Первый замдиректора холдинга «Коми му» Эдуард Пименов: «Люди разучились читать на родном языке» (Видео)
Старейшее печатное издание региона решило «тряхнуть стариной». Газета «Коми му» занимается обновлением собственного дизайна и намерена расширить сферы влияния, покорив определенный радио-сегмент и аудиторию всемирной паутины. О переменах в жизни национальной прессы рассказал первый зам руководителя холдинга «Коми му» Эдуард Пименов.
Эдуард Пименов выдал несколько идей продвижения национальных СМИ. Фото Кирилла Затрутина
- Сегодня тиражи печатных изданий на коми языке мизерные. Для кого вы продолжаете печататься?
- Главная причина в том, что люди разучились читать на родном языке. Если посмотреть статистику и перепись населения, то многие указывают, что они - коми, но при этом читать по-коми не хотят. Разговаривают, понимают, но не читают. Сейчас надо учить, прежде всего, молодежь. Именно поэтому у нас выходят и детский журнал, и молодежная газета.
- Сегодня поддержка языка – это элемент национальной политики, но насколько это востребовано самой жизнью, и не является ли эта поддержка искусственной?
- Не думаю, что речь идет о чем-то искусственном. Например, газета «Коми му» выходит тиражом 2000 экземпляров, и практически все они уходят по подписке. Мы сейчас работаем над альтернативной подпиской, когда можно будет заключать договор напрямую с редакцией, а не с почтой. В этом случае газета будет обходиться читателям дешевле. В то же время остается пока нерешенным вопрос доставки. Возможно, будем привлекать курьеров.
- В основном вас читают жители села. А какие темы им интересны?
- Интересно читать о себе, соседях, жизни села, политике, о том, что происходит в республике. Мы сейчас проводим опрос среди читателей, хотим как раз узнать, какие рубрики им наиболее интересны. Некоторые пишут, что хотели бы, чтобы мы публиковали криминальные новости. Другие просят почаще рассказывать о видных, знаменитых людях Коми и страны вообще. Самые актуальные вопросы, которые нам задают наши читатели, мы стараемся донести до республиканских политиков, чиновников с тем, чтобы они нам ответили.
- То есть у вас есть обратная связь с вашей аудиторией?
- Письма пишут, и очень много. И в «Коми му», и в детский журнал, и даже в юмористический «Чушканзи». Мы стараемся эти обращения публиковать и отвечать на них. Нам рассказывают о своих проблемах и задают конкретные вопросы. Сейчас мы запускаем совместный проект с «Коми народным радио», будем публиковать печатный вариант программы «Скорая помощь», в которой люди задают свои насущные вопросы и получают на них ответы. И наоборот: вопросы, которые задают наши читатели, будут озвучены на радио.
- Это попытка расширить сферы влияния?
- Да, кроме того, мы скоро выйдем и в интернет. Холдинг «Коми му» создает общий сайт, на котором будут размещены все наши издания. Уже согласованы дизайн, главная страница сайта. Думаю, что в середине января сайт мы запустим. Как он будет называться, еще думаем. Комиму.ру – такое имя уже кто-то взял. Но это не главное, важнее содержание сайта.
- Проблемы с его наполнением будут?
- Сайт не будет дублировать газеты. Думаю, что лента будет представлена короткими информационными сообщениями. Мы обязательно разместим и информацию о наших изданиях, чтобы весь финно-угорский мир знал, что у нас происходит.
- Получается, что сайт ориентирован прежде всего на тех, кто находится за пределами Коми, а не для ваших постоянных читателей?
- Я думаю, что и нашим читателям тоже интересен этот сайт. По крайней мере, многие нам говорили, что будут рады читать нас и в интернете. Даже в селах сейчас всемирная паутина пользуется большой популярностью.
- Многие русскоязычные издания страдают «желтизной». Изданиям на национальном языке это не грозит?
- Национальные издания не должны страдать «желтизной». Менталитет у читателей, мне кажется, немножко другой. А «желтизны» вокруг и так хватает. Привлекать читателей нужно качественными новостями. Мы также собираемся поменять дизайн газеты «Коми му» и дополним ее инфографикой, а может быть, и комиксами.
- Когда вы были главредом корткеросской газеты «Звезда», то вместе с «Коми войтыр» организовали конкурс красоты «Мисс «Звезда». Продвигать «Коми му» тоже будете подобными акциями?
- Раскрывать всех секретов не буду, но об одной задумке расскажу. Мы хотим организовывать благотворительные акции, концерты, чтобы собранные средства направлять организациям, которым нужна помощь.
- То есть у холдинга есть амбиция сделать «Коми му» популярным не только среди комиязычного населения?
- Именно. Приведу один пример. Когда я работал в «Звезде», то мы выпускали газету и на русском, и на коми. Так вот, русскоязычные читатели говорили нам, что им интересно не только читать русскую версию издания. Одна читательница мне призналась, что специально купила русско-коми словарь, чтобы понимать и коми вариант «Звезды». Хочется, чтобы «Коми му» тоже читали. Пусть даже со словарем.
- «Коми му» - это старейшее печатное издание в республике, и считается, что коми печать пошла именно с этой газеты. Получается, что государственное финансирование холдинга сегодня - это такая дань уважения?
- Почему? Не только. Читатели голосуют подпиской. Да, тираж сегодня маленький, но на это есть много причин. В свое время «Коми му», чтобы удержать читателя, даже превратилась в бесплатную газету. Это очень сильно подкосило тираж. Еще одна проблема, о которой я уже сказал, люди перестали читать вообще. Язык становится тяжелым, я не понимаю, как его преподают в школах. Мне даже иногда звонят комиговорящие родители и спрашивают, как перевести то или иное слово. Даже учебники коми языка становятся очень сложными. Это тоже приводит к тому, что молодежь не хочет читать на родном для многих языке.
Беседовала Татьяна БОРИЧЕВСКАЯ
Комментарии (22)
В его ответах уже заложено много непонятного, которое ну никак не может повысить конкурентоспособность газеты или увеличить тираж.
Вот возьмем такую его фразу: "если посмотреть статистику и перепись населения, то многие указывают, что они - коми, но при этом читать по-коми не хотят".
Разве в переписных листах просили когда-то указывать, хотят ли они читать на коми языке? Полнейшая глупость, которая вкладывается и в остальные предложения и мысли.
Говорит, что надо учить молодежь и детей читать. Так ведь почти 20 лет детская и молодежная коми издания учат этому. И видимо, плохо учат, потому что эффекта нет, раз тираж "Коми му" и остальных изданий падает.
Проблема в том, что нет в газете нормальной редакционной политики, нет четкого понимания, что интересно и важно читателю. Поэтому в редакции и бросаются фразами, типа "Интересно читать о себе, соседях, жизни села, политике, о том, что происходит в республике". Да, об этом интересно читать, если интересно и познавательно написано.
В связи с этим хочется спросить, а 90 тысяч коми (это самая образованная и денежно обеспеченная часть коми населения), которые живут в городах - вообще никто? Они не рассматриваются как читатели? Вот это и есть главное упущение.
Пименов говорит, мол, лента на интернет-странице будет представлена короткими сообщениями. А кому эти короткие сообщения нужны вообще? ИНтернет-версию нужно ЧИТАТЬ, а не смотреть как картинки. Опыт "Звезды" показывает, что это ненормальная практика, губящая само издание.
Разве в переписных листах просили когда-то указывать, хотят ли они читать на коми языке? Полнейшая глупость, которая вкладывается и в остальные предложения и мысли.
------
здесь по-моему не говорится про переписные листы...а факты, что коми есть, но они перестали читать по коми... всё понятно и ясно...
И до сих пор навязывают.
Так тут дело такое , есть федиральные программы , выделяются средства, но почему то они как до катеджа или машины ответственного ,дальше не идут. Вот и ни кто не знает про Коми и не говорит. Поддержки нет.
Стремно как-то. Вопросы нужно было задавать на коми языке.
но если б только в этом проблема
нету коми сильных
повымерли или не рождаются ужо
только колегов мутит не боится
и то по коми ужо не говорит
а остальные спились и скурвились
подстилки
Эдик в Коми му, Вика на Коми радио. Эх, конец коми прессе. Надо заказывать похоронный марш.