Архиепископ Питирим: «Я понимаю, что деление епархий болезненно для паствы»
16 апреля Сыктывкарская и Воркутинская епархия была поделена на две - Воркутинскую и Усинскую и Сыктывкарскую и Коми-Зырянскую, а ее основатель епископ Питирим пошел на повышение – стал архиепископом. Эти события активно обсуждались в комментариях на БНК. Некоторые вопросы наших читателей мы задали владыке.
- Владыка, вы сами создавали Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию и сами же ходатайствовали о ее разделении. Совершенно непонятно…
- Заметьте, я ходатайствовал самым последним. И это тоже подвиг. Кто поделил ранее, уже почти пять лет служат в сане митрополита.
- Вот люди и говорят: «Питирим поделил епархию, чтобы стать митрополитом».
- Повторяю, что я по вынужденности это делаю. Почему я подал это прошение? Потому такого достоинства регионы все митрополиями стали, а мы пять лет уже несем свое служение в епископии.
- Митрополия объединяет несколько епархий, да?
- Да, объединяет две-три епархии, и столичный епископ номинально является митрополитом. Но я понимаю, что деление это болезненно для паствы.
- Желание стать митрополитом – это не тщеславие?
- Желания никакого нет. Я-то как раз последним в желании стать митрополитом оказался, дабы не противоречить Священноначалию.
Да и просто уже стыдно за республику, что она не возглавляется митрополитом, хотя у меня все для этого есть: и выслуга, и образование, и высокий уровень деятельности епархии.
- Наименование ваше новое - «Коми-Зырянский» - было воспринято неоднозначно…
- Это я сам изобрел название. Еще восемь лет назад Алексию Второму писал. Церковь величается в титуле иерарха всегда по старым названиям – например, «Екатеринодарский» (хотя это Краснодар) - и этнически, что обязательно для столичного епископа, - епископ Мордовский, Чувашский, Карельский, Марийский и т.д.
- Разделение епархий – это увеличение расходов. На кого они ложатся?
- У нас финансирование снизу. Приходы платят взнос на епископа, а епископ – на Патриархию. Наша бывшая епархия не менее миллиона рублей в год отчисляла на Патриархию. Но Патриархия может ходатайствовать, например, перед крупными предприятиями, чтобы они помогли епархии в строительстве собора. Такое было однажды: патриарх Кирилл походатайствовал по моей просьбе, и два миллиона приходило на строительство культового объекта.
- В связи с тем, что епархия стала меньше, сумма взноса уменьшится?
- По идее, она должна уменьшиться, но все зависит от епископа. Будем по-прежнему стараться помогать нашей Патриархии на благотворительные проекты.
- А на прихожанах это может сказаться? Люди переживают, что вырастут пожертвования на свечи и требы.
- Подорожание напрямую с Патриархией не связано. Это связано, прежде всего, с заработной платой священников, которая у нас минимальная: вторые и сельские священники получают менее 15 тысяч рублей в месяц.
Что касается свеч, я не скрываю свое стремление, чтобы у нас - как в советское время - свеча стоила как булка хлеба. Если минимальная цена хлеба – 28 рублей, свеча должна стоить не меньше.
- Как происходит повышение по службе в церкви? Как в светской жизни учитывается стаж? Как принимается решение, что епископ будет архиепископом?
- У меня большая выслуга церковная. По 20 лет-то мало кто из иерархов прослужил, которых сейчас 362. Когда я рукополагался при Патриархе Алексие Втором, нас было всего 70. Повышение до архиепископа и так давно должно было быть – по выслуге лет.
У нас продвижение может быть по выслуге лет (архиепископ, митрополит), а может – в связи с занимаемой должностью. Таких много, которые по три года прослужили всего. Вот и Воркутинский владыка Иоанн не 20 лет прослужил, а 20 лет назад только крестился в православие, но Патриарх повысил его по сану, учитывая другие заслуги.
- А кто все-таки был за деление епархии?
- Мы просто послушные чада Священного Синода и Святейшего Патриарха и выполняем их решения.
- Синод хочет приблизить пастыря к пастве? Или есть еще какие-то аргументы?
- Да. Только приближение пастыря к народу. В первохристанские времена на 12 священников был один епископ. Или как сейчас, говорит Патриарх, в других православных странах нормой считается епископ на каждые 20 тысяч населения.
Но в России много веков епископ привязывался к этносу - как у нас Стефан Пермский, и второго епископа тут не было.
Надо учитывать и тяготение к параллельности со светской властью: то есть епархии, как и Патриархии, формируются соответственно гражданской иерархии.
- А почему полтора–два года назад вы не приняли предложение возглавить южную епархию?
- У меня здесь мама похоронена.
Я на юг России даже в отпуск надолго не езжу. Через три дня меня уже тянет на Север. Потому что я на Севере с 18 лет – как в армию ушел. Это была Архангельская область, Беломорье – люди очень близкие по темпераменту с коми населением.
Мои корни не кубанские – мама и папа из Воронежской и Тверской областей – но пришлось говорить по-кубански, «балакать», поэтому всегда понимал, что не очень свой на Кубани и совсем другого психологического склада. Именно поэтому очень рад, что Господь открыл мне Республику Коми.
Когда после армии владыка Исидор, ныне митрополит Кубанский и Краснодарский, направил меня в Айкино, я понял, что именно здесь буду всю жизнь.
Мама моя 9 лет монастырем Ыбским руководила, монашество приняла и очень полюбила этой край.
- Удалось ли вам пообщаться один на один с патриархом Кириллом во время поездки в Москву за повышением в сане?
- Мы поговорили после богослужения в алтаре. Он сказал, что меня Священный Синод возвел в архиепископы. Это редкая ситуация, обычно Патриарх своим указом возводит, а тут предложение было почему-то от Синода. Поздравил и сказал, что «вскоре будешь возведен и в митрополиты».
- А с владыкой Иоанном – епископом Воркутинским и Усинским - вы знакомы?
- Я так же, как вы, познакомился с ним во время его хиротонии. Ему, конечно, сейчас сложно будет руководить епархией, потому что это поприще совершенно другое, чем просто монашеское послушание.
- С вами не посоветовались? Вы ведь хорошо знаете местных священников.
- Нет. Хотя я дал двух достойных кандидатов, уже прижившихся на Севере.
Алексий Второй, когда ставил меня в епископство на всей Коми, не рисковал – в том смысле, что вдруг мне не понравится, что буду проситься с Севера. Потому что я монах, который был игуменом монастыря в Ульяново, который готов на Севере умереть. Так вопрос и ставился: «Ты там на всю жизнь?» Я говорю: «Да! Я этот монастырь возродил к жизни и готов там умереть». То есть патриарх знал, что владыка Питирим «ни при какой погоде» проситься не будет, потому что он, даже если бы епископом не был, там бы и умер.
Вот такая же позиция у меня была, когда я представлял кандидатуры отца Филиппа – он коми-ижемец, наш родной – и священнослужителя Троице- Стефано-Ульяновского монастыря, наместника игумена Саввы. И тот, и другой не лелеют никакой мечты уехать из республики. А это хороший аргумент.
Почему Алексий Второй меня об этом спрашивал, потому что мой предшественник-епископ предстоял на три области – Коми, Архангельскую и Мурманскую – и просился на юг. Его туда и перевели через 10 лет. До него был владыка Исидор, его тоже через 10 лет перевели на Кубань. Послужил на Севере, послужи на юге.
Когда мне предлагали южную епархию – с повышением, - я говорю: «А для меня это не является наградой». Меня, конечно, могли бы перевести как солдата. Но раз согласия спрашивают, я и ответил – несогласием.
- Священники нашей северной епархии должны будут благословения просить у владыки Иоанна, чтобы с вами встретиться в Сыктывкаре по старой памяти?
- Это не регламентируется. Неофициально – пожалуйста, заходите. А на сослужение должны разрешения просить, да, обязательно.
- Что касается ваших отношений с новым руководителем республики. Церковь вообще-то всегда поддерживает действующую власть…
- …там, где это не противоречит религиозной совести и церковным канонам.
- У вас всякий раз не противоречит?
- Светские власти сейчас не проявляют, например, воинствующего атеизма. А там, где власть призывает к действиям, противоречащим совести, церковь - по Социальной концепции - может объявить гражданское неповиновение.
Сначала церковь делает письменное заявление. Например, церковь никогда не согласится с 14-летним возрастом бракосочетания и обращается к мудрости и совести власти. В данном случае Госдума обратила внимание на это заявление церкви, переголосовала и снова вернула возраст к 16-летнему. А если бы не вернула, можно было бы на какое-то время объявить гражданское неповиновение.
- Сергей Гапликов – пожалуй, самый религиозный из руководителей республики. Публично за Божьей помощью обращается. Вы как к этому относитесь?
- В условиях нашей республики это естественно, потому что более 90% жителей себя отождествляют с православием, будучи даже невоцерковленными и некрещенными. Поэтому для основной массы это не явится обидным. Если бы это происходило в Казахстане или в Чечне, он так бы себя не вел. Он очень гибкий политик и вел бы себя по-другому, я в этом уверен. А здесь он ведет себя очень правильно – немножко подтянуть невоцерковленных людей к традиционным ценностям.
- Он вам кажется гибким политиком?
- Да, в этом плане, гибким. Зря некоторые думают, что это он что-то неверно рассчитал. Талантливые личности сразу очень правильные шаги делают. Если вы православный, так вы и будьте православным!
- Поговорим о вас в сети. Вы – активный пользователь интернета. У вас страница «ВКонтакте»…
- … пять страниц на разных ресурсах.
- Когда вы успеваете?
- А я и не успеваю. У меня больше 20 тысяч «переписчиков». В основном я – открою секрет – общаюсь с друзьями не на «Епископ Питирим», а на «Питирим Волочков». «ВКонтакте» у меня почти 10 тысяч подписчиков. В «Одноклассниках», в «Фейсбуке» вообще не справляюсь, не всегда вовремя отвечаю. На нашей церковной странице тоже не могу сразу удовлетворить духовные потребности моих друзей-подписчиков.
Но что касается «Питирим Волочков», тут я справляюсь, отвечаю всем.
- Это доброжелательное общение? Сколько людей заходят с негативом к вам?
- В «друзья» вступают люди разных социальных слоев. Но если мне подсказывают, что это человек аморальный, негодяй из негодяев, и в переписке со мной он не кается, я такого вычеркиваю и блокирую.
Надо сказать спасибо моим друзьям, что они очень ценят мое время и не загружают вопросами, большинство довольствуется, что я просто в «друзьях», а малая часть пишет очень короткие сообщения.
- Среди блогеров у вас есть явные недоброжелатели. Как вы реагируете?
- Четыре блогера мне покаялись, что писали клевету про меня.
У кого что болит, тот о том и говорит. К сожалению, некоторые люди позорят свои традиционные национальные традиции, зафиксировались только на теме гомосексуализма – это ужасно, ведь налицо профессиональная деградация…
- Творчество ваше стихотворное – как вы к нему относитесь?
- Я к творчеству серьезно очень отношусь, но времени катастрофически не хватает, поэтому иногда еще сырые стихи выставляю в интернет. Недруги сразу прицепляются к любому недостатку. А я крещусь: «Слава тебе, Господи!» А исправить мне очень легко.
Когда я был художником-шрифтовиком в воинской части, для меня не было проблемой исправить ошибки, но было проблемой их найти. Ночь сидишь, глаза слипаются, а там «XXV съезду [КПСС] – привет». И вот я уже измученный весь говорю: «Товарищ замполит, найдите ошибку, прежде чем на плацу вывесим стенд, а то потом стыдно будет». И благодарен был тому, кто найдет неточности. А исправить всегда легко.
И сейчас: стихи за 10 минут сочинил, выставил, и сразу тебе ошибочку найдут. А исправить строчку, которая не так звучит, – не проблема.
- Я читала только добрые отзывы о ваших стихах. А злые бывают?
- Удивлен, что их практически нет.
Надо сказать, что я смел в напечатании несовершенных стихов. Они несовершенные, я это прекрасно вижу, но не хочу корректировщиков привлекать, хотя у нас есть критики-поэты, я с ними дружу: «Слушайте, вы наведете критику, у меня не останется детских этих маленьких первых шагов».
Вы не забывайте, что я стихов в жизни никогда не писал. Начал писать в 53 года, это свыше дар открылся. Но если мы сейчас критику наведем на все 1300 стихов, не будет понятно, каким способом я подключался к этому дару. Это же не только автоматизм от Бога. Несовершенства – это и есть мои личные старания в этих стихах. Дар – от Бога, а все несовершенства – это лично мои первые шажки, когда ребенок падает. Я сейчас смотрю на них и думаю: тут ритмика нарушена, тут славянизмы, которые сейчас не в ходу.
Я, конечно, стремлюсь к идеалу в стихотворчестве. У меня есть такие стихи, которые достойны только восклицательных знаков, все безукоризненно, говорят поэты, но таких стихов, на взгляд некоторых, мало. А я говорю: «Но они же есть!»
Я не стесняюсь, что у меня были первые шажки, чтобы не забывали, что это дар Божий неожиданно мне был дан.
- В пастве, которая сейчас отошла к северной епархии, наверняка есть люди, которые вас совершенно искренне любят…
- Пускай молятся, чтобы у нас быстрее делали митрополию. Тогда в церкви будет поминаться глава митрополии. И видеться чаще будем: какие-то мероприятия я обязан буду посещать.
***
На память о нашей встрече у архиепископа Питирима осталась работа этнофутуриста Юрия Лисовского «Стефан Пермский», которая была заказана редакцией БНК специально для этого случая. Чтобы не забыть фамилию художника, владыка записал ее на оборотной стороне картины.
Комментарии (86)
Берегите детей от ортодокосов.
Не кормитесь с казны налогоплателльщиков, вы туда не вкладываете.
Не торгуйте водкой и сигаретами бесспошлино.
Не дразните народ памятниками извергам уничтожавшим зырян и зырянскую культуру, как тому же разбойнику стефану крапу.
Живите на пожертвоания своей паствы и делайте, что хотите в своих церквях-лавках.
И всё!!! К вам никаких претензий не будет. Сможете со своими 7 % паствы ? )))
.............
До революции тоже помогали , почему ваш "Бог" не защитил вас ?
Верующие после смерти попадают в ад ибо их вера корыстна, а вот сатанистов после смерти ждёт неприятный сюрприз.
===================================
Архитектор - раб божий, уже "подмахнул" все разрешения.
И зачем ?
За уничтоженные древние коми-зарянские объекты поклонения ,
за уничтоженные объекты поклонения манси , ханты , коми на острове новая земля , вайгач ?
Если вы православный . то поклоняетесь - еврейскому богу ? Из Израиля ?
А зачем русскому крестьянину израильский Бог ?
А то тут один бывший православный откровенничал у себя в блоге о том, как в бытность свою сотрудником епархиального управления, он вместе с остальными подневольными выполнял благословение Питирима - сидел, строчил комментарии в интернете о том, какой Питирим хороший, а все остальные козлы. http://blog.bnkomi.ru/post-17742/
Видимо, через это веру и потерял.