Наталья Кораблева: «Мотивация у будущих медиков должна быть одна: помощь человеку»
Коми филиал Кировской медицинской академии отметил 20-летие. Сегодня первое образовательное медицинское учреждение республики переживает реорганизацию и вскоре окончательно трансформируется в Медицинский институт Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Какую роль сыграл вуз в здравоохранении региона, как вставал на ноги и как жил все эти годы, в интервью «Республике» рассказала его директор Наталья Кораблева.
– Наверное, самый логичный вопрос: почему филиал Кировской медакадемии, ведь это Приволжский округ? И какая же на деле была ситуация с медицинскими кадрами в республике, когда в сложные постперестроечные голодные годы все, напротив, закрывалось, когда в республике наблюдался мощный миграционный отток из-за резкого снижения уровня жизни на Севере, в Сыктывкаре открылся по сути медицинский вуз?
– Можно сказать, это было решение двух человек. На тот момент министр здравоохранения Коми Георгий Дзуцев поставил вопрос перед главой республики Юрием Спиридоновым о создании в Сыктывкаре филиала любого медицинского вуза. Чем это было вызвано? Страна пребывала в глубоком социальном кризисе, практически было прекращено распределение выпускников медицинских вузов. Да, республика обучала студентов по целевым направлениям в Архангельске, Санкт-Петербурге, Перми, Ярославле, но процент возврата дипломированных специалистов был незначительным. Было понятно, что еще несколько лет – и относительно кадров медицина Коми окажется в кризисе. Переговоры шли со многими вузами, и поначалу даже откликнулся Архангельск, но не случилось. А в Кирове был молодой медицинский институт, который на тот момент только вырос в самостоятельный вуз из филиала Пермского государственного мединститута. Нужно действительно отдать дань уважения и признательности Кировской государственной медицинской академии, в тот момент ректору, профессору Валентину Андреевичу Журавлеву, взявшему на себя такой груз ответственности, помогая республике в наисложнейшее время. Все эти мудрые организаторы прекрасно понимали: не будут готовиться медицинские кадры с высшем профессиональным образованием – не будет будущего.
Было решено, что в филиале будет организован процесс обучения первых двух курсов, а продолжение обучения состоится в Кировской ГМА. Так, благодаря инициативе нашего министерства здравоохранения и поддержке главы региона в 1996 году в Сыктывкаре был создан Коми филиал лечебного факультета Кировского государственного медицинского института, и его первым директором стал Валентин Владимирович Гладилов, который на тот момент был проректором по научной работе Сыктывкарского госуниверситета. Этот человек смог выстроить всю систему взаимоотношений республики с Кировской медакадемией, собрать прекрасный штат преподавателей и убедить руководство республики в необходимости материальной поддержки приезжающих педагогов и молодых специалистов и жильем, и приличными зарплатами. Только так можно было решить ситуацию.
– Значит, Киров в первую очередь и поддержал вас специалистами?
– Из Кирова к нам приехали молодые кадры, можно сказать, звездочки выпуска. Это терапевты Елена Ильиных (сегодня – заведующая кафедрой внутренних болезней нашего филиала, кандидат медицинских наук) и ее супруг Алексей Овечкин (доцент кафедры внутренних болезней). Можно сказать, они просто находка для республики. Приехал преподаватель нормальной анатомии – Олег Помаскин, кандидат медицинских наук Константин Шумихин. Но нас поддерживал не только Киров. Из Ярославля приехал кандидат медицинских наук доцент Сергей Иванов, из Архангельска приехал доктор медицинских наук профессор Евгений Бойко с супругой, сегодня он директор Института физиологии КНЦ УрО РАН. Его супруга Светлана Бойко здесь защитила кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Из Читы прибыл профессор Владимир Раднаев, из Донецка – кандидат медицинских наук Галина Пенина, невролог, которая создала кафедру и защитила огромное количество диссертантов. Сегодня, проживая в Санкт-Петербурге, она продолжает работать у нас. Из Ижевска приехали Александр Баженов, доктор медицинских наук, и его супруга Ольга Баженова – инфекционист, кандидат медицинских наук. В общем-то и я тоже приехала по предложению Гладилова, работая тогда в мордовском вузе, хотя у меня была и несколько иная ситуация, личного порядка. Мне очень хотелось открыть здесь кафедру педиатрии, но пока не случилось.
Одним словом, благодаря Валентину Владимировичу здесь был создан отличный коллектив из 21 преподавателя, трое из которых имели ученую степень доктора, 13 были кандидатами наук.
– Все, кто знал или просто имел счастье общаться с Валентином Владимировичем при жизни, отзываются о нем как о человеке глобальной ответственности, интеллигентности, порядочности, который жил интересами страны, республики, общества, коллег. Известно, что стараниями сотрудников филиала в свет недавно вышла монография «Гладилов Валентин Владимирович: Страницы жизни в медицинском образовании». Кому принадлежит идея создания подобного труда?
– Автор идеи и основной организатор процесса – близкий друг Валентина Владимировича, кандидат философских наук Борис Михайлович Завьялов. Скажу его же словами: «Концепция книги очень проста – способствовать посмертному существованию честного человека, пытливого ученого, увлеченного организатора высшего медицинского образования».
При всем при том что Валентин Владимирович родился не в Коми, а приехал сюда уже в 1972 году в аспирантуру из Нижнего Новгорода, его можно назвать настоящим патриотом республики. О таких людях, я считаю, вообще нужно песни слагать. Большую часть жизни он положил на создание медицинского образования в Коми, хотя и был не врачом, а биологом, профессором. Он не имел никаких высоких наград – ни правительственных, ни республиканских, никогда не занимался саморекламой. Жил здесь, работал здесь. Умер здесь. Светлый человек, мужественный, хотя и был мягким, что немного мешало ему в жизни. Он болел идеей создания в республике музея истории здравоохранения Коми, чему и посвятил последние годы жизни. К этой идее он привлекал студентов, с которыми по крупицам собирал все, что имело отношение к лечебно-профилактическим учреждениям края, земским врачам. Это была история, только подумать, за 200 лет. Он по-настоящему любил республику, считая ее второй малой родиной. И эту любовь он пытался воспитать и в своих студентах, он водил их в походы, а чего только стоят сплавы на плотах по северным рекам, которые он организовывал для них вместе с Александром Витальевичем Ватлиным.
– Любопытно, что филиал располагается в здании первой земской больницы республики, которая после стала родильным домом, а потом и медицинским образовательным учреждением. То есть здание, которое относится к объектам историко-культурного наследия, всегда принадлежало либо медицине, либо образованию. В этом просматривается какая-то закономерность.
– Относительно здания республика нас тоже очень поддержала, и еще огромное спасибо компании «Тетра» в лице ее руководителя Тариела Робанишвили, которая здесь сделала такой ремонт, каких сегодня уже никто и не делает. На совесть, что называется. Причем сделала практически под честное слово, деньги Гладилов уже выбивал потом. А какой здесь до ремонта был страх божий, даже и вспоминать не хочется.
– У вас как в настоящей медицинской академии – живописные портреты светил отечественной медицины. Чья это кисть?
– Нашего бывшего сотрудника, замечательного человека, кандидата биологических наук, художника Владимира Николаевича Гурьева. К сожалению, сегодня он не работает, на пенсии.
– Какое количество студентов составил в общей сложности выпуск за все эти годы? И сколько из них остались работать на благо республики?
– Если говорить вообще об укомплектованности ЛПУ республики врачебными кадрами, то сегодня это приблизительно 40 процентов, причем многие работают не на одну ставку. Но если бы не было нашего филиала, цифра была бы гораздо плачевнее. За 20 лет от нас по специальности «Лечебное дело» вышло 1219 выпускников. Возврат в профессию после кировской интернатуры – почти 100 процентов, в то время как в среднем по России это 82 процента. Возврат именно в республику – 98 процентов, нам есть чем гордиться. К сожалению, проходит время – и многие уезжают. Сегодня наши выпускники первых лет работают в Эстонии, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге.
– Филиал уже не проводит набор студентов? Как вообще проходит процесс реорганизации?
– Да, набор студентов в Коми филиал Кировской государственной медицинской академии прекращен с 2013 года. Сегодня идет поэтапная интеграция филиала в Сыктывкарский государственный университет. И, как и при любой реорганизации, сложности неизбежны. В университете огромный штат профессорско-преподавательского состава гуманитарного и естественно-научного толка, поэтому наши педагоги по этим дисциплинам там оказались не нужны, хотя они и адаптированы именно на медобразование. Надеемся, что в мединститут СГУ перейдет все, что создано у нас в клиническом плане: это преподаватели-клиницисты, которые работают в Коми филиале Кировской ГМА и имеют уникальный опыт работы в медицинском вузе.
Вообще сложно прогнозировать, что будет дальше, но мы очень надеемся, что потери будут минимальными, а наш опыт и знания будут востребованы. В конце концов, речь идет о самом главном – здоровье республики, и рубить сплеча сегодня, думаю, не выгодно никому. Важно удержать наработанные позиции, надеюсь, все это понимают.
– Какую должность после реорганизации займете вы лично?
– Надеюсь, что сохраню позиции, что в мединституте университета будет открыта специальность «Педиатрия». Пока же я медленно, но верно продвигаюсь к защите докторской диссертации, работаю и практикующим врачом.
– С 2016 года в связи с переходом на федеральный образовательный стандарт третьего поколения в российских вузах отменяется интернатура. Как, по-вашему, не будет ли это грозить тем, что в практическую медицину придут «недоучки»?
– В отличие от предыдущего стандарта выпускник медвуза после получения диплома о шестилетнем образовании будет проходить первичную аккредитацию – особую форму экзамена. Аккредитоваться он будет как врач общей практики и только после этого сможет работать в амбулаторно-поликлиническом звене – не менее трех лет. В дальнейшем он может выбрать любую специальность и поступить в ординатуру, где по времени будут учиться в зависимости от специальности – от двух до пяти лет. Например, на кардиохирурга или нейрохирурга надо будет учиться не менее пяти лет. После ординатуры специалист выходит в практическую деятельность. Думаю, после такого цикла обучения вряд ли наше здравоохранение пополнится «недоучками». Учиться без желания в медицинском вузе попросту невозможно, так как процесс этот чрезвычайно сложный, но главной мотивацией для будущих медиков всегда должно оставаться одно: желание помочь человеку.
***
Кораблева Наталья Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент, директор Коми филиала ГБОУ ВПО Кировская ГМА минздрава России. В 1995 году с отличием окончила медицинский факультет Мордовского государственного университета имени Огарева, затем клиническую ординатуру по специальности «Педиатрия» и с 1997 года работала ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом кафедры педиатрии Мордовского госуниверситета имени Огарева. В 2000 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 2003 года переводом принята на должность доцента кафедры внутренних болезней №2 Коми филиала Кировской государственной медицинской академии Минздрава России. С момента основания в 2005 году кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии в Коми филиале Кировской ГМА работала доцентом, а с 2012 года – заведующей кафедрой (по настоящее время). С 2014 года – директор Коми филиала Кировской ГМА Минздрава России. Имеет ученое звание доцента по специальности «Педиатрия». Автор 125 опубликованных научных и учебно-методических работ.
Комментарии (14)