Член Общественной палаты России Анна Чуракова: «Обвинений я не боюсь»
Новым представителем Коми в Общественной палате России стала генеральный директор Коми республиканской типографии Анна Чуракова, избранная в новый созыв палаты в марте. В интервью журналистам БНК Алексею Лазареву и Александру Шовкуну она рассказала о своих планах и амбициях, ответив также на распространенные в народе обвинения в адрес бизнеса и членов Общественной палаты.
Фото, видео Виктора Бобыря
- Кто вам сделал первое предложение войти в Общественную палату России?
- Меня выдвинула Галина Викторовна Киселева на заседании Общественной палаты Коми. Мне было очень лестно. Я об этом думала и приглашение приняла сразу.
- В день, когда вы были избраны в состав палаты, в блиц-интервью БНК вы заявили, что идете туда отстаивать интересы бизнеса. Но аудитория агентства, скажем так, не слишком поддержала эту идею. Вы не оговорились? Или, может, эта позиция была неверно истолкована и требует расшифровки?
- Я не то, чтобы иду туда отстаивать позиции бизнеса. Это абсолютно точно не история, связанная с продвижением собственного бизнеса. Так как я являюсь гендиректором Коми республиканской типографии - предприятия, относящегося к среднему бизнесу, я про это знаю больше. То есть я с этим сталкиваюсь регулярно, каждый день, и понимаю проблемы, которые есть у промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса. Поэтому мои слова связаны с этим. А отстаивать интересы бизнеса? Нет, я иду туда отстаивать интересы Республики Коми на федеральном уровне. Это вопросы, связанные и с ЖКХ, и с экологией.
- Кто составлял вам конкуренцию?
- Были выдвинуто три кандидатуры: Юрий Белецкий, Елена Щербина и я. Из трех человек путем тайного голосования во втором туре была избрана я.
- А вы сейчас больше времени планируете находиться в Москве?
- Нет, конечно. Я планирую больше находиться в республике. Мои дети живут здесь, семья - для меня приоритет. Вообще, я считаю, что общество начинается с маленькой ячейки, с семьи.
- Вы в Москве себя уверенно чувствуете? У вас ведь был период, когда вы там работали.
- Конечно, я уверенно себя чувствую в Москве. Это не секрет, у меня есть там квартира. Я прожила более восьми лет в Москве, работала руководителем отдела продаж компании Xerox в России. Хорошо знаю Москву, наверное, лучше, чем некоторые москвичи.
- Какой вы видите работу в Общественной палате России?
- В Общественной палате России я еще не была. Поеду знакомиться с ней в апреле на очередное заседание вместе с Галиной Викторовной Киселевой. По крайней мере, так сейчас планируется. Новый состав будет сформирован в июне, я думаю, что к этому времени у меня будет уже четкое представление, как работать в Общественной палате России.
- От республики в ней сейчас будет два человека, Игорь Шпектор вошел по президентскому списку. Вы знакомы с ним?
- Я лично не знакома, надеюсь познакомиться с ним в палате. Я очень много знаю об Игоре Шпекторе, в том числе от моего папы, который с ним хорошо знаком. Отношусь к нему уважительно. Это человек, который очень много знает про республику. Я думаю, мне будет с ним интересно пообщаться.
- Если сейчас выйти на улицу и спросить, чем занимаются люди в Общественной палате России, по нашему мнению, мало кто и ответит. В одном из недавних всероссийских опросов менее 10% сказали, чем занимается Общественная палата России. Почему-то у нас в большей степени думают, что раз государство сформировало эту палату, оплачивает ее деятельность, офисы по всей стране, то сидят там исключительно нахлебники, некие мистические существа, у которых одна цель – какая-то кормушка. Как можете ответить на такое обвинение?
- На самом деле в Общественной палате есть люди, которые получают зарплату, но их небольшое количество. В Коми - это только один человек, председатель, а все остальные члены палаты работают на неосвобожденной основе и заняты на своей основной работе. Это касается и Общественной палаты России, рядовой член которой зарплату не получает. Это не какие-то мифические деньги, за которые люди работают. Это абсолютно бесплатная общественная нагрузка, им не положены никакие дополнительные штаты оплачиваемых людей, помощников, пиарщиков и так далее. Это миф.
Туда идут люди, которые по велению совести, души, сердца - каждый по-разному - хотят отстаивать интересы населения республики по разным вопросам. К нам поступает множество запросов по ЖКХ, экологии и другим темам. У комиссии по вопросам экономического развития, которую я возглавляю, есть проект «Дороги дороги», в рамках которого проводится тестирование качества дорог, проверка работы ответственных структур. Это очень широкий круг вопросов, связанных с жизнью простых людей в республике.
- Вы будете представлять в Общественной палате России целый регион, как оцениваете свою узнаваемость за пределами Сыктывкара, в муниципалитетах? Насколько хорошо вы понимаете проблемы всей республики, знаете ее географически, как часто ездите?
- Родилась я в Сыктывкаре, на тот момент в Эжве, в семье директора деревообрабатывающего завода, который дальше стал заниматься партийной работой. Мы переехали в Айкино, жили там, потом в Троицко-Печорске, после чего вернулись Сыктывкар. Поэтому мне удалось пожить и поучится в школах Айкино и Троицко-Печорска. Я стараюсь много ездить по республике, мне она интересна. Считаю, что знаю свою республику довольно неплохо.
- Общественная палата - это такая прослойка между обществом и властью. Вы знакомы с губернатором Сергеем Гапликовым? Личный контакт какой-то есть у вас?
- Личное общение с Сергеем Анатольевичем у меня было только в рамках встречи членов Общественной палаты с ним. Наверняка он знает, что есть такой человек, Чуракова Анна Викторовна. Я знаю, что есть Сергей Анатольевич Гапликов, но личного общения у нас с ним нет.
- А с кем-то из администрации главы Коми?
- Да, безусловно. Я общаюсь и с Михаилом Юрьевичем Порядиным, и с другими людьми из администрации главы Коми, знакома с большей частью наших министров. Безусловно, и с точки зрения общественной работы, и как директор Коми республиканской типографии, которая работает практически со всеми администрациями муниципалитетов в регионе, со многими главами муниципалитетов я также знакома.
- Вы сказали, что родились в семье директора деревообрабатывающего завода. Ваш отец Виктор Степанович Чураков работал заведующим отделом промышленности Коми обкома КПСС - должность по тем временам гигантская. Это как-то повлияло на вас? Много времени он уделял вам в детстве или его не было совсем?
- Безусловно, он уделял мне не столько времени, как хотелось бы. У него было много командировок, будучи первым секретарем райкома партии в Троицко-Печорском районе он много путешествовал по району и часто брал нас с собой. Когда он работал заведующим промышленностью Коми АССР, у него также была масса задач. Он для меня является безусловным примером, и всегда с ним очень интересно разговаривать. Больше чем он, про промышленность республики, про планы, которые были раньше и до сих пор не реализованы, он знает, наверное, практически лучше всех в республике.
Поэтому он для меня человек, с которым всегда можно посоветоваться. Человек, который гордится своей республикой. Он из Архангельской области когда-то сюда приехал по своему желанию, а не по распределению. То есть выбрал Сыктывкар самостоятельно, приехал сюда и здесь остался. Я считаю, что для республики он сделал очень много. Это человек, который знает про Коми, думаю, лучше, чем любой местный житель.
- Ваш брат Степан Чураков возглавляет бюджетный комитет Госсовета. А вы имеете какие-либо политические амбиции?
- У меня политических амбиций на сегодняшний момент нет.
- В 2015 году вы участвовали в праймериз «Единой России».
- Да, была такая страничка в моей жизни.
- Что изменилось с тех пор?
- Я тогда только вернулась в республику, буквально пару месяцев прожила здесь. Сейчас я несколько пересмотрела свою отношение к политике, поэтому у меня нет желания сейчас идти в политическую жизнь республики как представитель госсовета или правительства.
- Вы участвуете в некоторых партийных проектах «Единой России». На общественных началах?
- Я не являюсь членом партии «Единая Россия», никогда не являлась членом ни одной из партий. В каких-то проектах я участвую с «Единой Россией», какие-то проекты других партий поддерживаю. Мы поддерживаем здравые инициативы, которые кажутся нам полезными для республики.
- Наше население традиционно не любит бизнесменов. Почему-то пока не произошел такой переломный момент в стране, чтобы многое держалось именно на этом среднем классе. Вы не боитесь обвинений в том, что вы пришли из бизнеса? Это и типография, и спортивные объекты, которые играют ключевую роль в жизни не только Сыктывкара, но и республики.
- Обвинений я не боюсь. Я понимаю, что действительно у нас отношение населения к представителям бизнеса несколько некорректно сформировано, скажем так. К сожалению, быстро это не изменится, но нужно его пересмотреть. Я как-то ехала на работу и случайно включила какую-то радиостанцию, где шла передача, в которой психолог объяснял, почему такое негативное отношение ко всевозможным добровольным акция, проводимым бизнесом.
Там был рассмотрен конкретный пример, когда в Екатеринбурге владелец сети продуктовых магазинов бесплатно раздавал хлеб каждый день всем желающим по одной буханке в руки. И в очереди за этим хлебом не было ни одного положительного комментария. Кто-то говорил: почему одну буханку? Почему только хлеб, а не колбасу? Ни разу ни один человек не сказал, что это хорошо, какой он молодец, приносит пользу обществу. Да, он зарабатывает деньги, но при этом понимает, что надо делать какое-то добро. У нас это воспринимается на уровне того, что раз он делает что-то положительное, значит, у него есть какой-то тайный умысел. Все равно он же бизнесмен и не может это делать просто так. Все равно где-то там есть какая-то корыстная мысль.
Да, отношение к бизнесу у нас плохое, чтобы не скатываться в негатив, наверное, лучше подобные комментарии вообще не читать или понимать, что ты делаешь максимум полезных вещей, которые можешь. И типография очень активно помогает нуждающимся, я вхожу в попечительский совет библиотеки Маршака и Национальной библиотеки Коми. Мой папа поддерживает ветеранский лыжный спорт, довольно много тратит на это усилий и финансовых ресурсов. 8 апреля было спортивное мероприятие «Сыктывкарская весна», где мы являемся спонсором. На самом деле, мы много всего делаем, но не ждем какой-то благодарности. Это скорее вещь, которая в нас заложена: раз мы имеем возможность делать это, то мы должны это делать.
- А какие отношения сейчас у бизнеса с властью в республике? В марте в Ухте проходил инновационный форум, но бизнеса там практически не было. Получается, собрались чиновники, между собой поговорили и разошлись, а бизнес, по сути, проигнорировал мероприятие. В чем причина, как вы думаете?
- Коми республиканскую типографию на это мероприятие не приглашали. Поэтому первый вопрос - в осведомленности бизнеса о проходящих мероприятиях, и как туда бизнес приглашается. Отношения у бизнеса с властью разные.
- Есть ли какой-то единый подход или все очень индивидуально?
- Я вам могу рассказать на примере Коми республиканской типографии. Нас приходит проверять масса всевозможных структур, недавно закончилась проверка трудинспекции. По факту проверки пришел штраф в 50 тысяч рублей. Пункты там, скажем так, странные. Там есть отсылка к нормативным актам Госстроя СССР 1973 года о том, что на предприятии должна быть создана комиссия по внешнему осмотру зданий. Так вот у нас этой комиссии нет, и это страшное нарушение. Там все пункты ссылаются на очень странные нормативные акты, которые сегодня, мне кажется, потеряли актуальность.
В Общественную палату России я иду, чтобы как-то и на федеральном уровне скорректировать эти вещи, потому что 50 тысяч рублей штрафа, как считает трудинспекция, для среднего бизнеса - это не так много. Возможно, но это же не улучшает трудовые условия работников предприятия. Мы эти 50 тысяч могли бы потратить на что-то хорошее для наших сотрудников. У нас есть профсоюз, мы выдаем молоко, у нас абсолютно «белые» зарплаты. Вопрос в том, что этот человек, который приходит проверять, должен что-то написать. В противном случае его обвинят в коррупции, потому что он ничего не написал. С другой стороны есть норма закона, которая разрешает не давать штрафы малому и среднему бизнесу, а выписывать предупреждения, но выписываются именно штрафы. Политика поддержки малого и среднего предпринимательства озвучивается в Москве, а здесь, на местах, выписываются штрафы.
- А вы после этого будете создавать комиссию по внешнему осмотру зданий, как гласит регламент 1973 года?
- Мы уже создали данную комиссию, правда, я не очень понимаю, что мы будем оценивать, скорее всего, нравится или не нравится сотрудникам дизайн помещения. Но параллельно мы будем подавать в суд на неправомерность штрафа, вернее на то, что они могли прибегнуть к более мягким мерам.
В любом случае, думаю, что мы будем это обсуждать на площадке Общественной палаты Коми и выносить на Общественную палату России - это существование нормативных актов, которые давно уже потеряли свою актуальность, но при этом позволяют выписывать такие безумные штрафы. Это только трудинспекция, а до этого были другие проверки. Поэтому вопросы о том, что у нас поддерживается малый и средний бизнес - вероятно, да, но особо этого на своем уровне мы не замечаем.
- Дает ли что-то статус члена Общественной палаты? Общественники тратят свое время, не получая денег. В какую пользу это лично для вас выливается? Или это такое объединение людей, которые хотят тратить время даром и биться за какие-то общественные идеи? Что движет членами палаты, в чем интерес?
- Никакой финансовой выгоды, помощи в продвижении собственного бизнеса я от палаты не ждала и не жду, даже мыслей таких не было. Это совершенно другая история.
Помимо озвученных выше тем, мне интересно воспитание нашего подрастающего поколения. Как мама двоих детей, я понимаю, что дети - это наше будущее и надежда. Они должны вырасти думающими, понимающими и знающими свои корни. Почему типография сейчас делает много проектов, нацеленных на узнаваемость Республики Коми и образование нашего населения? Это и «Популярная Республика Коми», и «Удивительная Республика Коми». Меня тут тоже критикуют, мол, чем она удивительна, ничего подобного в ней нет. Так нет же - в ней много удивительного!
Комментарии (37)
А то неделя использования и вся начинает рассыпаться1
Совет спецу от обывателя:
1. Скрепи страницы, как у амбарной книги!
2. Разлинуй страницы, что бы врачу было удобно пользоваться!
3. И цвет страницы поменяй, а то, как туалета бумага!
А цена за это г**** в 2 раза дороже, чем аналоги в "гросс Хаусе" или "Ленте".
Взяли бы там, но скреплены на гнутую проволоку. Дл я мед карт нельзя.
А дальше она сама все сделает!
Дело Забровских-Артеевых живет и процветает!
Бизнесу нужно депутатско-общественное прикрытие!
Вот они работают в этом направлении.
Хваткие эти ЧУраковы.
Мы еще о них услышим.
Сдается , не в хорошем свете! будем следить!
1. 10 человек предложил Глава
2. 10 человек предложил Госсовет
3. И эти 29 человек выбрали ещё 10.
Вопрос: "под кем" ОП?
Стыдно и Больно.
А для бюджета это еще одна ноша, с полезностью......решать обществу.
Что они могут сказать в возражение к тем, кто их назначает?
Как гендиректор может представлять интересы рабочих? У него на предприятии зарплата как по Коми , 52 000 рублей?
Буде лукавить! Я хорошо знаю кухню общественной палаты, и если удостоверение для Киселёвой готовилось ещё до голосования за пост председателя, то и здесь всё было решено кулуарно.
Есть кто либо, кто в это поверил?
Конечно, формально, дама пошла в политику. Но бизнес в политике уж точно не для того, чтобы о благе народа заботиться. Таких единицы.
Ещё передёрнуло от дежурной фразы:
" я иду туда отстаивать интересы Республики Коми на федеральном уровне. Это вопросы, связанные и с ЖКХ, и с экологией."
Как будто дама в депутаты пошла. В ОПе РФ не обладают исполнительными функциями как и законодательными. Там ничего нельзя отстаивать.
Мечется в лозунгах член ОПыРФ. То интересы бизнеса, то благо народа...
Дальний поицел уже понятен - в депутаты ГД женщина собралась
Интеоесы по ЖКХ отстаивать...
Всё чем "занимаются эти общественники - это прямая обязанность министров-капиталистов.
- Каковы ваши достижения?
- Я прожила более восьми лет в Москве, работала руководителем отдела продаж компании Xerox в России.
Най(ми)(ди) нормальных имиджмейкеров, не интервью, а хрень полная! Фотоколлаж убойный, особенно фото без обручального кольца -) это такой намёк? Или посыл в космос?
А вот с трудинспекцией косяк-) бумажку можно было оформить и подшить в дело!