маркетинга. У вас есть одна дверь – это Коми республика. За пределами этой двери – весь остальной мир. Все, что выходит за пределы этой двери – должно быть всегда одинаковым: если мы делаем плакат – то это один официальный плакат республики Коми, два года используем одну и ту же фотографию, которая изображает республику Коми, Сыктывкар. Это построение фокуса. Если вы хотите добиться внимания девушки, нужно повторять одно и то же, настаивать на своем. Это действительно очень важно. Если лгать в этой ситуации, можно построить очень неустойчивый фундамент. А это значит, что туристы никогда не вернутся. А вам нужны Амбассадоры – туристы, которые станут вашими посланниками, поедут по всему миру и расскажут о вас. А это уже маркетинг.
-Есть ли в ваших планах совместные проекты с Коми?
- Я уже сотрудничаю с вашим министерством культуры. А ваш министр очень плотно сотрудничает с Красноярском, где министр – моя бывшая студентка. Они оба молоды, активны и энергичны. Эти молодые министры должны менять структуры, мне 45, я уже старый. Я уже ничего не могу изменить, но я могу оказать поддержку молодежи, чтобы уже они что-то изменили. И они хотят менять структуру не против, а в пользу России. До 2013 года Россия очень активно путешествовала, многому научилась и многое скопировала. И сейчас Россия начала менять все скопированное на свою реальность и свою плоскость. Россия становится сильнее и интереснее.
Комментарии (7)
Одна из причин брекзита - загнивающий и распухший бюрократический аппарат ЕС, где после вступления восточно-европейских стран коррупция перестала быть явлением из ряда вон выходящим.
Силой и насилием ещё никто не взял угров, только обманом и предательством частично получилось.