Владимир Юрковский: «Помогать нужно людям талантливым и скромным, бездарности сами пробьются»
Сегодня свой полувековой юбилей отмечает Владимир Юрковский – артист, вокалист, продюсер, режиссер, предприниматель, бывший министр культуры республики и руководитель ухтинского городского управления культуры, супруг Ольги Сосновской и отец троих сыновей. О том, как живется многогранной личности, что дает опыт работы чиновника человеку искусства, и как сделать Коми культурным центром России, Владимир Юрковский рассказал в интервью агентству БНК.
- Вас многие знают как человека идей. Что у вас нового есть сегодня?
- Сейчас я готовлю проект, который можно сравнить только с «Фаустиной». Это будет совместный проект с ледовым дворцом «Северная Олимпия». Еще месяца три назад ко мне обратился начальник сыктывкарского городского управления физической культуры и спорта Андрей Лазицкий и предложил мне придумать проект шоу на льду: мы поем, они танцуют. Я взял за основу музыку Михаила Бурдина, в основном, из первого его альбома «Зарни Ань», который аранжировал уже знакомый по «Фаустине» Владимир Морозов. Мы создали простой и незамысловатый сюжет на основе нашей северной мифологии: парень и девушка любят друг друга, темные силы им мешают, а добрые помогают. В сюжете присутствуют Зарни Ань, Войпель, лось как часть легенд и мифов коми. По этой теме меня консультируют Павел Лимеров и Галина Бутырева. А вот идея несколько сложнее – пропаганда массового спорта через культуру и национальные традиции силами наших детей и молодежи. Хореографическую часть ставит ухтинский хореограф. И мы сразу задумали гастроли. В Сыктывкаре спектакль будет показан под Новый год, а уже на новогодних каникулах мы повезем его в Ухту, Усинск или Воркуту. В массовых сценах на гастролях будут принимать участие ухтинские дети, то есть охватим большое количество исполнителей. Мы уже получили поддержку миннаца, минспорта и минкульта республики. Если будет первоначальное финансирование на постановочные расходы, то у нас все получится. Параллельно я написал заявку на получение президентского гранта под эту постановку. Впрочем, этот проект состоится в любом случае, главное – найти стартовые деньги на постановку, минимум миллион. Остальное мы вытащим билетами, причем они будут стоить символические 350 рублей. Расчеты есть, мы уверены в своих силах.
Кроме того, я отправил заявку на получение еще одного гранта на проект, который задумал, работая еще в Ухте (руководителем городского управления культуры). Уникальный, с моей точки зрения, проект. Это будет первый межрегиональный фестиваль-конкурс самодеятельных гармонистов, который планируется провести в поселке Водный, где жил, работал и руководил созданием ансамблей гармонистов Геннадий Музуров. Они ездили на конкурсы по России и за рубеж, привозили оттуда призовые места. Это проект уже поддержали в министерствах национальной политики и культуры республики, в администрации Ухты и поселка Водный. Если у нас все получится, то фестиваль-конкурс состоится в апреле следующего года.
Это те проекты, которые уже «пошли». Кроме того, разумеется, готовится очередной международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской.
- Проекты одновременно творческие, предпринимательские, продюсерские и очень по-чиновичьи стратегические. Кто вы на самом деле?
- Если бы я сегодня работал в театре, то в первую очередь я был бы артистом-вокалистом. Хотя я продолжаю заниматься вокалом, сейчас готовлю партию Германа в «Пиковой даме», партию в «Мадам Баттерфляй». Так получается, что всегда, когда у меня происходят какие-то большие перерывы, я не падаю в профессиональном качестве, стагнации не происходит, а, напротив, сильно вырастаю. Это как отдых у профессиональных спортсменов, которые в это время восстанавливаются для новых рекордов. Так что я сейчас готовлю серьезные оперные партии, правда, петь их буду только по своим контактам и связям, которые были наработаны за долгие годы. Конечно, надеюсь, что смогу исполнить эти партии в нашем театре оперы и балета. Там ведь кроме Анатолия Журавлева, которому уже много лет, теноров практически нет, а молодежь для таких партий еще не готова, мне кажется. Если, конечно, меня возьмут в театр. Пока вот не берут.
- Почему?
- Судя по всему, есть давний конфликт, растущий еще из того времени, когда нынешний директор театра работал в министерстве культуры под моим началом.
- В начале вашей карьеры вы работали в Москве и Санкт-Петербурге. Почему вы все-таки живете и работаете в Сыктывкаре?
- Я трижды уезжал из Сыктывкара, мог сейчас работать в киноиндустрии. Но в то время я не нашел для себя интереса в работе, которую мне предлагали. А я не люблю работать, если мне не интересно. Я уезжал из Коми, потому что чувствовал, что никому здесь не нужен. Как-то мне позвонил Александр Байрон и предложил пройти кастинг в театре музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. Я прошел этот кастинг мгновенно, несмотря на возраст, тогда мне было уже 40 лет, а самому старшему из действовавших актеров театра на тот момент было всего меньше 35. Я чувствовал себя просто стариком. Но мне было сделано предложение, от которого по молодости было очень трудно отказаться, и я вернулся в Сыктывкар. Да, мне всегда было здесь очень тесно, мои проекты всегда были крупнее, чем того хотели мои коллеги.
- А вот «Фаустина» «пошла».
- Но долго она не могла держаться. Как и другой мой проект – спектакль «Главное, ребята, сердцем не стареть». Я предлагал эти спектакли театру оперы и балета и республиканской филармонии взять на баланс, нашел спонсорские деньги, все сделал, оставалось только принять их. Но взять эти спектакли не захотел никто без конкретных объяснений. В нашей республике с ее огромными территориями очень тяжело выжить антрепризным спектаклям. Даже москвичи не берутся за такие проекты у нас, максимум в одном городе. Хотя каждый из этих проектов держался минимум два года. «Фаустина» была интересна, в том числе, смешением жанров, режиссерскими находками, хотя сейчас такими вещами никого не удивить.
Поэтому в новом проекте с ледовым дворцом «Северная Олимпия» я пытаюсь сделать так, чтобы это был больше их проект, а не мой, чтобы они были максимально в нем задействованы. Потому что, если я его брошу, то кроме меня им никто больше заниматься не станет.
- Среди ваших многочисленных проектов есть ли любимые и обязательные? Какие истории для вас особенно дороги?
- 90 с лишним проектов. Из всего того, что я делал, нет таких, которые бы я делал через силу. Они были длительными и короткими, простыми и сложными, но все были любимыми. Взять, например, благотворительный проект с сыктывкарским Домом ребенка. Мы сделали несколько небольших мероприятий, записали и дарили диск. А потом я почувствовал, что проект стал самостоятельным, выполнил свою миссию, и мы стали ему больше не нужны. Свою главную задачу мы выполнили: привлекли, заострили внимание и отошли в сторону.
Есть проекты, которые длятся много лет. В первую очередь, это конкурс юных вокалистов. Но мне же скучно, когда всегда происходит одно и то же, поэтому конкурс постоянно развивается, в его рамках происходит что-то новое и интересное. Я уже третий год обдумываю идею с включением в конкурс номинации «Композитор», чтобы композиторы писали произведения для детей, а дети исполняли их на конкурсе. И награждал бы мы именно композиторов. Таким образом я хочу активизировать их, чтобы они писали новые произведения для детей. Эти композиторы будут заинтересованы в том, чтобы их произведения звучали, а значит, будут искать исполнителей для них. В итоге к нам будет приезжать больше участников, мы сможем услышать больше талантливых детей.
Так и наш бардовский конкурс меняется. В этом году мы впервые сделали открытый гала-концерт под открытым небом, действие шло 3,5 часа. В следующем году мы хотим сделать мастер-классы для участников.
И для всего этого нужны деньги, поэтому мы плотно работаем со спонсорами и пишем грантовые заявки. Я ведь свою работу в министерстве культуры, а потом и в отделе культуры Ухты начинал именно с этого – обучения составлению грантовых заявок, заставлял руководителей писать проекты. Ведь так можно делать огромные проекты. А люди работать не хотят - ведь любые деньги нужно отрабатывать.
- Вы же, будучи министром, начальником ухтинского управления культуры, видели ситуацию изнутри, когда талантливые и одаренные артисты, музыканты, творческие личности просто покидают республику пачками. С точки зрения управленца почему так происходит и что можно сделать, чтобы наши таланты оставались с нами?
- Уезжают очень многие в самом начале, еще пока учатся. Будучи министром, я встречался с бывшим ректором СГУ Василием Задорожным. Мы говорили о создании факультета искусств на базе университета. Дело в том, что, пока у нас не будет собственного высшего учебного заведения, таланты продолжат уезжать. Действующий факультет искусств охватывает только малую часть творческой молодежи.
Сейчас мы ведем переговоры с СГУ о том, чтобы в рамках конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской провести курсы повышения квалификации для педагогов, которые приедут к нам со всей России. В области культуры и искусства такого рода курсов у нас ведь не проводится. Я много раз предлагал нашему министерству культуры провести такие курсы и мастер-классы. Ведь к нам приезжают педагоги со всей страны, в членах жюри у нас именитые мастера: заведующий кафедрой вокального отделения института Герцена, многие другие. Поэтому важны такие курсы, нужна своя «вышка».
Люди хотят учиться, они все равно будут уезжать, и возвращаться сюда им будет крайне сложно. Хотя есть и другой пример: Ксения Макарова закончила наш Колледж искусств и Нижегородскую консерваторию. Приехала домой, пришла на прослушивание в наш театр оперы и балета. А ей сказали: мы подумаем, у нас нет ставок. Как бывший министр я был в шоке: о чем вы думаете, господа? Если это не совсем бездарный человек, вы просто обязаны были его взять. У этого человека есть желание работать дома, ей не нужно решать проблемы с жильем, не нужно думать о семье. Это поражает и удручает. Это мои конкретные претензии к сегодняшней политике в области культуры и искусства.
Когда я закончил ГИТИС, ко мне приезжали и со мной говорили худрук театра Ия Бобракова и директор театра оперы и балета Юрий Главацкий. Мне было обещано все, что необходимо для работы, только бы я приехал. И сейчас опытом я понял, что это было сделано для того, чтобы у меня, как у молодого специалиста, был интерес работать. Люди подходили к решению кадрового вопроса с государственным мышлением. Я привел мелкие примеры, которые, к сожалению, отражают глобальные проблемы.
- Как отозвалась ваша работа в Ухте? При вас были запущены крупные проекты, подписано соглашение с театром драмы. Что осталось?
- Была «Райда», которую начали готовить еще до моего прихода. Я просто помог ее продвинуть. Были задуманы гастроли на 2015 год, но, к сожалению, этого не произошло. Были подписаны соглашения с театром драмы, с Колледжем искусств как раз для того, чтобы происходили постоянные обменные гастроли. Денег для этого много не нужно было, я это точно знаю. Но, увы, начинания не получили продолжения.
- Ухта в культурном плане сильно отличается от Сыктывкара?
- В Ухте больше возможностей, чем в Сыктывкаре, они их не используют в полной мере. В Сыктывкаре же, наоборот, возможностей меньше, а желающих что-то делать намного больше. Я чувствую разницу именно в этом.
Жизнь и работа зависят от людей, которые хотят что-то сделать. Я вот, пока был руководителем, постоянно заставлял своих людей двигаться, работать. И сейчас многие мне говорят, что со мной было весело и интенсивно. У нас же как делается: только начальник вникнет во все процессы, начнет во всем разбираться, только коллектив привыкнет к нему и к его методам работы, как вновь меняются кадры. Я даже думал какое-то время, что это я такой невезучий и неумелый. Но потом понял, что это общая тенденция, такова система. У нас на своих местах долго сидят те, кто боится брать на себя ответственность, осторожные, аккуратные и безынициативные. Во власти выпираться особенно нельзя. Каждый руководитель поначалу обещает и золотые горы, и счастливые перемены. Тот же Гайзер мне говорил, что, когда он уволил все правительство, его за это по голове не погладили. Но у нас ведь и сейчас происходит шумиха. К чему только она приведет, пока неясно. С другой стороны у нас нет доверия сверху.
Почему так долго работали Изюмские, Морозовы, например? Им доверяли. Они годами нарабатывали опыт. И в их работу не вмешивались. И все претензии высказывались им не сразу и публично, а кулуарно и потом. А сейчас мы пишем сценарий, а потом его чиновники начинают править. И мы думаем: а может, мы не тем делом занимаемся, может, мы в своем деле не разбираемся? Каждый должен заниматься своим делом. А сейчас люди боятся делать свою работу и брать на себя за нее ответственность.
- А более далеко идущие планы есть?
- Есть, готовим на 17 февраля концерт, посвященный 20-летию продюсерского центра Владимира Юрковского. 20 лет назад в 1997 году мы с Ольгой (Сосновской) дали первый концерт в сопровождении оркестра народных инструментов Колледжа искусств. Кажется, сейчас и оркестра этого нет, но это другая история. Так вот это очень серьезная подготовка, нужно готовить не только репертуар, но и приглашать других исполнителей. Если я выхожу на сцену, я не могу показаться плохо. Пусть говорят: «Лучше б ты не пел». Зато после моих выступлений мне говорят: «Пожалуйста, пойте больше». Актерское лицедейство я могу показать только в каких-то тесных компаниях. В плане режиссуры я готовлю одну из площадок к юбилею республики. Мы будем работать на Театральной площади, там выступят наши театры, ансамбль «Северная околица» и республиканская филармония. От всех я требую показать максимально все свои возможности и таланты, перспективы и историю одновременно. Это будет полномасштабная презентация для всей республики с лучшими номерами, рассказом о ветеранах и молодых артистах, новых программах и любимой классике.
А еще в самых ближайших планах – собственный юбилей. Но там я, скорее, как продюсер.
- Как будете отмечать юбилей?
- Неделю гулять буду. 5 августа будет семейный ужин, потом будет неофициальная встреча с друзьями и коллеги, с которыми меня много лет связывают работа, проекты, отношения. Это люди, благодаря которым я тот, который есть, которые помогали и поддерживали меня. Потом мы с друзьями поедем отдыхать на озеро. Потом я уеду на свою малую родину к маме на Удору, проведу несколько дней в полной тишине, отдохну от суеты. В сентябре мы планируем провести небольшой творческий вечер.
- Как определялся выбор профессии у ваших сыновей?
- Один сын сейчас находится на стажировке в Германии, второй сын учится на втором курсе в политехе, младший - на вокальном отделении в нашем Колледже искусств в классе у мамы. У него есть серьезные перспективы. Он сейчас пойдет в армию на год, отслужит и уже потом будет определяться с дальнейшим своим образованием и судьбой. Они все решили сами, мы не давили, это не в наших правилах. Мы можем вмешаться, только если понимаем, что происходит что-то не то. У нас умные дети, способные прислушиваться к нам и принимать свои решения.
Комментарии (36)
Пренебрегая словесами
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами...
БаНКа! А почему мой дневной коментарий убрали. Или приказ сверху после звонка Вавачки........