Саркис Манасарянц: «Нам удалось объединить большую часть любителей авиации в Коми»
Первый в Коми слет малой авиации, прошедший в минувшие выходные на аэродроме в Корткеросе, вызвал интерес у жителей республики. По оценкам организаторов, за два дня на мероприятии побывали более 12 тысяч человек. О том, с какими трудностями была связана подготовка мероприятия, и что в итоге получилось, в интервью БНК рассказал один из главных организаторов, руководитель Торгово-промышленной палаты Коми Саркис Манасарянц.
- Как отнеслось к идее слета руководство республики?
- Еще в июне я пришел с этой идеей к министру культуры региона Сергею Емельянову. Он за нее с интересом ухватился. Вместе мы встретились с заместителем председателя правительства Коми Натальей Михальченковой. И она тоже идею поддержала. Мне рассказали, что на те же дни планируется фестиваль воздухоплавания в селе Ыб. И я искренне обрадовался этому, так как даже слово воздухоплавание в его названии нам подходило.
- Насколько известно, первоначально слет планировался в селе Ыб. Но потом его экстренно пришлось переносить в Корткерос. С чем это было связано?
- Первоначально мы все вроде бы согласовали. Мы даже поле рядом с Финно-угорским этнопарком скосили, так как по нормам для наших самолетов требуется площадка длиной не менее 660 метров. Единственное, не успели загнать туда технику, чтобы все разровнять. Потом, в преддверии общереспубликанских праздников, люди в правительстве пошли в отпуска. Во время этой паузы все и случилось. Руководители этнопарка отказались от конструктивного сотрудничества. Стали твердить на каждом совещании, что это их поле. Потом потребовали, чтобы дневное время было исключительно отдано воздушным шарам, а мы, мол, должны летать в сумерках после восьми вечера. Когда вся эта белиберда пошла, по-другому не скажу, все у нас уже было проанонсировано. Пути назад не было. И мы вынуждены были искать другое решение. Было уже 31 июля. То есть до слета оставалось менее трех недель. Наше мероприятие даже не было включено в общереспубликанскую программу празднования 96-летия Коми. Хотя, что характерно, ни копейки из бюджета на него мы не просили.
От руководства этнопарка и ассоциации воздухоплавания не то, что не было помощи, наоборот, они звонили нашим паралетчикам, парапланеристам, парашютистам. Открыто призывали отказаться от участия в нашем слете. Говорили, что у нас будет провал.
- Как удалось выйти из возникшего тупика?
- Огромную поддержку нам оказал ДОСААФ. Его руководитель Эдуард Мостовой откликнулся оперативно. И мы быстро сделали все, что надо. Прежде всего, привели в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил (ФАП) поле в Корткеросе. Купили профессиональную метеостанцию. Надо отдать должное друзьям и спонсорам. Они помогали, как могли. Очень большую методическую помощь нам оказали руководители Коми межрегионального управления Росавиации. Законодательство в этой сфере очень запутанное. И нам четко разъяснили, что нельзя, и как надо.
- Насколько слет малой авиации в Корткеросе заинтересовал людей?
- За два дня аэродром в Корткеросе посетили более 12 тысяч человек. Только на полдень в субботу там было 3,5 тысячи. Меня очень порадовал огромный интерес молодежи. Были люди постарше. Многие - с семьями. Что особенно приятно, было много детей.
- Оправдало ли себя решение совместить слет с рок-фестивалем?
- Абсолютно оправдало. Лично у меня два хобби: авиация и рок. Но мы постарались сделать так, чтобы была не только рок-музыка, а культурная программа интересная для всех. И здесь нам помог главный режиссер драмтеатра Евгений Софронов. С учетом того, что это очень далеко от города, мы обустроили палаточный городок. Что касается рок-фестиваля, надо отдать должное «Олимп концерту» и его руководителю Славе Бочкину и особенно Косте Ерогодскому, который отстроил звук. Получилась просто конфетка.
- Можно ли озвучить сумму, в которую обошлось мероприятие?
- Секрета в этом нет. Если оценить в совокупности материальные затраты и нематериальное участие, например, многие безвозмездно оказывали услуги, которые тоже стоят денег, то на все совокупно вышло порядка полумиллиона рублей.
- Сколько из этих денег внесла Торгово-промышленная палата?
- Ни одного рубля. Участие палаты - это два человека в качестве организаторов. Точнее, три человека - еще помогал начальник охраны. Все остальное - это активное содействие людей и средства спонсоров. Движение создать не сложно, но все еще надо красиво оформить. И здесь самые различные люди с готовностью шли нам навстречу. Все, кому я звонил по телефону, откликались и с готовностью помогали. Что примечательно, к кому бы я ни обратился, все в итоге оказывали содействие - отказов в помощи не было.
- Вы собрали в одном месте авиаторов из Самары, Новосибирска, Кирова, Ухты, Сыктывкара.
- Сегодня руководство России прилагает немало усилий для увеличения мобилизационных возможностей страны и людей. Можете считать это нашей гражданской позицией. Это мероприятие я рассматриваю в этом же контексте. За последние годы мы многое утратили в авиационной сфере. Сейчас в России даже берут на работу иностранных пилотов. То есть своих не хватает. Поэтому необходимо военно-патриотическое воспитание. Следует поддерживать интерес к спортивно-техническому творчеству в авиационной сфере. В то же время люди начали строить летательные аппараты самостоятельно. Их эксплуатация нередко проходит на грани закона. Почему бы этих «партизан» не объединить, чтобы привести все в норму?
- Настолько успешным оказался слет для достижения этих целей?
- По его итогам нам удалось объединить большую часть любителей авиации в Коми. К сожалению, за исключением ассоциации воздухоплавания. Мы собрали воедино и парапланеристов, и паралетчиков, любителей других форм малой авиации. В число организаторов слета вошел аэроклуб «Победа», в частности, Андрей Рабинович. Это военно-патриотический клуб, в котором занимается много детей. Кстати, львиная доля работавших на слете волонтеров - ребята из этого клуба. И помогали они самоотверженно, работая оба дня от рассвета до заката. Накануне слета была создана Федерация парашютного спорта республики. И Тимофей Котов от нее также вошел в число организаторов.
Надеюсь, именно под эгидой ДОСААФ после нашего мероприятия активизируется развитие авиационно-спортивного клуба. Я лично готов подарить два планера. Чтобы пацаны могли сделать с ними первый шаг в авиации. Надо им восстановить Ан-2, чтобы были парашютные прыжки. Нужен еще хороший буксировщик планеров. И далее шаг за шагом. Пока еще все в аморфном виде, но теперь, когда люди смогли познакомиться, плотно пообщаться друг с другом, договориться между собой им станет проще. И что-то в итоге может получиться.
Комментарии (31)
Да вот никто не вспомнил что есть такой, никто не предложил помощь пенсионеру в транспортировке вертолета на слет.
А ведь это настоящее ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ!
Смотрите вертолет на ютубе, поиск находи по фразе "джидж кай"
На эжвинский коптерфест вроде столько же заявляли.. Почувствуйте разницу.
PS: Саркис Манасарянсу респект! Увлечённый, зажигательный чувак.