Сенатор от Коми Дмитрий Шатохин: «Сегодня между регионами просто жесточайшая конкуренция»
В России и Коми парламентская осень завершилась принятием федерального и регионального бюджетов - документов, определяющих на предстоящие три года жизнь страны в целом и республики в частности. В интервью агентству БНК итоги этой работы подвел сенатор от Коми Дмитрий Шатохин, входящий в профильный комитет Совета Федерации. Представляем читателям первую часть интервью, где Дмитрий Шатохин рассказал о своих первых шагах в качестве сенатора и взаимодействии с республиканскими властями, а также прокомментировал резонансные решения парламентариев Коми с позиции федерального законодателя.
- В прошлый раз мы с вами общались в формате интервью два с половиной месяца назад, перед вашим вступлением в должность. Расскажите о своих первых шагах в качестве сенатора, удалось ли реализовать намеченные планы?
- Когда вступал в должность, я себе обозначал и публично озвучивал три основные задачи. Первая, это максимально включиться во все бюджетные процессы на федеральном уровне в пользу Республики Коми. Вторая задача - это попробовать привлечь в наш регион инвестиционные проекты. В-третьих, у меня есть определенная общественная нагрузка: я руководитель Усть-Куломского землячества, участник ряда общественных объединений, координатор проекта «Ты нужен республике!». Поэтому в этих направлениях я и выстраивал свою работу.
Считаю, что более менее удалось добиться результатов, но и понимаю резервы, над которыми надо еще работать. По бюджетному процессу - вошел в профильный комитет Совета Федерации, также в подкомитет по финансовому контролю, который рассматривает заключения Счетной Палаты России по реализации федеральных программ.
Очень важно, что и я депутат Госдумы Иван Владимирович Медведев вошли в трехстороннюю комиссию по межбюджетным отношениям. В комиссии состоят представители минфина России, 80 представителей Федерального Собрания - по 40 от Совета Федерации и Госдумы. Эта комиссия фактически голосует за распределение бюджетных средств между регионами, и мы одни из первых узнаем цифры и можем как-то реагировать на эти решения.
Вообще для нашего региона это хорошее подспорье. Насколько знаю, раньше у нас не было ни одного представителя, а теперь двое. Уже первое заседание показало, что в паре поднимать вопросы на таком уровне намного проще. Удалось включить в протокол вопрос о необходимости достройки с федеральным финансированием дороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар. Строки на финансирование объекта в 2017 году пока нет, но определенный козырь для продвижения проекта уже имеется.
Включение нас в эти финансовые институты стало возможным благодаря главе Коми Сергею Анатольевичу Гапликову, да и наш с Иваном Владимировичем опыт работы в бюджетном комитете стал одним из определяющих факторов.
- Что с инвестпроектами?
- В рамках этой задачи сосредоточился на работе по привлечению средств из государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям). По-другому его еще называют «Фондом Бортника». В рамках этой работы состоялась поездка делегации от Коми в Китай, и мы ожидаем ответный визит делегации и потенциальных инвесторов из Китая и России. На прошлой неделе я побывал у руководителя Фонда Полякова Сергея Геннадьевича, где мы проговорили, как Коми могла бы улучшить работу в привлечении средств и проектов. Наш регион продолжает участвовать в программах «Умник» и «Старт». До конца года в регион поступят средства на эти программы – 10 млн рублей. Впервые будут получены средства по программе «Интернационализация» - 11 млн рублей на реализацию инновационного германо-российского проекта компании из Ухты. Его суть – разработка технологии использования попутного нефтяного газа на удаленных месторождениях. Для нашего региона, вы понимаете, – это очень актуально.
Но по этому Фонду еще есть резервы. Мы один из немногих регионов, который не привлекает средства по программам «Коммерциализация» и «Кооперация». Поэтому мы нашли в нашем регионе потенциальных участников этих программ, подобрали с ними инновационные идеи и продукты, формируем план по привлечению средств. Какие области? Скажу пока, что это жилищно-коммунальное хозяйство и IT-технологии. Если получится, то по этим программам можно для республики привлечь до 20 млн рублей за каждый проект. А вообще, на практике крупное региональное предприятие на внедрение малыми предприятиями инноваций может «вытащить» из федерального бюджета до 100 млн рублей. Кто-то скажет, что немного, но в условиях кризиса любые привлеченные средства из-за пределов региона важны.
- Как вы взаимодействуете с представителями республики в Москве и с членами правительства Коми, в частности, в решении бюджетных вопросов?
- Плотно работаю с депутатами Госдумы от Коми. В частности, с Савастьяновой Ольгой Викторовной, у которой несколько раз был на Охотному ряду, где мы проговаривали ситуацию по бюджету, варианты участия в федеральных программах. Также в контакте с Медведевым Иваном Владимировичем и сенатором Марковым Валерием Петровичем. Я думаю, мы впервые так объединили свои действия, вплоть до того, что у нас есть единая таблица, где мы расписали порядка 15 направлений, по которым можем привлечь федеральные средства. Эту таблицу согласовали с первым вице-премьером Ларисой Владимировной Максимовой, по каким направлениям мы в первую очередь работаем. Можно взять хоть 100 задач, но ничего не получить, а мы сконцентрировались на самых, на наш взгляд, реальных: доступная среда, жилье для детей-сирот, субвенции на лесное хозяйство, дорожная деятельность и так далее. Собственно в течение этих двух с половиной месяцев по этому плану работали, выступали на пленарных заседаниях, комитетах, вели переговоры в федеральных министерствах.
- В ноябре, когда проектом бюджета распределили средства дорожного фонда России, то обделили 30 регионов, в том, числе и Республику Коми. Тогда мы начали работу по всем, если так можно выразиться, фронтам. Подключились и остальные регионы. Как следствие, во втором чтении федерального бюджета дополнительно выделили 10 млрд рублей. На последней встрече в минтрансе нас уже обнадежили конкретными цифрами по Коми. Не буду их называть, хотелось бы документального подтверждения. Переговоры с минтруда России привели к увеличению суммы по «Доступной среде» с 16 до 33 млн рублей, по жилью детям-сиротам с 56 до 61 млн рублей и так далее. Повторюсь, в условиях сокращения федерального бюджета любое увеличение хоть и малое для региона - это уже хорошо.
Активно работаем с представительством Коми, обмениваемся информацией. Как член трехсторонней комиссии, как только получаю таблицы, методики, проекты постановлений, направляю информацию в представительство, минфин региона, и начинаем их отрабатывать. В основном работаем с заместителем постпреда Еленой Ивановной Васильевой, отвечающей за экономические и финансовые вопросы. С Григорием Наскидовичем Саришвили также контактируем. А вообще, на последней встрече с минфином Коми представители ведомства отметили, что информационный обмен при подготовке бюджета этого года был как никогда насыщенным и оперативным.
Что касается министерств, то в основном общаемся с Галиной Зиславовной Рубцовой, но в целом каких-то проблем с контактами я не вижу. Министры, которые сегодня реально заинтересованы в получении федеральных средств, сами выходят, и мы ищем варианты, на какие департаменты можно выйти. Отмечу, что в федеральных структурах вполне нормальное отношение к регионам. Даже с учетом их напряженных графиков проблем с организацией встреч не было.
- Недавно команда представителей Коми в Москве пополнилась неким специальным представителем Алиханом Яндиевым. Здесь пока немногие понимают, чем он занимается. Может, вы с ним пересекались?
- Я не выходил на него, и Алихан Яндиев не инициировал встреч. Глава Коми такую задачу не ставил. В последние дни был напряженный режим, у нас сессии и заседания комитетов шли каждую неделю, что даже физически как-то сложно это было сделать. Во-вторых, прежде всего, я контактирую с депутатами Госдумы, представительством в Москве, пока мне этого хватает, чтобы решить поставленные задачи.
- А с самим Сергеем Гапликовым часто видитесь в Москве? Потому что здесь мы его практически не видим...
- В последний раз мы виделись 1 декабря на ежегодном послании президента Федеральному Собранию. Сидели вместе с Валерием Петровичем Марковым, обменивались информацией, впечатлениями от послания, проецировали на работу в регионе. На заседание правительства 22 декабря я не поехал в связи с участием в пленарном заседании Совета федерации.
- Сколько времени вы проводите в республике и в Москве?
- Почти еженедельно бываю в Коми. Во-первых, мои поездки сюда связаны с участием в мероприятиях Госсовета и правительства, чтобы с одной стороны черпать, с другой - передавать информацию. Во-вторых, это рабочие поездки. Я побывал за это время в Усинске, Усть-Куломе, в Сыктывкаре проводил личные приемы. В Усинске встречался с молодежью и местными депутатами, выезжал в учебный центр при УГТУ. В ближайшее время планируются еще рабочие поездки, предварительно, собираюсь в Воркуту, потому что я там давно не был и имеется достаточно много вопросов, в частности, по реализации программы развития Арктической зоны. Я принимал участие в мероприятиях по обсуждению вопросов развития Арктики, поэтому мне важно знать мнение на местах, какие существуют возможности по включению Воркуты в Арктическую зону.
- Какова судьба проекта «Ты нужен республике»?
- Скажем так, что резонанс при его запуске был большой, сейчас интерес остался. Положительный момент, что проект был воспринят общественностью достаточно хорошо, видно, что такая проблема в регионе есть и более того, это переросло в конкретную работу. Например, молодежный парламент республики взял эту идею как одну из сквозных и проводит тематические беседы со старшеклассниками. В Сыктывкаре проходил конкурс проектов в области PR, и там также центральной была тема «Ты нужен республике!». Я был в Усинске и удивился, что они проводят муниципальный грантовый конкурс социально ориентированных организаций, который также называется «Ты нужен республике!».
Из минусов - мы рабочей группой наметили ряд моментов, но не реализовали порядка 5-7 пунктов. Хотелось, чтобы Общественная палата Коми стала двигателем этого проекта. Я готов быть коммуникатором в этой работе, но физически двигать этот проект один не смогу. Это реально может быть хорошим проектом Общественной палаты, просто за него нужно взяться и в еженедельном режиме реализовывать.
- Госсовет Коми на декабрьской сессии принял ряд неоднозначных законов, в частности, установив критерий нуждаемости при компенсации родительской платы за детский сад. Прокомментируйте эту инициативу с позиции федерального законодателя.
- Это уже не первая резонансная ситуация с социальными льготами в республике. Нужно понимать, что мы фактически прошли пик максимальной доходной части бюджета. Именно тогда мы нарастили социальную часть. Если еще порядка 5-7 лет назад в среднем по стране на социалку приходилось менее 50% от всех расходов, то сегодня более 60%. Если говорить о Коми, то порядка 73% расходов занимает социальная составляющая. Инвестиции в строительство, в экономику по стране за последнюю трехлетку уменьшились с 21 до 14%. Как следствие, страна экономически перестала развиваться. Рано или поздно встанет вопрос, из каких источников предоставлять меры социальной поддержки. При этом часть льгот предоставляется однозначно неэффективно. Я думаю, что вы и сами видели дам в норковых шубах, стоящих в очереди за очередной мерой социальной поддержки. Льгота - это мера поддержки человеку, который попал в трудную жизненную ситуацию, а не поощрение! Соответственно без внедрения принципа нуждаемости не обойтись.
Нам бы хотелось помощи от федеральных органов в их формировании. Сенаторы несколько раз предлагали правительству России ввести критерии нуждаемости, но они взять ответственность за это пока не хотят. Правительство Коми этим проектом закона на примере одной меры попыталось ввести критерий нуждаемости - это прожиточный минимум. Депутатов Госсовета Коми он не устроил, тогда в рамках поправок был предложен вариант полтора прожиточных минимума. Возможно, это будет критерием нуждаемости и для других мер социальной поддержки, возможно - нет, это надо обсуждать. Кроме этого, вижу, что проект закона и поправки вносились в краткие сроки, а это не дает возможность качественно отработать нормы. Я знаю, что в других регионах принимали с широким обсуждением социальные кодексы, где договаривались о критериях нуждаемости, приоритетах, формулах индексации, какие-то меры поддержки делали временными. Это долгая, кропотливая работа.
- Также некоторые депутаты настороженно отнеслись к закону о налоговых льготах, предоставляемых в Коми организациям, обеспечившим прирост налоговой базы по налогу на имущество свыше 10 миллиардов рублей. Есть мнение, что это преференция одной отдельно взятой компании.
- Нужно понимать, что сегодня между регионами просто жесточайшая конкуренция. В стране есть около 15 консолидированных групп налогоплательщиков - это крупные компании, например, «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Северсталь» и другие. И вопрос в том, какой регион предоставит наиболее качественные инвестиционные и налоговые условия, туда собственно и пойдут эти компании, а самое главное - средства. Например, крупная компания представлена и в Коми, и в каком-нибудь климатически благоприятном регионе. Она выбирает, где строить промышленный объект. Мы однозначно при всех равных будем проигрывать за счет высоких издержек: северный завоз, короткий сезон, необходимость оплаты северных и районных коэффициентов. А если при этом у нас не будет льгот при реализации инвестпроекта? Инвесторы просто уйдут, и никакие административные решения и политические заявления не помогут. Деньги сейчас все считают, поэтому мы должны создавать благоприятные условия. Это и налоговые льготы, инвестиционные кредиты, технопарки и готовые промышленные площадки. Недавно у нас в Совете Федерации были дни Тамбовской области, где рост промышленности за последний год составил 6%, а по России – «минус 0,6%». Рост происходит там, в том числе за счет принятия вышеперечисленных мер.
- Но будет ли отдача?
- Я, будучи руководителем муниципалитета, часто ругал компанию Монди за их подходы, особенно за закрытие лесосплава, лесных поселков, и удивлялся, что они претендуют на льготы при реализации инвестроектов. Но сейчас настали трудные времена, бюджеты районов трещат. К кому идем за помощью? К той же компании Монди, потому что она одна из немногих, кто выделяет средства в рамках социального партнерства с районами – 50 млн рублей в год, на дороги - 220 млн рублей за два года. Это один из крупнейших плательщиков транспортного налога, а в этом году, правда, у меня устная информация на ноябрь, обогнали компании нефтегазового сектора по выплаченному налогу на прибыль. Это не реклама этой компании, вопросов к ним тоже хватает. Но нам нужны сильные предприятия, а они таковыми становятся при разумных послаблениях и правильных инвестициях.
***
Вторая часть интервью с Дмитрием Шатохиным будет посвящена формированию федерального бюджета, его нововведениям, а также направлениям, которые удалось отстоять Республике Коми. Читайте в ближайшее время на БНК.
Комментарии (81)
Вообще для этих целей давно уже телефон изобрели. Даже с видео. А не летать за бюджетные средства туда обратно.
А я считаю, что те кто всю жизнь ОТМОДЕРИРОВАНО на производстве, рисковал своей жизнью защищая страну, исправно платил налоги - тот имеет право на льготы. А не тот кто всю жизнь бухал и оказался в трудной жизненной ситуации.
Давайте полистаем учебники по конфликтологии. В них, наверняка, найдем такие понятия, как 'предмет конфликта', 'обьект конфликта', 'субьекты конфликта' и т.п.
Боюсь, что в России дозревает, в латентной стадии, конфликт "все против всех"...
На Диму еще есть надежда, что хоть кто-то у нас порядочный есть.
Дима, не подведи своих родителей , надежды людей РК, которые итак живут в трудных условиях.!
Социальная льгота − это социально-обеспечительное благо имущественного характера, предоставляемые ЗАСЛУЖЕННЫМ гражданам и законодательно установленным отдельным категориям граждан по сокращению их расходов по оплате жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, топлива, транспортных расходов, протезирования, первоочередное обслуживание различными учреждениями и ряд других мер.
Потому что здесь мы его практически не видим...- голову
И как будто обычными не были, что напрочь забывают, про все проблемы населения....Горе депутаты не испытывайте судьбу...Ваша прямая обязанность работать на благо жителей РК,а не угождать Гапликову...
Отрабатывайте не заслуженно получаемую зарплату...и почему Вы не подняли вопрос о снижении з/платы и против увеличения числа помощников??? Позор Вам!!!
Видел фото журналиста, беседующего с Шатохиным на встрече с Бречаловым. Если там разговор был столь же откровенный, то честь и хвала ему. Журналистика Коми достойна уважения и есть надежда на порядочность и оргвыводы по недоразумению с Главой
А раз есть на норку - соц. выплаты мимо вас.
Или НГ уже в Москве празднует?
Рано ему еще в фанфары бить. НИЧЕГО еще кроме болтовни не сделал.
Мы же знаем, что 'елита' у нас в стране 'офшорная' ! на вахте
На Воркуте 'Усинский водовод' испускает последный 'пар', т.е. дух. Не станет (или даже просто не хватит) воды загнутся ТЭЦ-мощности, остановятся 'грелки' - замерзнет город. Замерзнет город - начнется маленький "алеппо". Вояки давно репу чешут, как эвакуироваться, менты тоже бы чесали, да чесать уже нечего.
Скоро начнется "веселье"...