Никита Белорусов: «Снимать кино - это огромный кайф»
Документальный фильм «Ноль» сыктывкарца Никиты Белорусова получил специальный диплом II Всероссийского телевизионного фестиваля «Студенческий ТЭФИ», занял первое место в номинации «короткометражный документальный фильм» на фестивале визуальных искусств финно-угорских народов «ТУЙВЕЖ». Картина также отобрана к участию на Международном фестивале документального кино «Хронограф» и будет показана на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна».
«Ноль» повествует о жизни молодого сыктывкарского парнишки, который только формируется как личность. Главный герой картины, 17-летний Денис Селиванов становится учителем физкультуры в интернате для сирот. Чтобы выглядеть старше и иметь авторитет среди воспитанников, отращивает бороду и усы. Будучи еще незрелым молодым человеком, но уже преподавателем, он попадает в разные сложные истории. Но воспитанники интерната помогают ему сформироваться и понять человеческие ценности.
О фильме, людях и планах корреспондент БНК побеседовал с его создателем Никитой Белорусовым
- Как возникла идея фильма?
- Идея фильма - это его главный его герой, который сочетает в себе довольно противоречивые качества. Он физрук в детском доме, но по ночам «зарабатывает бабки» (промышляет грабежами).
- Сюжет был уже сформирован или импровизировали?
- В документальном фильме без импровизации не обойдешься. Конечно, я всегда в голове выстраивал примерную драматургию картины, чтоб это было законченное произведение, а не видеодневник героя. Хотелось привести героя и зрителя к какому-то выводу, изменению. Очень повезло, что снимали мы именно в тот период, когда главный герой нравственно эволюционировал. Есть в фильме несколько постановочных фрагментов, но сделаны они строго в рамках того, что главный герой творил по жизни. Даже немного с меньшим масштабом. Некоторые кадры, где он балансирует на грани закона, вообще нереально снять, так как ни друзья героя, ни он сам не хотели бы «светиться» с нехорошими делами. Но все же фильм четко документальный и мы рады, что он сложился в ядреную драматургичную историю.
- Тебя самого этот фильм чему-то научил?
- Фильм меня научил очень многому по профессии. Всё, за исключением написания музыки, мне приходилось делать самому: снимать, монтировать, сводить звук, заниматься фестивальным продвижением. Это стало очень большой прививкой практического опыта. Это многое изменило в моём подходе к съёмкам, многие вещи пригодились в проектах, которыми я занимаюсь сейчас. Но как человека фильм вряд ли меня изменил, по крайней мере, это не очевидно.
- Кого хочется поблагодарить за помощь в реализации проекта?
- Хочется сказать спасибо в первую очередь воспитанникам детского дома за то, что они согласились участвовать в съёмках. Мы больше всего переживали, что они откажутся, но они отнеслись к фильму об их преподавателе с энтузиазмом и юмором - они своего препода уважают. В благодарность приз с первого же выигранного фестиваля мы перевели на счёт детдома. Как мне сказали по телефону, дети на эти деньги смогут посещать бассейн. Все, кто приложил руку к созданию фильма, очень этому рады - круто, когда делаешь, что тебе нравится, а это ещё и пользу кому-то приносит. Спасибо большое также семье главного героя, которая с пониманием отнеслась к нашей не очень типичной для Сыктывкара идее - снимать фильм про обычного парня.
- Расскажи, как пришел в профессию и попал на первый фестиваль «Туйвеж».
- Я учусь в Московском государственном институте культуры по специальности «режиссер кино и телевидения», на четвертом курсе. Выбора у меня не было - весь сознательный возраст я понимал, что снимать кино - это огромный кайф, и альтернативы этому нет. А на «Туйвеж» я попал довольно просто: узнал, что появился в Коми фестиваль, куда можно отправить мой первый фильм. Он был не очень умело сделан. я был ещё школьником. Но самое важное в том фильме - это получасовое мудрое интервью замечательного Владимира Васильевича Тимина. Осенью его не стало и сейчас фильм ценен скорее как документ.
- Каковы планы на ближайшее будущее?
- Планы на этот год: посетить парочку фестивалей, куда отобрали для участия наш фильм (фестивальная судьба его начиналась не бурно, но сейчас наблюдается подъём), закончить монтаж двух короткометражных игровых фильмов, уже отснятых зимой и весной, тоже в Сыктывкаре. Затем начну подготовку к дипломному фильму, который будет на пятом курсе. Все эти фильмы - подготовка к нему. В идеале хотелось бы снимать на родной земле. Есть несколько крутых историй - одна про древних коми, другая - про военное время в деревне, третья - про опасный спорт.
С 15 по 22 апреля проходит ХХIII открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», где в составе 160 отобранных конкурсных работ будет показана короткометражная картина Никиты Белорусова. Фестиваль лично патронируется Никитой Михалковым и Михаилом Пореченковым. А 12 мая в кинотеатре «Одеон» города Кишинева состоится премьера фильма «Ноль» в рамках Международного фестиваля документального кино «Хронограф», в котором соревнуются участники из более 25 стран.
Комментарии (14)
Русское слово «кайф» произошло от арабского слова «кэйф» араб. كايف — «время приятного безделья»[2].