content/news/images/56166/ANT_0649(1)_mainPhoto.jpg
15:25, 20.11.2016

Руководитель хора им. Пятницкого Александра Пермякова: «Любовь к народному искусству заложена на генетическом уровне»

В субботу, 19 ноября, выступлением Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого в Сыктывкаре завершился второй фестиваль «Танцуй и пой, Великая Россия!», собравший на республиканской сцене «мастодонтов хорового и хореографического искусства». В блиц-интервью БНК художественный руководитель коллектива Александра Пермякова рассказала о заложенной на генетическом уровне любви зрителей к народному искусству, а также сравнила с атомной электростанцией Марию Балмастову - директора Коми республиканской филармонии, организовавшей фестиваль.

Руководитель хора им. Пятницкого Александра Пермякова: «Любовь к народному искусству заложена на генетическом уровне»
Фото Николая Антоновского

- Первый вопрос, конечно, как вам зал?

- Вы знаете, я всегда боюсь давать оценки залу. Я не тот человек, который может прийти и сказать: «такой зал или не такой». Оценку залу дает, прежде всего, зритель. Поэтому как пройдет концерт, таков и зал.

- Какую программу вы выбрали для фестиваля и почему?

- У меня не бывает двух одинаковых программ, и я никогда не составляю программу без того, чтобы не показать основные направления развития современного хора имени Пятницкого. Это и популярные русские народные песни, это подлинные песни разных областей России. Кстати, вы слышите? Вот сейчас поет – это же чистый Брянск. Далее это песни российских композиторов, потому что, начиная с 30-х годов, хор имени Пятницкого основал новый сценический жанр – авторская песня. Почему именно он основатель этого жанра? Именно потому, что хор сумел на определенном этапе из авторской песни сделать народную песню.

ANT_0640.jpg

- Вы действительно уделяете большое внимание народным песням разных районов России. Наша Республика Коми знаменита своим богатым культурным наследием, желаете ли поработать в этом направлении?

- Фольклор и народное искусство - это очень взаимосвязанное искусство, которое в синтезе своем неожиданно порой дает такие результаты, что это тоже может стать новым сценическим решением чего-то: и в музыке, и в танце, и в песне. Поэтому такой момент не исключается абсолютно, наоборот, я всегда очень рада таким творческим экспериментам. Почему нет? Все талантливое имеет право быть на сцене!

ANT_0665.jpg

- Сейчас среди молодежи присутствует мнение, что настоящая культура живет и развивается именно за границей. Вы, как хранитель исконно русского, что можете им ответить?

- Какая странная позиция. Очевидно, это может говорить такой человек, который не очень знаком именно с народным искусством. Я не любитель пафосных слов, но вместе с тем, если проанализировать русскую народную песню и сценическую русскую народную песню, то ни одного непрекрасного слова в этих творениях просто нет. Их создавал народ, вынашивал эти песни столетиями, если не тысячелетиями. Поэтому такие пессимистические выводы, я бы, наверное, не взяла на себя ответственность брать. Посмотрите, есть хоть одно свободное место в зале? Его нет! Если на всех коллективах полные залы, значит, у людей на генетическом уровне заложена любовь к народному искусству. А задача любого профессионального коллектива разбудить генетическую память. И мне очень жаль, что люди, которые так считают, не побывали ни на одном концерте, если в них не пробудилась генетическая память.

ANT_0652.jpg

- С момента основания коллектив не прекращал работу, в непростые для страны времена вы поддерживали людей своим творчеством. Сегодня, когда страна переживает сложный этап своей истории, изменилось ли что-то в графике гастролей, может быть, в репертуаре?

- Репертуар не изменился, но, если в 90-е мы помогали сами себе, то сейчас нам помогает народ. Люди сделали свой выбор, проголосовав за нас рублем. Билеты не такие уж дешевые, тем не менее, полные залы. И нас это очень радует, потому что, где бы мы ни были, наоборот, просят дополнительные концерты. Нас не было более 15-ти лет здесь, я понимаю, это непростая задача принять такой коллектив. Это же огромное количество людей - сколько нужно решить всяческих вопросов, чтобы мы здесь оказались? Но у вас такой директор филармонии Мария Алексеевна Балмастова - это, конечно, атомная электростанция, которая в состоянии, по-моему, зарядить своей энергией территорию от западных границ России до Урала и Дальнего Востока. И я буду счастлива, если этот фестиваль будет иметь возможность развиваться и станет системным.

3744

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • с района
    20 нояб. 2016 г., 15:49:28
    Ответить
    концерт посмотрел на одном дыхании. очень высокий уровень профессионального мастерства. отлично. молодцы. почаще бы приезжали.
  • Концерт
    20 нояб. 2016 г., 16:15:15
    Ответить
    Поклон Вам низкий,Александра, за Ваш труд и за Ваше детище-Хор Пятницкого! Такие светлые лица, а какие голоса! Программа великолепная!
    Отправлено из мобильной версии
    • Толик
      21 нояб. 2016 г., 0:17:05
      Ответить
      Ну, не еёшное это детище, а Митрофана Ефимыча. А вообще...Советская власть превратила НАРОДНЫЙ хор в "клюкву" матрешечную. Россия же эту "клюкву" еще и подсахарила...итог это то, что мы видим сейчас на сцене. Тонны макияжа на лице, инопланетные костюмы и советские пляски не имеющие к народным ни какого отношения. Приятно слушать, но не смотреть.
      • Толик
        21 нояб. 2016 г., 0:17:57
        Ответить
        Лично моё мнение. Не навязываю его никому.
  • Наслаждение
    20 нояб. 2016 г., 17:23:00
    Ответить
    Самое интересное в том, что, по моему ощущению, и оценкам моих родных и близких, большинство песен и танцев исполняемых хором имени Пятницкого- это типичный финно- угорский фестиваль. Кто помнит праздник финно- угорский фестиваль в августе 1991г в Сыктывкаре, тот согласится со мной. Удовольствие огромное. Спасибо.
    Отправлено из мобильной версии
  • охохо
    20 нояб. 2016 г., 18:12:00
    Ответить
    согласен, на генетическом, но сейчас пожрать бы чего
  • так и есть
    20 нояб. 2016 г., 21:54:26
    Ответить
    На концерте Уральского народного хора точно также. Изнутри поднимается волна, и захлестывает не передаваемым ощущением родной Руси!
    А русские песни и пляски! пол гудел в зале, зрители притоптывали под все плясовые! ))))
    Казалось бы забыли и чуть ли не утратили, ан нет! Вспоминается Наташа Ростова, графинечка, не знавшая ладом даже по-русски, которая пошла танцевать народный танец, и тут та самая генетическая память и выплеснулась, удивив всех.

  • +
    20 нояб. 2016 г., 22:52:49
    Ответить
    концерт хора в Ухте просмотрели на одном дыхании, это что-то невероятное, уровень высочайший
  • Вопрос
    21 нояб. 2016 г., 8:28:44
    Ответить
    Кто же обратит внимание на самое главное - где работа филармонии? Где развитие ансамб** Асья кыа? Позорная весенняя программа? Бездарная запись гимна коми? Конечно очень важно за немалые государственные деньги организовать билеты и гостиницу для 50 человек хора пятницкого. Только никакого вклада в развитие культуры республики в этом нет. Чем гордимся?
    • ответ
      21 нояб. 2016 г., 11:55:13
      Ответить
      на вопрос
      Да, вы совершенно правы. На государственные деньги сегодня, как и раньше, привезти и за не дешевые билеты показать - не гору свернуть. Тем более всем (гостиница, питание, транспорт, аренда зала и продажа билетов). занималась вышколенная еще Майсериком В.С.команда администраторов). А со сцены преподнесли так, как будто Балмастова М.А. на собственные деньги на руках, после долгих уговоров на коленях, преподнесла зрителю этотколлектив. Не надо вешать макароши, Мариша, знаем мы, как это концерт и других коллективов, делались и делаются. Без выгоды ты бы пальцем не шевельнула. Уже от второго коллектива слышим со сцены (слово в слово) те же слащавые слова :"Кто, если не бессменная Балмастова сделала бы праздник для КОми!.. Только она все коридоры власти прошла везде и выцепила нас сюда, на север!" Не надоело ли, Мариша, уговаривать эти слова в свой адрес говорить! Одна девочка из хора (вместе учились) сказала, что еще весной они знали, что выезжают в Сыктывкар и гонорар очччень хороший.
      ОТМОДЕРИРОВАНО
  • зритель
    21 нояб. 2016 г., 15:20:17
    Ответить
    "Асъя кыа" гораздо музыкальней и культурней на сцене смотрятся.Пятницкие,конечно неплохие, но немного ниже все таки по уровню мастерства будут.Просто распиаренные. Москва как-никак.
    • Зрителю
      21 нояб. 2016 г., 15:47:11
      Ответить
      От зрителя
      Здесь вообще сравнивать нельзя "Асья кая" и пятницкий. Совершенно разные ансамбли и постановки. Если Пятницкий мастера сцены в русской манере, то Асья Кыа в Коми. Поэтому каждый ансамбль по своему хорош, здесь нет кого-то лучше или хуже.
      Отправлено из мобильной версии
    • Мое мнение
      21 нояб. 2016 г., 17:59:11
      Ответить
      Пляски Асъя кыа не имеют никакого отношения к коми танцам. Все эти прижки и кружения- это чужое, наносное. Помню как еще в шестидесятых водили в коми деревнях хороводы. С притаптыванием, которое создавало музыкальный ритм. Причем танцующие ходили так, что головы их были на одной горизонтали. Не скакали вверх-вниз. И было красиво и зрилищно. Асъя Кыа же танцует пляски, не имеющие отношения к финно-угорским традициям. Поэтому это что угодно, только не коми национальная культура.
      Отправлено из мобильной версии
  • Благодарный зритель
    21 нояб. 2016 г., 17:28:14
    Ответить
    Спасибо
    Спасибо, что в нашем городе хоть что-то происходит. За "Донскую Легенду", за Хор Пятницкого, за концерты "Асъя кыа". Я думаю, Балмастова ещё новую филармонию для нашего города построит. Но и в этом случае, конечно же, на БНК появятся недовольные, злые и подлые комментарии.Неблагодарный народ какой-то..
  • Дмитрий
    21 нояб. 2016 г., 22:37:43
    Ответить
    Модератору
    Господа модераторы, когда всякие неадекватные людишки пишут оскорбительные комментарии, вы их выставляете на всеобщее обозрение. А когда что то говорят о том что некоторым бы надо быть поскромнее в неадекватной оценке, вы почему то удаляете!!!
    Отправлено из мобильной версии