Африканцы в Коми: как живется в Ухте зарубежным студентам
После того, как в Ухте состоялся второй День Африки, в городе произошел всплеск интереса к представителям народов жаркого континента. Читатели звонили в редакцию «Городских ведомостей» и просили узнать, как живется африканцам в «жемчужине Севера». Журналисты пригласили студентов УГТУ Николаса Амоако из Ганы и молодого человека, попросившего изменить в статье его имя (назовем его Андре). Николас оказался довольно скромным парнем, который не ходит по клубам и посещает церковь, а вот второй собеседник удивил откровенным рассказом о том, как проходит его ночная жизнь в Ухте.
Журналист: Ребята, откуда вы приехали?
Николас: Я родом из города Кумаси, но живу в столице Ганы, в городе Аккра. В нашей стране один национальный язык - английский. Помимо него есть еще 46 языков, на которых говорят различные народности. Мой родной язык называется «чи». У нас 70 процентов населения составляют христиане, 16 процентов – мусульмане, остальные относят себя к африканским традиционным религиям.
Андре: Моя страна находится на Юго-Западе Африки.
Ж.: У вас большая семья?
Н.: Да, у меня есть два брата и две сестры. Все они учатся в Гане, я один из семьи сейчас живу в России. Мой отец работает на добыче золота, а мать торгует на рынке.
А.: У меня есть старший брат и младшая сестра. Брат тоже учится за границей.
Ж.: Почему вы решили учиться в Ухте?
Н.: Об Ухтинском государственном техническом университете я узнал из интернета. В 2012 году я закончил бакалавриат в Гане по специальности «Программирование». Но там мне не нравилось то, что мы учились почти всегда только по книгам. А здесь есть возможность проходить практику. В УГТУ я учусь в магистратуре, здесь хорошие преподаватели.
А.: С российским образованием я смогу получить работу в любой нефтяной компании. До приезда в Ухту я учился в Санкт-Петербурге. Город очень красивый, но там невозможно было дальше находиться. Мы постоянно ходили на вечеринки, гуляли. Об учебе в такой обстановке совсем не думаешь.
Ж.: Когда вы приехали в наш город?
Н.: В августе 2015 года. Раньше о России я знал немного. Эта страна ассоциировалась у меня с Советским Союзом. Кстати, наш первый президент Ками Нкрума учился здесь, да и нынешний глава страны тоже. Вообще многие люди из Ганы учатся в России.
А.: В 2014 году. Я и учусь, и работаю. Мне здесь очень нравится.
Ж.: Долго привыкали к климату?
Н.: До сих пор привыкнуть не могу. Сейчас вот лето, а все равно холодно.
Ж.: По тебе не скажешь. На улице плюс 12 градусов, а ты в рубашке и во вьетнамках ходишь. Наверно, уже чувствуешь себя местным?
Н.: (Смеется) Можно и так сказать.
А.: А я здесь впервые увидел снег. Но уже привык к нему. Главное – тепло одеваться, тогда и зимой не будет холодно.
Ж.: Русский язык тяжело было учить?
Н.: Да, ваш язык очень сложный. Я уже почти год его изучаю, но не всегда понимаю то, что мне говорят. Раньше алфавит часто путал. Конечно, нужно больше практиковаться, но мне проще общаться с людьми на английском. Так я хотя бы их понимаю.
А.: Когда я начинал учить русский, я не спал по ночам. Смотрел в книги и ничего не понимал. Делал снимки записей в тетрадях своих сокурсников, а потом часами их расшифровывал. Через три месяца все же преодолел языковой барьер. Мой друг не позволял мне общаться на английском даже в неформальной беседе. Так и практиковался.
Ж.: Какое впечатление произвела на вас Ухта?
Н.: Раньше я жил в большом городе, поэтому Ухта мне кажется маленькой. Здесь я почти никуда не хожу. Только на учебу, а затем возвращаюсь в общежитие. Иногда могу пройтись по детскому парку или поехать на Крохаль, но это бывает очень редко.
Ж.: Даже в клубы не ходишь?
Н.: Нет, мне не нравятся такие места. Я и в Гане не ходил в клубы. Зато я участвую в разных университетских мероприятиях, недавно вот выступал вместе с друзьями на Дне Африки. В церковь даже иногда хожу.
Ж.: В христианскую?
Н.: Да, я христианин. Только здесь молятся не так, как у нас. В церквях Ганы службы проходят с песнями и танцами, а в ухтинских царит очень спокойная атмосфера.
Ж.: А ты, Андре, ходишь в клубы?
А.: Да, довольно часто. Мне нравится, что здесь не нужно ходить толпой, чтобы к тебе никто не пристал.
Ж.: Были случаи?
А.: Мне знакомые рассказывали, что в Санкт-Петербурге к ним постоянно цеплялись местные жители из-за цвета кожи. Поэтому они старались никогда не ходить поодиночке по улице или когда хотели пойти в клуб. Но меня это, к счастью, не коснулось.
Ж.: Как к вам отнеслись в нашем городе?
Н.: Перед приездом в Россию я много читал о вашей стране в интернете. Но оказалось, что не вся эта информация оказалась правильной. Например, я слышал мнение о том, что здесь не любят иностранцев. Нельзя этого сказать обо всех жителях. Молодые люди у вас очень приветливые, они часто подходят познакомиться со мной, интересуются, как у меня дела. А вот у пожилых горожан другая реакция. Вот сейчас я искал вашу редакцию и хотел спросить у одной бабушки, где находится газета «Городские ведомости». Стоило мне только поздороваться, как она вскрикнула «Господи» и со страхом отбежала от меня. Когда иду по улице, некоторые люди пугаются меня, один даже назвал меня хулиганом, хотя я ему ничего не сделал.
А.: Я готовился к тому, что здесь меня будут называть «черным». Хотя расизм, конечно, есть не только в России. У нас тоже есть расизм. Но в Ухте мне ни разу никто не сказал плохого слова. Ко мне здесь отнеслись очень доброжелательно.
Ж.: Уже пробовали русскую кухню?
А.: Да, мне она нравится. Но я очень скучаю по нашим блюдам. Мое любимое – калулу. Так называют сушеную рыбу, фаршированную овощами. Когда я приезжаю домой, мама всегда мне его готовит. А по воскресеньям мы едим фасоль, приготовленную на пальмовом масле с банановым хлебом. Это очень вкусно.
Н.: Русская кухня просто замечательная. В особенности здесь хорошо готовят блины и борщ. Я дома не был уже год и тоже скучаю по национальным блюдам.
Ж.: Что вас здесь удивило?
Н.: Курящие дети. Больше всего меня поразило, что никто из взрослых при этом не делает им никаких замечаний и просто проходит мимо. У нас такого нет. В Гане даже взрослые практически не курят на улице, особенно девушки. Прохожие относятся к курящим женщинам очень неодобрительно, ведь им еще детей рожать. Вот еще различие. В моей стране принято уступать место пожилым людям в общественном транспорте. В Ухте же можно увидеть, как молодой сидит в автобусе, а рядом с ним стоит старик.
Ж.: На самом деле у нас тоже принято уступать место старшим. Только молодежь забывает об этом.
Н.: Мы привыкли приветствовать на улице пожилых людей, даже если мы с ними не знакомы. В России это не принято. У вас вообще все люди какие-то грустные ходят по улице. В Гане все улыбаются, смеются. А еще у вас женщины работают на тяжелых работах. Я здесь впервые увидел, как они водят поезд. Мне это показалось необычным. Я привык к тому, что этим в основном занимаются мужчины, а женщины сидят в офисах.
А.: А мне не понравились отношения между детьми и родителями. Мы смотрим на наших родителей, как на богов. А русские к ним иногда плохо относятся. Мне было неприятно слушать, как дети оскорбляют своих матерей, а они все это терпят. Мать – это святой человек, который дает нам жизнь. Поэтому нужно вести себя уважительно с женщинами. Из хорошего могу отметить то, что в России коммунальные услуги предоставляются 24 часа в сутки. У нас на родине свет и воду включают в домах всего на несколько часов.
Ж.: Вас устраивают условия в общежитии?
Н.: Просто отличные. Здесь есть все необходимое, в том числе и интернет. Я знаю, что в других российских университетах условия намного хуже, чем здесь. Так что я всем доволен.
А.: Мне общежитие понравилось, но сейчас я живу у своей девушки. Кстати, некоторые мои знакомые тоже покинули общежитие. Они, как и я, познакомились с ухтинками и живут теперь с ними. А вообще, мы удивились тому, что местные женщины активно проявляют интерес к чернокожим парням, сами подходят к нам и знакомятся в клубах.
Ж.: Есть ли у таких отношений будущее?
А.: Вряд ли. Многие девушки надеются, что ребята останутся с ними в России после окончания учебы. Но вот я, например, не планирую здесь оставаться. Да и если я привезу русскую девушку к себе домой, моя семья не одобрит наши отношения. У нас приветствуются браки со своими женщинами. Другие африканцы, с которыми я учусь, насколько я знаю, тоже жить здесь не будут.
Ж.: Николас, а у тебя в Ухте есть девушка?
Н.: Нет, я ни с кем не знакомлюсь. Просто не хватает времени на то, чтобы строить с кем-то отношения.
Ж.: Что будете делать, когда закончите учебу в Ухте?
Н.: Пока еще не знаю. Может быть, поеду к брату в Германию. Но скорее всего, вернусь в Гану. Я пока еще не думал об этом. Сейчас я сосредоточен только на учебе.
А.: Я стану магистром, найду подходящую работу в нефтяной отрасли. Для меня главное - получить практику, неважно в какой стране.
Комментарии (14)