Сенатор от Коми Дмитрий Шатохин: «Фактически это аванс для меня»
В среду, 28 сентября, Совет Федерации России соберется на очередную сессию, где официально примет в свои ряды сенаторов-новичков, одним из которых станет экс-председатель бюджетного комитета Госсовета Коми Дмитрий Шатохин. Накануне первой поездки в Москву в новом статусе Дмитрий Шатохин, еще год назад возглавлявший администрацию Усть-Куломского района, в интервью БНК рассказал о своем понимании работы сенатором и планах по лоббированию интересов региона, обозначил позицию, которую он занимает в команде главы Коми Сергея Гапликова, а также назвал собственное назначение авансом.
- Еще год назад вы руководили администрацией Усть-Куломского района. Ожидали ли столь стремительного карьерного поворота и как вы можете оценить этот период?
- Однозначно не ожидал, и даже какое-то чувство недосказанности имеется, потому что я отработал в Госсовете всего лишь десять месяцев. Были определенные задумки, выработал свой формат работы, у комитета по бюджету появился экспертный совет, через неделю должна состояться согласительная комиссия по исполнению бюджета 2016 года, мы наметили планы по рассмотрению бюджета на 2017 год. Летние рабочие поездки получились достаточно интересными и носили важную проблематику, которую мы хотели отработать, поэтому чувство недосказанности определенно есть. Да и Восточный округ осиротел, ведь из него ушли два депутата: я и Иван Владимирович Медведев. То есть один Владимир Алексеевич Косов теперь на хозяйстве. Все произошло достаточно неожиданно и быстро.
Год все равно был сложный, все другу к другу притирались. Определенным образом сменялись события, принося не всегда позитивные моменты, менялись люди. Даже в нашем депутатском корпусе происходили стремительные изменения. Это влияло и на формальные вещи. Например, на наличие кворума при работе комитетов парламента. Тем не менее, удалось наладить рабочий режим, и имевшиеся задачи, по крайней мере, в Госсовете, я считаю, были выполнены.
- Как ваша семья отнеслась к этому назначению?
- Семья всегда поддерживает меня. Когда принял решение ехать в Усть-Кулом, дружно собрали свои вещи, переехали и собственно жили там пять лет. То же самое и здесь, единственное, мы пока не понимаем формат жизни в Москве, поэтому решили, что месяц-два я там поработаю, поживу, посмотрю, как будем обустраиваться, и потом уже будем принимать дальнейшие решения. Потому что моему сыну, который менее года назад переехал из одной школы в другую, теперь возможно вновь предстоит менять школу. Здесь надо будет все взвесить и только тогда принимать решение.
- Как вы представляете себе работу сенатора? Консультировались ли с нынешними и бывшими представителями Коми в Совете Федерации?
- Несомненно, я консультировался с Валерием Петровичем Марковым, потому что он сегодня представляет Госсовет в Совете Федерации и я с ним достаточно долго знаком, поэтому с ним мне было проще понять какую-то специфику работы. Я разговаривал с Жилиным Валерием Васильевичем. На данный момент я выработал определенную тактику на поездку в Москву: сформировал круг людей, с кем начну общение в Совете Федерации и представительстве Республики Коми. Наверное, по итогам этого общения уже какое-то более полное понимание будет. С точки зрения того, как я вижу, то самая главная задача, и мы с Сергеем Анатольевичем (Гапликовым) это проговорили - максимальное представление и лоббирование интересов Республики Коми. Предстоят достаточно интересные годы в нашей стране, будет происходить определенная трансформация отношений между регионами и Федерацией. Не исключено, что это отразится и на каких-то финансовых взаимоотношениях. Сейчас в это яркое время нужно не потеряться и успеть отстоять интересы республики.
- Вы сказали про круг людей в Москве. Можете назвать пару фамилий?
- Я не буду называть, но однозначно это члены Совета Федерации, его руководители. Я думаю, что можно сразу догадаться, что если Сергей Анатольевич работал с заместителем председателя Совета Федерации Николаем Федоровым, в прошлом губернатором Республики Чувашии, конечно, не исключено, что с ним буду встречаться.
- После инаугурации вы довольно тесно общались с Валерием Марковым. Будете командой в Москве?
- Во-первых, мы знакомы достаточно давно, наверное, семь-восемь лет, прежде всего, по национальной тематике. Он очень любит и уважает Усть-Куломский район, ранее мы много общались по «Коми Войтыр» и «Василею», поэтому даже просто с точки зрения человеческого общения нам достаточно легко. Во-вторых, он представляет Госсовет и, конечно, нам нужно вместе взаимодействовать, мы понимаем формат работы друг с другом, поэтому я рассчитываю, что мы с ним достаточно тесно будем общаться. Уже в пятницу мы проговорили, что будем искать общие моменты и стараться поднимать проблемы вместе. Если наоборот появляются какие-то хорошие возможности для Республики Коми, то их вместе опять же отстаивать. Он в своем комитете, я - в своем, потому что по положению Совета Федерации его члены, представляющие один регион, не могут работать в одном комитете. Значит, мы будем представлять разные комитеты.
- Считается, что сенаторы - это региональные тяжеловесы. Ощущаете ли вы себя таковым?
- Наверное, в полной мере - нет, хотя определенное внимание к себе чувствую как к политику, прежде всего, со стороны сельских районов. Я много работал с территориями, и фактически знаю всех руководителей районов. Мне кажется, Сергей Анатольевич, определяя свою тройку кандидатов на пост сенатора, собственно и ставил меня ближе к сельской территории, Нина Александровна Нестерова - это такая образовательная интеллигенция, а Николай Денисович Цхадая - северные города. Наверное, такое распределение собственно и было. Поэтому если брать муниципальную нишу, то я больше в ней понимаю, разбираюсь и определенные позиции имею.
- Другое мнение, что членство в Совете Федерации - это «почетная политическая пенсия». Как вы к этому относитесь?
- Я не совсем разделяю эту позицию. Понятно, что я еще изнутри эту кухню увижу и свое мнение сформирую, но мне кажется, что ситуация по Совету Федерации серьезно меняется. Во-первых, Государственная Дума сейчас фактически полностью поменялась. Смена состава - это вхождение в курс дела. В Совете Федерации сейчас произошла только ротация, то есть в какой-то мере сегодня с точки зрения опыта и понимания ситуации даже Совет Федерации, думаю, на определенный шаг будет впереди. Да, потом они сравняются. Сам по себе руководитель Валентина Ивановна Матвиенко сегодня входит в топ-5 федеральных руководителей, ее методика работы достаточно интересная и очень сильная. По крайне мере, я вижу, что она лично вносит много перемен в формат работы Совета Федерации. Если ранее было большое число комитетов, то сейчас она была одним из инициаторов того, чтобы количество комитетов уменьшилось, а их сила - увеличивалась, был сильный состав и полномочия Совета Федерации усилились. Я думаю, что и требования к члену Совета Федерации будут серьезнее.
Посмотрите последние федеральные статьи, например, в «Известиях», на которую ссылалось БНК. Риторика следующая: губернаторы сегодня усиливают позиции именно в Совете Федерации, понимая, что этот лоббистский механизм нельзя исключать. То есть если раньше это была, как вы говорите, некая «пенсия», то в данный момент все понимают: с учетом того, что в стране проблемы с финансами, кто сегодня сильнее отработает на базе Госдумы и Совета Федерации соответственно и получит определенные дивиденды. И Сергей Анатольевич абсолютно также относится к Совету Федерации, что это сегодня серьезный ресурс, с помощью которого можно отстаивать интересы нашего региона.
- В каком комитете вы хотите работать? На какие направления собираетесь обратить внимание, исходя из задач, поставленных перед вами Сергеем Гапликовым?
- Комитетов мы определили, скажем, три-четыре согласно приоритетам. Первый по приоритету это комитет по бюджету и финансовым рынкам. Все-таки я воспитанник этого комитета в Госсовете, да и привлечение средств в регион - это основная задача. Нужно понимать кухню Совета Федерации, где относительно небольшое количество членов, поэтому достаточно узкий круг кандидатов на каждую позицию. Не так просто будет попасть именно в тот комитет, в который ты желаешь. Второй в приоритете - это комитет по экономической политике и третий - комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Есть еще комитет по образованию. Скажу, что сегодня поступают звонки со стороны Совета Федерации, его членов и руководителей, то есть такая определенная политическая кухня, где многие желают, чтобы новые члены были именно в их комитете. И мне тоже были звонки, и Сергей Анатольевич говорил, что с ним проводят консультации, поэтому сейчас идет такая внутренняя работа. Я думаю, что среда-четверг - это сроки, когда я буду понимать, в каком комитете буду работать.
- В беседе с журналистами после инаугурации вы говорили, что собираетесь привлекать проекты в республику. Есть уже какие-то варианты?
- В первую очередь хотелось бы привезти интересные региональные и муниципальные практики для внедрения в Республике Коми. Из сфер самые важные - это поддержка малого и среднего бизнеса, льготное налогообложение. То есть максимально, как я увижу какие-то интересные проекты и возможности, я постараюсь доложить об этом руководству республики. Во-вторых, мы проговорили с Сергеем Анатольевичем, что если все-таки удастся войти в комитет, связанный с бюджетом или экономикой, необходимо максимально встроиться в эти процессы. Будь то перераспределение каких-то трансфертов, субвенций в нашу сторону или конкретных финансовых и экономических проектов - это задача номер один. Яркий пример, что в этом году достаточно неожиданно у нас появились дополнительные денежные средства на дорожное строительство, которые пошли на Сыктывкар. Эти деньги поступили благодаря введению системы «Платон» и дополнительных акцизов на нефтепродукты. В момент распределения средств нужно было применить все лоббистские возможности. И здесь важна как раз роль губернатора, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Поэтому, мне кажется, что такие возможности будут регулярно появляться - здесь уже как сможешь ты отработать, чтобы эти средства пошли в регион.
- Давно и часто говорится о необходимости перераспределения пропорций налогов, которые будут оставаться в регионах и уходить в Москву. Насколько их реально изменить?
- Как нам рассказывал замспикера Совета Федерации Николай Федоров при поездке в наш регион, сейчас как раз готовится достаточно обширный доклад на Совете безопасности при президенте о региональной политике - то есть, что сейчас вообще происходит в регионах. Если объективно смотреть, есть очень серьезная диспропорция, в том числе из-за финансово затратных федеральных решений. Интересно, почему дали именно Совету Федерации, а не минфину или, например, администрации президента? Потому что действительно хотят увидеть независимое мнение. Почему это делается именно на Совете безопасности? Потому что ставится вопрос, что сегодня самочувствие в регионах - это повестка безопасности страны.
Я абсолютно с этой риторикой согласен и думаю, что какие-то кардинальные изменения будут в ближайшее два-три года, в том числе не исключено, что это будет в части этого финансового перераспределения. Потому что за последние годы мы в процентах уходим все дальше. Если раньше на федеральный уровень из республики уходило порядка 55 процентов, то сегодня это уже 60 процентов. С другой стороны можно все время говорить: «дайте нам больше денег», но это неправильно. Есть механизмы участия в федеральных программах, и можно привлечь деньги сюда за счет собственной активности. Эта задача никуда не делась, поэтому здесь должна быть помощь от нас. Какие есть программы - давайте максимально в них участвовать. Не получается поучаствовать - давайте пролоббируем нашу заявку. Не получается с заявкой - давайте смотреть на перспективу, какое проектирование нужно, чтобы с этими заявками можно было в будущем поучаствовать. За счет этого мы сможем привлечь средства. Сегодня фактически все регионы в равных условиях , но кто-то более активен, а кто-то менее.
- Как для себя видите этот процесс лоббирования интересов региона?
- Мы проговорили с Сергеем Анатольевичем, что нужно достаточно сильно контактировать с Григорием Саришвили – представителем главы Республики Коми в Москве. Соответственно у Григория Наскидовича достаточно большой круг вопросов, не только представительские функции, но и личный контроль продвижения программ, которые подаются республикой на уровень Российской Федерации. На первое время я вижу его таким коммуникатором. Второе, есть определенный опыт, понятно, что он маленький: лоббирование из муниципалитета на уровень региона. Им воспользуюсь. Мне кажется, очень многое зависит от активности, участия в комитетах и комиссиях. Сегодня вообще формат работы в Совете Федерации позволяет участвовать во всех рабочих совещаниях и группах любого комитета. Поэтому постараюсь какой-то круг вопросов для себя сформировать и отстаивать интересы республики.
- Некоторые комментаторы заметили, что вы, будучи координатором проекта «Ты нужен республике» и модератором секции недавнего Гражданского форума «Оставайтесь в республике: Кадры решают все», сами покидаете Коми. Что можете им ответить?
- Я однозначно остаюсь в проекте «Ты нужен республике», более того, мы на октябрь запланировали первую рабочую встречу. В том числе расписание подстраивается, чтобы я присутствовал. Во-первых, раз проект заявили, его необходимо реализовывать. Во-вторых, возможности даже увеличились для того, чтобы привлекать наших активных ребят, которые сегодня уехали, за счет такого проекта.
- Может, планируете с ними встретиться в Москве?
- Возможно. Опыт работы в землячествах имею, возможно и этот механизм буду использовать. Мы попробуем убедить наших активных жителей, но теперь уже уехавших, вернуться. Нельзя забывать, что статус члена Совета Федерации - это временный статус. Это не означает, что я засел там навсегда.
- По истечении срока полномочий планируете ли вернуться и продолжить работу в Коми?
- Я не загадываю. Сегодня есть команда Сергея Анатольевича, выражаясь терминологией, он определяет позиции игроков на поле. Сегодня он решил, что я нужен Республике Коми, представляя ее интересы в Москве в Совете Федерации. Я не загадываю на три-пять лет жизни вперед, а стараюсь просто хорошо делать свою работу. Сегодня она такая.
- То есть про выборы главы Коми в 2021 году...
- Нет, я не готов говорить так далеко, да и еще на эту тему...
- В этом году на праймериз вы заняли второе место после Сергея Гапликова, то есть в перспективе...
- Во-первых, по голосам, которые я набрал в городах и районах, я занял не второе, а третье место. На конференции «Единой России» я действительно занял второе место, если быть точным. С точки зрения того, что праймериз был для меня пробой сил, я увидел действительно свои какие-то сильные стороны и поддержку, но не готов загадывать о своих карьерных и кадровых возможностях. Сейчас я сосредоточен на достаточно серьезной задаче - отработать в Совете Федерации. С учетом требовательности и Сергея Анатольевича, и жителей республики, давайте говорить откровенно: фактически это аванс для меня!
Комментарии (87)
Сиди себе с пенсионерами-отставниками, получай 400 штук, наслаждайся жизнью.
Они всего этого достигли когда уже нафиг им это не нужно, они не могут в силу возраста воспользоваться ВСЕМ ЭТИМ.
С Дмитрием Шатохиным не знаком и ни разу не видел его вживую. Общих знакомых не имею.
это вы о себе что ли?
у нас уже были Голована и Ромаша и чем все закончилось? Вертели ими , как хотели.
Пол Госдумы сплошь спортсменов сидит. А где результат. Посидят (или просто почислятся), покрасуются и убегают!
И были у нас Рыжков с Примаковым. Вот таких бы нам побольше.
Барин и холопы?
Примерно так ответят в Москве.
++++++++++++
Арктика -Сыктывкар-Урал ... - Вот это государственный подход.
а до этого как раз там был молодой Самойлов в 33 года, правда сейчас в Лефортово, а в Коми было молодое и прыткое правительство от 32-х до 45 лет Гайзер, Чернов, Ромаданов, чем Вам не молодежь, правда они тоже преуспели в плане как вы пишете"усваивания огромных объемов) и теперь сидят в Лефортово, ЕЩЕ ВАМ ПЕРЕЧИСЛИТЬ или достаточно о супермолодых "политиках"!!!
Я его не знаю, готов Вам поверить на слово, если Вы объясните, что такой честный человек делал столько времени среди жуликов и воров, разворовавших наш регион и исправно голосовал за их действия...???
НО НЕ ОТ ЕДИНОЙ РОССИИ!!!!
Партия, которая поставила во власть 99.9% посаженных коррупционеров не может, априори, состоять из честных людей!
Где был господин Шатохин, когда ОПС Гайзера-Чернова разворовывала регион?
Разве он не голосовал за то, чтобы ЛУКОЙЛ освободить от уплаты налогов в местный бюджет, и Регион не дополучает сотни миллионов? Понятно, где часть этих денег осидала. Шатохин этого не знал???
Где был господин Шатохин, когда никому неизвестного Ковзеля избирали Председателем ГосСовета?
Таких "Где" можно задать уйму, что Шатохину, что Медведеву, что Савостьяновой.
Нокак они любят говорить о своём стремлении заботитьмся о благе народном... аж подташнивает от такого лицемерия!!!
А для них это образ жизни....