Руководитель хора им. Пятницкого Александра Пермякова: «Любовь к народному искусству заложена на генетическом уровне»
В субботу, 19 ноября, выступлением Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого в Сыктывкаре завершился второй фестиваль «Танцуй и пой, Великая Россия!», собравший на республиканской сцене «мастодонтов хорового и хореографического искусства». В блиц-интервью БНК художественный руководитель коллектива Александра Пермякова рассказала о заложенной на генетическом уровне любви зрителей к народному искусству, а также сравнила с атомной электростанцией Марию Балмастову - директора Коми республиканской филармонии, организовавшей фестиваль.
- Первый вопрос, конечно, как вам зал?
- Вы знаете, я всегда боюсь давать оценки залу. Я не тот человек, который может прийти и сказать: «такой зал или не такой». Оценку залу дает, прежде всего, зритель. Поэтому как пройдет концерт, таков и зал.
- Какую программу вы выбрали для фестиваля и почему?
- У меня не бывает двух одинаковых программ, и я никогда не составляю программу без того, чтобы не показать основные направления развития современного хора имени Пятницкого. Это и популярные русские народные песни, это подлинные песни разных областей России. Кстати, вы слышите? Вот сейчас поет – это же чистый Брянск. Далее это песни российских композиторов, потому что, начиная с 30-х годов, хор имени Пятницкого основал новый сценический жанр – авторская песня. Почему именно он основатель этого жанра? Именно потому, что хор сумел на определенном этапе из авторской песни сделать народную песню.
- Вы действительно уделяете большое внимание народным песням разных районов России. Наша Республика Коми знаменита своим богатым культурным наследием, желаете ли поработать в этом направлении?
- Фольклор и народное искусство - это очень взаимосвязанное искусство, которое в синтезе своем неожиданно порой дает такие результаты, что это тоже может стать новым сценическим решением чего-то: и в музыке, и в танце, и в песне. Поэтому такой момент не исключается абсолютно, наоборот, я всегда очень рада таким творческим экспериментам. Почему нет? Все талантливое имеет право быть на сцене!
- Сейчас среди молодежи присутствует мнение, что настоящая культура живет и развивается именно за границей. Вы, как хранитель исконно русского, что можете им ответить?
- Какая странная позиция. Очевидно, это может говорить такой человек, который не очень знаком именно с народным искусством. Я не любитель пафосных слов, но вместе с тем, если проанализировать русскую народную песню и сценическую русскую народную песню, то ни одного непрекрасного слова в этих творениях просто нет. Их создавал народ, вынашивал эти песни столетиями, если не тысячелетиями. Поэтому такие пессимистические выводы, я бы, наверное, не взяла на себя ответственность брать. Посмотрите, есть хоть одно свободное место в зале? Его нет! Если на всех коллективах полные залы, значит, у людей на генетическом уровне заложена любовь к народному искусству. А задача любого профессионального коллектива разбудить генетическую память. И мне очень жаль, что люди, которые так считают, не побывали ни на одном концерте, если в них не пробудилась генетическая память.
- С момента основания коллектив не прекращал работу, в непростые для страны времена вы поддерживали людей своим творчеством. Сегодня, когда страна переживает сложный этап своей истории, изменилось ли что-то в графике гастролей, может быть, в репертуаре?
- Репертуар не изменился, но, если в 90-е мы помогали сами себе, то сейчас нам помогает народ. Люди сделали свой выбор, проголосовав за нас рублем. Билеты не такие уж дешевые, тем не менее, полные залы. И нас это очень радует, потому что, где бы мы ни были, наоборот, просят дополнительные концерты. Нас не было более 15-ти лет здесь, я понимаю, это непростая задача принять такой коллектив. Это же огромное количество людей - сколько нужно решить всяческих вопросов, чтобы мы здесь оказались? Но у вас такой директор филармонии Мария Алексеевна Балмастова - это, конечно, атомная электростанция, которая в состоянии, по-моему, зарядить своей энергией территорию от западных границ России до Урала и Дальнего Востока. И я буду счастлива, если этот фестиваль будет иметь возможность развиваться и станет системным.
Комментарии (17)
А русские песни и пляски! пол гудел в зале, зрители притоптывали под все плясовые! ))))
Казалось бы забыли и чуть ли не утратили, ан нет! Вспоминается Наташа Ростова, графинечка, не знавшая ладом даже по-русски, которая пошла танцевать народный танец, и тут та самая генетическая память и выплеснулась, удивив всех.
ОТМОДЕРИРОВАНО