«Рабочий человек»: водитель автобуса Сергей Карманов
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с водителем автобуса – представителем одной из тех самых «незаметных» профессий, без которых обычная жизнь немыслима. Пообщавшись в Сергеем Кармановым, корреспонденты БНК узнали о доходных маршрутах Сыктывкара, что значит «зарезинить» и как удается поднять настроение пассажиров.
- Давно вы крутите баранку общественного транспорта?
- Уже лет семь. Выучился на дизайнера, пошел работать по специальности, но что-то не срослось. Работал в газете, делал вывески в клубе — денег платить не хотели, хотя мои работы использовали.
Ушел на большегрузы, а там в какой-то момент водитель ПАЗа, который развозил людей, вышел на пенсию, меня поставили на его место. Так я стал водить междугородний автобус.
Через какое-то время пришел работать к Петрушину (перевозчик — БНК) и ездил у него три года. Он сказал, что есть «кореец», отремонтирую — буду работать на нем один. Загнал я его на яму и перебрал, начальство тогда еще пообещало премию, если с первого раза пройду техосмотр. Прошел. Но премию, конечно, так и не дали. Работал я на нем один некоторое время, потом пришел напарник, который выжил меня. И я ушел в «Автоспас».
- Как же дизайнер научился ремонтировать автобусы?
- Как и во многих профессиях в России — методом тыка. Тут залез, что-то сделал, там открутил — вот и разобрался. На автомеханика я не учился, тем более тут корейская техника.
- Какие маршруты самые «лакомые»?
- №18, №46. Летом «шестерка» хороша, километраж маленький, а пассажиров много. Маршруту №3 в плане заработка - ничто. За полную смену бывало только рублей 300 получишь. При этом автобус ремонтируешь сам.
У Петрушина зарплата складывается так: 25 процентов получает водитель, 14 — кондуктор. То есть кондуктор получает плату не из моего кармана. В городе же все что заработано за день собираю, из этой суммы я должен оплатить аренду транспорта (в среднем две тысячи), обед свой и кондуктора, заправиться и выдать кондуктору зарплату. Если ездил, например, на маршруте №44, практически ничего не оставалось.
- Пассажиры часто жалуются, что водители гоняют, нарушают правила...
- У меня за весь стаж работы три штрафа, из них два - за превышение, а третий прямо в гараже получил за технеисправность. Не все относятся к перевозкам с «правильной точки", в основном, раз вышел на линию — главное билеты. Не задумываются, что надо мало-мальски правила соблюдать, людей ведь перевозят.
- С агрессией на дорогах встречаетесь?
- Постоянно, особенно это заметно на маршруте №18. Трасса до Эжвы загружена, а правая полоса - для движения автобусов, но людям это не объяснишь. Например, на Емвале есть развязка, объезжаешь ее справа, а из соседнего ряда кто-нибудь высовывается на машине и специально перекрывает дорогу, открывает окна и начинает кричать. И никто не смотрит, что по правилам автобус должен ехать справа, все знают только, как ездит легковая машина.
А по времени? Бывает немного заедешь на обочину, чтобы объехать пробку, а люди начинают возмущаться. И никто не понимает, что автобус ездит по расписанию, и я обязан уложиться в интервал. Тут получается замкнутый круг: опоздаешь — возмущаются пассажиры, объедешь пробку — сигналят и кричат водители легковых автомобилей.
У меня драк не случалось, а другие рассказывали, как водители дорогих машин догоняли автобус и махали кулаками.
- А между собой водители автобусов конфликтуют?
- Бывает, если «зарезинил» кого-то, то есть задержался на остановке и не оставил пассажиров следующему автобусу, начинают потом подрезать, проявлять недовольство.
- Чем чаще всего недовольны пассажиры?
- Например, если не объявляются остановки. Микрофоны во всех автобусах отключены, объявлять может только кондуктор, а окна заморожены зимой, и он сам не всегда видит, где проезжаем. Поэтому часто покупаем за свой счет оборудование, которое в автоматическом режиме объявляет остановки.
Обижаются, если не ждем пассажиров. Мы стоим на остановке до победного, пока позволяет время. И если бежит какой-нибудь пассажир, но у нас уже нет времени ждать — приходится уезжать. А им не объяснишь. Особенно бабушки расстраиваются, бывает даже ждут потом, когда мы снова поедем, и жалуются. Поэтому теперь, если вижу, что бабушка какая-нибудь идет, буду ждать, и пусть сбивается время.
- Напряженная все-таки работа водителя. Как же вы расслабляетесь после трудового дня?
- Я с дочкой хожу на сноуборде кататься!
- Как я заметила, у вас в автобусе пассажиры едут с улыбкой. Как удается этого добиться?
- Меня многие уже запомнили, я никогда не отказываю в помощи. Часто приходится оставлять место водителя и помогать занести детскую коляску в автобус или помогать инвалиду-колясочнику. Мне несложно, удивляет, что пассажиры-мужчины смотрят и ничего не предпринимают. Люди благодарят, от этого поднимается настроение у меня и у них.
Стараюсь улыбаться сам и кондуктора тренирую улыбаться людям. Зачем ходить хмурой? К пассажирам с улыбкой и вежливостью, и они к тебе так же.
Комментарии (32)
Еще на "корейце" на 23 маршруте ездит классный водитель - Александр вроде зовут. Приятно ездить. Всегда стараюсь к ним попасть)) Просто приятно там находится, кондуктор вроде не злой, и тепло в автобусе.
А ты будешь бегать по страховым и автосервисам
Водителю автобуса уважуха
подавится за копеечку !
А тут сидит такой самородок. Внешность на самом деле обманчива... На удивление очень приветливый и культурный парень.