content/news/images/57594/222_mainPhoto.jpg
16:18, 25.12.2016

Юрий Паутов: «Природа не признаёт административных и государственных границ»

Директор Коми регионального некоммерческого фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов отмечен медалью «За охрану природы России». Эту награду он расценивает как высокую оценку деятельности возглавляемой им организации, которая на протяжении 15 лет занимается охраной природы и внедрением устойчивого управления лесами в Коми и на Северо-Западе России. В интервью, опубликованном на сайте фонда «Серебряная тайга», Юрий Паутов рассказывает, на кого и на чьи деньги работает неправительственная организация, как выходит из конфликтных ситуаций и что считает своими заслугами.

Юрий Паутов: «Природа не признаёт административных и государственных границ»
Ю. Паутов на демонстрационном маршруте по ландшафтно-экологическим закономерностям девственных лесов Печоро-Илычсклго заповедника для руководителей лесозаготовительных предприятий Монди СЛПК. Фото silvertaiga.ru

– Юрий Анатольевич, сейчас в обществе неоднозначное отношение к неправительственным организациям, причем мнения прямо противоположные. Как бы вы сформулировали: на кого работает фонд «Серебряная тайга»?

– Ответ очень простой. Фонд «Серебряная тайга» работает на экологическое благополучие жителей нашей республики. Это записано в его уставе. И это видно из его каждодневной деятельности, из всей истории организации. Мы начинали с проекта «Модельный лес «Прилузье», который активно реализовывался до 2008 года и был направлен на внедрение у нас международных принципов устойчивого управления лесами.

С момента своего создания в 2002 году фонд активно занимается продвижением в республике FSC-сертификации – это независимая оценка устойчивости лесопользования, в том числе того, насколько соответствует деятельность компании-держателя сертификата экологическим и социальным критериям и требованиям. В те годы Республика Коми была «пионером» добровольной лесной сертификации в России. На сегодня в Коми сертифицировано более 3,5 млн га лесных территорий по схеме Лесного Попечительского Совета (FSC), около 20 держателей сертификатов ежегодно подтверждают на независимых аудитах свою приверженность к этой системе сертификации. Это даёт возможность выхода лесной продукции региона на наиболее стабильные и надёжные «экологические» рынки Европы и Америки, а также существенно повышает в глазах потребителя и инвестора позитивный имидж лесной отрасли региона.

В 2008–2011 годах мы реализовывали проект «Лесная деревня», который был направлен на поиск вариантов экономической стабилизации в удаленных лесных поселках и сёлах, не вписавшихся в рынок и оказавшихся в тяжелом положении – помогали местным жителям оценить потенциал этих населенных пунктов и как-то диверсифицировать местную экономику, в том числе обучали организации сельского туризма, более эффективному использованию недревесных ресурсов леса, защите традиционных грибо-ягодных и охотничьих угодий, организации территориального общественного самоуправления – именно в наших «проектных» населенных пунктах заработали первые ТОСы, развитие которых затем поддержали республиканское власти…

Таким образом, можно сказать, что мы работаем и на улучшение благосостояния местных жителей, и на экономическую устойчивость бизнеса, и на экологическое благополучие всей Коми и сопредельных территорий. При этом в организации у нас работает всего восемь человек – все они высококвалифицированные специалисты, закончившие наши вузы, у каждого – очень высокая мотивация к такой деятельности на благо природы и общества.

– Кстати, многие удивляются, как таким небольшим коллективом удаётся выполнять работы, которые, зачастую, под силу только крупным проектным и научным организациям.

– Конечно, в реализации наших проектов заняты не только наши сотрудники. Мы стараемся строить партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами, сотрудничаем с государственными структурами, с проектными организациями, научными и образовательными учреждениями, с неправительственными экологическими организациями, с общественными объединениями местных жителей. Мы ищем квалифицированных партнеров и доверяем их опыту и квалификации. Мы являемся фондом, который аккумулирует деньги из разных финансовых источников и затем направляет их на реализацию уставной деятельности.

– И каковы эти источники? Кто спонсоры?

– В разные годы это были разные спонсоры. Сейчас, уже более шести лет, основным спонсором является международная корпорация Группа Монди, которая, как известно, имеет у нас в Коми собственный комбинат – Сыктывкарский ЛПК, который является крупнейшим арендатором лесов в республике. Группа Монди финансирует проект «Леса высокой природоохранной ценности». Первоначально он был направлен на сохранение последних участков девственных лесов в Коми и сопредельных регионах и на грамотное управление ими. Теперь эта программа объединяет ещё ряд проектов – «Экосистемные и ландшафтные основы для планирования лесного хозяйства и FSC-сертификации», «Управление рыбными ресурсами в сотрудничестве с местным населением: Модельная река Мезень», «Оценка долговременного воздействия лесозаготовок на водные ресурсы». Все эти проекты очень востребованы обществом.

Кроме того, фонд активно содействует повышению квалификации работников лесной отрасли: мы проводим курсы и семинары – для лесной службы, для специалистов и рабочих лесозаготовительных предприятий, для студентов и учащихся, а также консультируем по вопросам FSC-сертификации лесные компании как в Коми, так и за её пределами. Эти средства мы также направляем на уставную деятельность. Иными словами, часть нашего годового бюджета пополняем сами.

– Природоохранная деятельность зачастую связана с непониманием части общества, поскольку на этом поле сталкиваются очень разные интересы. Случаются ли в вашей работе конфликтные ситуации?

– Да, конфликтные ситуации бывают, но мы стараемся не доводить до конфликта, стараемся найти компромисс. Мы ориентируем стороны на сотрудничество, а не на конфронтацию. И зачастую удается найти общий язык. Дело в том, что экологи–природоохранники по роду деятельности ориентированы на долгосрочные перспективы – десятки и сотни лет, а конфликты чаще всего возникают по каким-то сиюминутным проблемам. Если же посмотреть на перспективу, то даже конфликтующие стороны могут увидеть общий интерес.

– Какие конкретные результаты вашей деятельности в части охраны природы России вы могли бы назвать?

– В 2006 году фонд инициировал создание Койгородского национального парка: договорился с главным арендатором – Монди СЛПК, с администрациями и лесничествами Прилузского и Койгородского районов, с минприроды Коми, с природоохранными организациями. Арендатор согласился отказаться от аренды территории будущего парка. В 2009 году создание нацпарка было включено в план создания ООПТ на федеральном уровне.

В 2009–2011 годах мы активно участвовали в инвентаризации ООПТ республики в рамках проекта ПРООН ГЭФ, организовали и провели три крупные экспедиции в пограничные между Коми и Архангельской областью малонарушенные лесные массивы (МЛТ). В 2014 году наши предложения по созданию ООПТ в этих массивах вошли в Стратегический план развития сети ООПТ Республики Коми до 2030 года.

Фонд активно взаимодействует с сертифицированными предприятиями республики по выявлению и сохранению в границах их аренды Лесов Высокой Природоохранной Ценности, прежде всего - малонарушенных лесов. В частности, крупные массивы таких лесов добровольно сохраняет в границах своей арендной базы компания «Лузалес» в Прилузье и компания Монди СЛПК в Усть-Куломском районе на границе с Пермской областью. Таких примеров много.

Фонд активно участвовал в 2013-2015 годах в разработке «Стратегии сохранения малонарушенных лесных ландшафтов Баренц региона». В декабре 2015 года эта Стратегия была одобрена на совещании министров природных ресурсов и охраны окружающей природной среды стран Баренц региона в г. Сортавала (Карелия).

Таким образом, фонд «Серебряная тайга» занимается охраной природы и на локальном, и на районном, и на республиканском, и на российском, и на международном уровне, ведь природа не признаёт административных и государственных границ.

2788

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • 123
    25 дек. 2016 г., 16:38:36
    Ответить
    Хороший Юра человек, не предал свою идею, свою цель. Порядочный. Седина никого не жалеет только
    Отправлено из мобильной версии
  • так то
    25 дек. 2016 г., 17:38:19
    Ответить
    надеюсь, что когда Монди вырубит весь лес, когда люди с бумаги перейдут на что то иное, оно, т.е. Монди наградит тех безвестных лесников, что незаметно и без помпы берегли природу
    • фыв.
      26 дек. 2016 г., 12:45:02
      Ответить
      .
      я так понимаю, бумагой вы не пользуетесь, подтираетесь лопухом, елочку на новый год не покупаете?...
  • к
    25 дек. 2016 г., 17:48:01
    Ответить
    к
    все сомнительно как- то . Кто финансирует? непонятно. Может Сорос? Транснациональным компаниям нужны свежие разведданные по сырью.
    • Мым
      25 дек. 2016 г., 17:57:54
      Ответить
      Какие "разведданые"?
      На космических снимках видно, где есть лес, а где нет.
      • к
        25 дек. 2016 г., 18:17:46
        Ответить
        к
        Со спутника не определить больной лес или нет. Да и бобров не видно.
  • Комяк
    25 дек. 2016 г., 18:06:35
    Ответить
    Побольше бы таких ответственных и грамотных людей.
    Отправлено из мобильной версии
  • Станислав
    25 дек. 2016 г., 20:30:36
    Ответить
    о делах фонда
    Знаю, делают работу высококвалифицированные специалисты, главное дело- это сохранение природы для будущего... Если нормально рубить лес, то это не повредит природе. Лес растет и только надо правильно рубить!
    • хм
      25 дек. 2016 г., 20:35:34
      Ответить
      будешь правильно рубить, не забудь компенсировать весь вред природе, ну, иои энтропию отмени
  • 1111
    26 дек. 2016 г., 11:31:27
    Ответить
    Мутная организация с мутным результатом деятельности по охране природы
    • каждый ищет где глубже
      26 дек. 2016 г., 13:36:19
      Ответить
      возили к нам в лесхоз то ли шведов, то ли .... знает кого, те, наивные, агитировали пожары лесные не тушить