Режиссёр Илья Можайский: «Кармен стала строже и характерней»
В театре оперы и балета новая постановка одного из самых любимых зрителями спектаклей – оперы «Кармен». В спектакле, премьера которого состоится в воскресенье, 23 апреля, новые декорации, костюмы, темпоритм и характер постановки. О том, какой станет «Кармен» сейчас, в интервью БНК рассказал главный режиссёр театра Илья Можайский.
- Последнее время в театре идёт активная работа по возобновлению старых спектаклей. Что-то обновляется, что-то ставится заново. Это тенденция, план? Новую «Кармен» уже видели зрители в Великобритании. К чему готовиться сыктывкарскому зрителю?
- Когда я приехал сюда, то увидел постановку Ии Бобраковой с речитативами Эрнеста Гиро, добавленные им в спектакль «Кармен». Фактически настоящая «Кармен» была написана именно с разговорными диалогами, а не речитативами. Эти диалоги придают другой стиль спектаклю. В своё время опера потерпела провал на своей родине во Франции: настолько был необычен новый авторский стиль Бизе. Свою популярность «Кармен» обрела за пределами Франции и только потом вернулась на родину. Успех опере предрекал ещё Чайковский. Возвращение к стилю с разговорными диалогами позволило вернуть оперу «Кармен» к первоначальной авторской редакции. Это тем более важно, если театр представляет свои спектакли за рубежом. Мы должны показывать спектакли такими, какими они написаны, обратившись к первоисточнику. «Кармен» практически везде идёт сейчас с диалогами, это даёт спектаклю совершенно другой темпоритм.
- Как на перемены отреагировала труппа?
- Здесь талантливые исполнители. Состав труппы очень хороший – прекрасное меццо-сопрано Галины Петровой, есть достойный Хозе - Анатолий Журавлев. Я считаю, что пока у нас есть такие артисты, мы обязаны с ними работать. Есть и другие артисты, которые вошли в этот спектакль – новый солист Максим Палий, который будет петь Цунигу. Хочется, чтобы он тоже себя показал. Микаэлу будет петь Елена Лодыгина, которая исполняла эту партию в Великобритании, а в Сыктывкаре она Микаэлу споет впервые. У нас получился довольно симпатичный состав. Плюс, это опера, которая позволяет артисту расти. Это была ещё одна из наших задач.
Отрадно, что актёры схватили этот новый рисунок, очень жёсткий по конфликту, стилю игры. По сравнению с тем, что обычно играют в «Кармен» в других театрах. Я исхожу из того, что сама Кармен должна быть немного другой. За основу взяты характеры фламенко, борьба между мужским и женским началом. Кармен не должна уступать мужчинам. Ее обычно делают несколько капризной, но для меня важно показать борьбу характеров. Она свободный человек и просто физически не может жить по другим правилам. Мы хотим показать разность характеров и менталитетов, трагедию этой борьбы. Когда мы искали стиль всего спектакля, то вышли на педагога по фламенко и пригласили его ставить в спектакле танцы. Это помогло нам создать ещё и танцевальный образ спектакля. Очень хочется, чтобы он казался не лирической оперой с трагическим финалом, а динамичным, с напряжённым действием.
- А что с декорациями? Вы упоминали, что обновление спектакля началось именно с них. Кардинальных перемен ждать?
- Я ведь мог оставить этот материал таким, какой он есть. Спектакль и так был неплохо поставлен, даже ездил за границу в таком виде. Но перед гастролями остро встал вопрос смены оформления. Но если уже переделывать материал, то лучше ставить спектакль заново.
Вместе с нашим художником Юрием Самодуровым мы решили вопрос кардинально, нашли новый другой образ спектакля. Эстетика движется вперёд, мы должны за ней поспевать. Например, в Екатеринбурге в «Кармен» на сцене оказались трамвай и бронемашина. У меня рука не поднялась делать такую революцию в оформлении. Мы решили найти совершенно другой, современный образ спектакля. Искали некую инсталляцию, которая бы позволила держать атмосферу спектакля, сделать ее более напряженной. Мне кажется, художник нашёл это решение. Наша задача сделать это все эстетически достойным. Мы очень ответственно относимся к этому показу.
Опера стала сильно развиваться, когда в нее стал внедряться новый взгляд художников. Если посмотреть новые постановки, в них многое меняется. То, что делают в них художники – уже не декорации, а дизайн. Такая тенденция наметилась при постановке опер Вагнера. Его произведения очень условны, они позволяют обыгрывать время и обживать его каждый раз по-новому. Новая эстетика оформления помогла развитию оперы, стало много технических решений. Как оказалось, инсталляции очень удачно сочетаются с классической оперой. У нас пока нет таких технических возможностей, но надеемся, что они появятся в будущем. Это позволит театру сделать шаг вперед.
- Менять классические постановки – часто рискованное занятие. Оценку зрителей вы получите позже, после премьеры, а как актёры оценили новые идеи?
- Здесь уникальная труппа, она настолько гибкая, нет никакого сопротивления. Мы сейчас параллельно работаем по «Царской невесте», она в свое время тоже была поставлена Ией Бобраковой, очень достойная постановка. Сейчас мы делаем этот спектакль чуть более динамичным. Артисты хотят искать новые краски, новые грани отношений. Это не значит, что я могу делать, что угодно. У них есть некое чутье на качество, они зажигаются и идут за режиссёром.
- Вообще, спектакль сильно изменился?
- Французский стиль – изящный. В «Кармен» очень крупный конфликт, он должен быть строгим, и тогда он сможет выйти на европейский уровень. То, что мы показывали за границей, зрителям понравилось. Там публика привередливая, они все равно, откуда театр – из Москвы или Сыктывкара. Мы для них все – Россия. Отрицательной критики не было.
Мы предлагаем более современную эстетику спектакля, делаем его несколько более молодёжным, современным. Одна из моих задач в театре – обновление спектаклей. Время проходит, постановки устаревают. Сейчас я занимаюсь «Весёлой вдовой», «Марицей». Все приходится подправлять, дорабатывать. Спектакль должен жить, обновляться, быть каждый раз интересным.
- «Кармен» - не просто опера, в ней всегда было много танцев. Останется ли этот элемент в новой версии? И останутся ли в спектакле дети, которые раньше выходили на сцену?
- Перед четвертым действием есть антракт, его раньше артисты балета танцевали, он был в классическом стиле. С балетмейстером по фламенко мы хотим сделать так, чтобы балет станцевал этот номер в стиле, который подразумевает борьбу между женским и мужским началом. Ритмический рисунок Бизе настолько богат, что позволяет нам приблизить спектакль к стилю мюзикла.
Дети и раньше выходили в спектакле, и в этой постановке учащиеся Гимназии искусств будут принимать участие, без них спектакль будет неполным.
- А второй состав «Кармен» будет?
- Есть второй состав спектакля. Вторая Микаэла – Оксана Клипка, второй Цунига – Николай Глебов. Есть исполнители главных партий, приглашенные артисты, которых зрители увидят на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Нам очень хочется, чтобы зрители посмотрели обе премьеры, сравнили и решили, чьи актерские работы им больше понравились. Поэтому с большим нетерпением ждем на наших спектаклях. Их мнение для нас очень важно.
Комментарии (28)
Куда тащит Степашка театр? А пер итив концерт и не заглядывайте балеринам под юбки....
.
..
..
К
почему , зачем ? А так очень интересно.
Даты и спектакли выбраны случайным образом. Концерты проходят примерно в одни даты.
Национальный музыкально-драматический театр РК
26 апреля КАПА, КУЗИКА, ПАРАСЬ ДА МАНЯ... продано около 70 билетов
5 мая СВИДАНИЯ У ЧЕРЕМУХИ продано 13 билетов
18 мая ДАЧНИКИ продано 10 билетов
Академический театр драмы им. Виктора Савина
28 апреля Страсти премьера . продано около160 билетов
5 мая Эшелон продано около 100 билетов
19 мая ГОРЕ ОТ УМА продано около 70 билетов
Театр оперы и балета Республики Коми
23 апреля КАРМЕН премьера, продано около 450 билетов
6 мая От героев былых времен продано около 180 билетов
18 мая ДОН КИХОТ продано около 180 билетов
Никаких выводов не делаю. Всё и так понятно. Мои идут в правильный театр
много чего можно сказать.