Вольфганг Вюнш: «В Сыктывкаре вальдорфская система образования по-настоящему раскрывает свой потенциал»
В Сыктывкаре параллельно с традиционной системой образования развивается альтернативная - вальдорфская педагогика. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в Германии, сейчас в шестидесяти странах насчитывается более тысячи школ. В России первая вальдорфская школа появилась в начале 90-х годов, и с этого времени началось сотрудничество Вольфганга Вюнша, известного немецкого композитора и педагога, с сыктывкарскими коллегами. В интервью БНК гость рассказывает о том, как приживается европейская система на нашей почве.
- Вольфганг, в Сыктывкаре вы не впервые. Как получилось, что именно сюда вас привела судьба?
- В первый раз я приехал в 1991 году в Москву на семинар, посвящённый вальдорфской педагогике. Там я познакомился с сыктывкарскими педагогами, которые интересовались этим направлением и через какое-то время пригласили меня сюда. В 2001 году посетил Сыктывкар в первый раз. С той поры я приезжал четырнадцать раз на две недели.
- Объясните для несведущих читателей, что собой представляет вальдорфская система? В чем ее отличие от традиционной системы образования?
- Идея заключается в том, что человек не только работает мысленно, но и много что хочет познавать через практическую работу. И таким образом, в вольдорфской школе больше практической работы. Есть мастерские, ученики занимаются плотническим делом, работают с металлом, осваивают другие ремёсла и, конечно, занимаются различными видами искусства. Благодаря получению разносторонних навыков и их совершенствованию, ученики стремятся к гармонии между душой и телом.
- Мне вспомнился наш русский царь Петр I, который, путешествуя по Европе, стремился познакомиться со многими точными, естественными науками, ремеслами и различными видами искусств. Можно ли его представить, как идеал ученика вальдорфской школы?
- Да, конечно, также, например, как и писателя Льва Толстого. Он понимал, что важно наблюдение. Что крайне важно все больше и больше упражняться в том, как лучше видеть, в том, как лучше чувствовать, а потом, как лучше помогать делать это другим. Дух – это душа, это порядок…
- … который реализуется через практическую деятельность? Поэтому Лев Николаевич, то землю пахал, то толстовку знаменитую сшил…
- Именно так.
- Скажите, Вольфганг, насколько вальдорфская система сегодня популярна в Европе?
- Можно сказать, что в Германии около 270 вольдорфских школ, не знаю, сколько точно в Европе. И поэтому в Европе люди знают об этом, но не все.
- В Сыктывкаре о вальдорфской системе знают немногие, и по России в целом, как я понимаю. А в Европе схожая ситуация?
- В разные годы ситуация была разная. К примеру, в 70 - 80-е годы создавалось много вальдорфских школ, сейчас их меньше, а с этим и заинтересованность в них несколько снизилась.
- С чем связан, на ваш взгляд, такой спад интереса?
- Думаю, всё потому, что вальдорфская школа имеет свою особенную педагогику, но государственный экзамен всегда надо сдавать, и поэтому у педагогов есть страх, что они не смогут к нему подготовить учащихся. И таким образом, медленно, но ослабевает вальдорфская система.
- Как я понимаю, в Европе есть своя государственная аттестация, аналогичная российскому ЕГЭ. Получается, что опасение не пройти ее и не дает развиваться более активно вальдорфской системе?
- У нас есть такая же проблема, как и у вас, но она не так глобальна. У нас государство за обучение в вальдорфской школе оплачивает около 70-80 процентов необходимых средств, а родители платят только 20-30 процентов от суммы.
- То есть, если в России эти школы существуют только на частных основаниях, то в Европе спонсируются государством?
- Именно так. Но школа не чисто государственная организация, у нас своя особенная педагогика. Единственное, что, как заведено везде, это итоговые экзамены.
- В Германии иная система образования, чем в России. Можете рассказать о ней?
- Сначала идет общая школа, 4 класса – это первая ступень. Потом она делится на гимназию и на среднюю школу. Средняя школа ориентируется на практическую деятельность, она продолжается до 10 класса. Гимназия продолжается до 13 классов. В вальдорфской школе мы учим до 12 классов в общем, и кто еще хочет, может перенести экзамены на 13 класс.
- В сыктывкарском центре «Преобразование», ориентирующемся на вальдорфскую систему, в конце 9 и 11 класса учеников дополнительно готовят к итоговой аттестации. В Европе, как я понимаю, в рамках вольдорфской системы, ближе к концу обучения тоже усиливают подготовку к ней?
- Да, это так. В гимназиях около 33 процентов сдают экзамен на отлично, в вальдорфских - около 35процентов, но в государственных школах с 5 класса начинается гимназия, и туда идёт только элита.
- Можете ли вы, со своей точки зрения, описать, как происходило развитие этой системы в Сыктывкаре?
- Когда я побывал первый раз в Сыктывкаре, таких центров еще не было. И только маленькая группа учителей обсуждала вальдорфскую педагогику, в результате чего, медленно, но верно, возникла школа. Один ученик, потом три, потом пять… Сейчас в центре тридцать два ученика, количество которых в перспективе может увеличиться до сорока. Значит, школа развивается, что всегда очень важно. Накапливается педагогический опыт. В правильном направлении осуществляется взаимодействие учеников и преподавателей.
- Отличается ли реализация вальдорфской системы в Сыктывкаре от европейской?
- В Сыктывкаре иная вальдорфская школа, отличающаяся от той, что, к примеру, действует в Германии. Здесь сыктывкарская коми школа. Немецкая культура иная, чем ваша, и благодаря этому возникает свой уникальный путь. И это правильно.
- Вы хотите сказать, что вальдорфская школа - это не калька, которую нужно слепо копировать, а система, которую важно по-своему переосмыслять на родной почве?
- Многие вальдорфские школы в России хороши, но есть такие, которые делают все, как в Германии – а это не по-русски. У вас нет того, что есть в Германии, но у вас есть другое. И из этого должно возникать что-то новое и уникальное.
- Есть в России такое выражение «Для чего козе баян», то есть, если так копировать, то это будет, как этот баян козе: зачем он нужен. Потому что одно дело: вечные, общечеловеческие идеалы, а другое - личная культурная самобытность. Получается, вас радует, что в Сыктывкаре происходит переосмысление вальдорфской системы?
- Да. Я думаю, что в Германии, во многом, вальдорфская школа работает так, как сто лет тому назад. Новое поколение детей является другим, поэтому системе нужно по-новому взглянуть на вещи. Если я об этом говорю в Германии, то мне отвечают, что все идет, как всегда – хорошо. Но если я в Сыктывкаре поднимаю этот вопрос, то здесь у всех «открыты уши»…
- То есть, на ваш взгляд, сыктывкарские педагоги открыты для преобразования этой системы, которая в Германии потихоньку законсервировалась. Образно говоря, как болото лягушкам: вроде все хорошо, да есть некоторое заплесневение?
- Именно так.
- Вольфганг, вальдорфская система, насколько я понял, строится на общечеловеческих ценностях и идеалах. Но даже система, которая строится на неких универсальных, вечных вещах, требует обновления. Своему времени – свое понимание. В средние века схоластика являлась «таким нечто» - универсальным и кажущимся вечным для человека, но из истории мы знаем, к чему это привело.
- Вальдорфская система не изменяется, когда она применяется поверхностно. Она развивается, когда на определенной почве пускает свои корни.
- Можно ли тогда сказать, что вальдорфская система – это система, которая должна обновляться с течением времени, подстраиваясь под эпоху. В России образование пытается идти в ногу со временем, приспосабливаться к настоящему, но это за один день невозможно сделать. И поэтому существует мнение, что инерция старой советской системы преподавания «тянет одеяло на себя». Вальдорфская система, как я понимаю, старается от этого отстраняться. Можно ли сказать, что в Сыктывкаре это стремление реализуется?
- Да. Я считаю, что Сыктывкар - одно из мест в России, где вальдорфская система по-настоящему раскрывает свой потенциал. Есть в России несколько школ, которые работают на идеях вальдорфской системы. В них педагоги акцентируют внимание на отношение ученик – ученик, то есть, старшие ученики целенаправленно обучают младших. Такого никогда не было, у вас же есть такие возможности для самостоятельного развития. Я думаю, что это будет отдельная русская система.
- Какими вам представляются сыктывкарские ученики, студенты?
- В этот приезд в Сыктывкар я посещал разные колледжи, другие высшие школы и отметил, что студенты открыты; они открыты вопросам, а это главное. Не только в Сыктывкаре, но и в России в целом, есть яркие стремления и способности.
- Существует мнение, что в России у людей нет понимания того, какие вопросы они хотят задавать, а также желания отвечать на них…
- У вас в России есть такие художники, композиторы, ученые, которые живут вопросами духовности всегда. Здесь много таких. И если такие люди есть, то они и будут влиять на образование, а с ним все изменится.
- Что бы вы пожелали сыктывкарским педагогам?
- В Сыктывкаре уже есть организации, работающие по вальдорфской системе, и я думаю, что это только начало. Здесь есть возможность развивать и практиковать эту систему, что и следует продолжать.
*** Вольфганг Вюнш родился в 1926 г. в Галле (Германия). В пятидесятые годы изучал церковную музыку в Берлине, естественные науки во Фрайбурге. В 1963 г. – учитель вальдорфской школы «Уландсхоэ», Штутгарт, а с 1964 г. – вальдорфской школы в Марбурге. В 1971 г. – один из основателей вальдорфской школы в Бонне, где преподавал музыку и естественные науки. С 1978 г. – наряду с учительской работой – преподаватель контрапункта и истории музыки в высшей школе искусств «Аланус». С 1988 г. – преподаватель вальдорфской педагогики на кафедре истории и музыки педагогического института в Виттене. Ведет активную семинарскую деятельность в Германии и странах Северной и Восточной Европы.
Комментарии (14)
Она была и есть лучшая. И никакие заморские не нужны!
Самое первое чему учит их школа думать самому и учиться применять знания. И их результаты - это успешные и счастливые люди. Вальдорфская школа как раз считается более элитной и их много разновидностей.
Благодаря сов.системе образования россия всегда в нищете во всем.